БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение ситуации, складывающейся вокруг возрастающей мощи новых стран-гигантов и тех тенденций их возможного интегрирования, которые просматриваются в ходе происходящих между правительствами этих стран саммитов. Попытки сближения стран группы БРИКС являются вызовом сложившемуся мировому лидерству США. [2]
Для достижения поставленной в реферате цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть динамику процесса сближения стран группы БРИКС.
Выяснить экономические потенциалы стран этой группы в начальный период сближения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……………………………...... 3
Общая характеристика стран группы БРИКС………………………………….…………5
БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии……………………….………9
Основные макроэкономические показатели стран БРИКС………………….………….15
Повышение роли стран группы БРИКС в мировой экономике………………….……..17
Заключение………………………………………………………………………...……………….19
Список использованных источников………………………………………………………...…...20

Файлы: 1 файл

БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии.docx

— 104.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, БРИК – это реальная сила на мировой  арене, и не только на экономическом  поле. Поэтому, как представляется, участие в БРИКС отвечает интересам  России по целому ряду причин:

1. Через БРИКС,  тем более с учетом укрепления  в перспективе его механизмов, Россия получает достаточно мощный  инструмент наращивания своего  политического веса на международной  арене, который после распада  СССР существенно уменьшился, и,  соответственно, продвижения своих  стратегических приоритетов в  мировых делах. 

2. Страны БРИКС  уже выступают практически как  единомышленники при рассмотрении  крупных проблем в ООН и  на других форумах, включая  «экономическую двадцатку». Россия  в принципе могла бы играть  роль  связующего звена, как  между членами самого БРИК (со  всеми ними у нас существуют  хорошие отношения), так и между  БРИК и «большой восьмеркой».  Членство в БРИК объективно  усиливает наши позиции в диалоге  с США и ЕС по всему спектру  важнейших проблем современного  мира.

3. Участие в БРИКС  открывает для России широкие  возможности  доступа на новые  финансово-экономические рынки.  Россия не только сохранит  статус главного экспортера энергоресурсов  для этих стран, но и может  стать важнейшим поставщиком  в них современных технологий (ядерная энергетика, сотрудничество  в освоении космоса, энергетическое  машиностроение, новейшие виды вооружений). Это будет способствовать укреплению  конкурентоспособности России как  крупнейшего мирового экономического  «игрока».

4. Хотя БРИКС  и не является жестко организованным  союзом и   процессы его институционализации идут медленно, само его существование как пятистороннего механизма согласования подходов может быть успешно использовано для продвижения наших внешнеполитических интересов, развития стратегического партнерства с входящими в него странами, создания определенного противовеса влиянию Запада в мировой политике и экономике.

В связи с этим  важна  необходимость закрепления  нашего политического и интеллектуального  лидерства в БРИКС, а несомненная  важность этой организации для российской внешней политики и прогнозируемое возрастание ее влияния в мировых  делах диктует необходимость  разработки нашего стратегического  подхода к участию в этом нестандартном, но весьма многообещающем формате.

 Феномен БРИКС на сегодняшний день – не только декларации о совпадающих интересах или целях. Сотрудничество в этом формате уже приносит конкретные практические плоды, которые отвечают российским интересам. Например, на  63 Сессии Генассамблеи ООН партнеры по БРИКС поддержали достаточно важные для нас проекты резолюций о мерах транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности, проект резолюции в области информационной безопасности и проект о недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Последний проект особенно важен для наших усилий по противодействию активизации идеологии и проявления, в том числе и неонацизма.

Другой пример показывающий, что БРИКС уже реально работает – это то, что  своими скоординированными усилиями Россия, Бразилия, Индия и  Китай внесли решающий вклад в  обеспечение принятия на лондонском Саммите «двадцатки» решения  о преобразовании формы финансовой стабильности, в которые ранее  входили ведущие промышленные развитые страны Запада и финансовые организации, в более представительный Совет  финансовой стабильности, включающий сегодня все страны «двадцатки». Причем, данный Совет был наделен расширенными полномочиями в сфере укрепления финансового надзора и регулирования. Затем на встрече министров финансов в Лондоне в сентябре 2009 года был одобрен общий подход, который лидеры наших стран реализовали на Саммите «двадцатки» в Питтсбурге, сумев провести решение о перераспределении 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном банке от старых членов этих международных институтов в пользу новых развивающихся экономик.

Используя формат БРИКС, Россия может более веско предлагать свои пути преодоления мирового кризиса, в частности, в рамках «двадцатки», что объективно способствует усилению нашего влияния на глобальную экономику, и не только через энергетическую сферу.

Таким образом, можно  сказать, что взаимодействие в рамках БРИКС уже продемонстрировало, что  этот формат может сыграть свою позитивную стабилизирующую роль в мировых  делах, в том числе для согласования более справедливых «правил игры», соблюдения законных интересов всех стран , в том числе на этапе выхода из кризиса. В настоящее время в экономическом измерении приоритетное значение имеет проведение  согласованной линии группы БРИКС в «двадцатке».

Кроме этого внутри группы БРИК у нас достаточно много  точек соприкосновения в экономической  сфере. В сентябре 2009 года в Казани прошла под эгидой БРИК международная  конференция по конкуренции. В ее рамках было принято четырехстороннее коммюнике, одним из подписантов  был наш ФАС, в котором зафиксирована  договоренность о налаживании обмена опыта и сотрудничества в области  антимонопольного урегулирования. Причём было принято решение, что такие  конференции будут проходить  на регулярной основе.

Таким образом, БРИКС может, рассматривается МИДом России как важный инструмент нашей многополярной дипломатии. Российский подход определяется пониманием, что сотрудничество в рамках БРИКС будет развиваться постепенно, по мере накопления взаимного доверия и опыта, скоординированной деятельности там, где наши интересы совпадают. Применительно к международной безопасности речь идет, прежде всего, о борьбе с терроризмом и экстремизмом, противодействия другим вызовам и угрозам.

Возникают вопросы: от чего и куда движутся страны БРИК и Россия? Взаимосвязано ли их движение? Есть несомненное общее:

  1. Сегодня БРИКС – страны догоняющего развития. Они с большим историческим опозданием вступили на путь капитализма в экономике; вступили, отягощенные колоссальным грузом внутренних проблем (у каждой страны своих); и в период, когда в его старых центрах капитализм далеко ушел от классической модели к новой, глобальной. Но даже эта констатация дается не без сомнений. Налицо очевидные различия: если капитализм в Бразилии и Индии не вызывает сомнений, то Китай ни по формальным, ни по фактическим критериям не подходит под определение капиталистического. Российскую модель пока не называют безоговорочно капитализмом ни дома, ни за границей.
  2. Концепция догоняющего развития имеет смысл лишь при линейном взгляде на историю: что все страны неизбежно пройдут одними и тем же путем, только в разные сроки. Но подобный взгляд не воспринимается сегодня  как бесспорный.
  3. Общим моментом считаются для стран БРИК потенциальные возможности их как рынков. Закономерен вопрос: возможности для кого – для экономик самих этих стран или для ТНК? Если страны БРИК смогут использовать свои ресурсы для собственного развития, где гарантия, что США– а возможно, и другие центры «старого» капитализма – не перейдут к политике сдерживания растущих конкурентов?  В любом случае, простое повторение, воспроизводство открытого западным капитализмом пути – это стратегическое отставание, скорее всего необратимое по последствиям. Иными словами, страны БРИК – это не только потенциальные рынки и возможности, не только (возможная) будущая сила, но и сегодняшняя уязвимость. Эта последняя у пяти стран тоже различна и определяется специфическим для каждой страны комплексом факторов.

Возможно ли такое  политическое партнерство стран  БРИКС, которое было бы устойчивым во времени и не ограничивалось текущими вопросами их взаимоотношений, а  также их связей с мировыми и глобальными  экономикой и политикой? – В принципе, конечно да, но с оговорками.

Первое и главное: политическое партнерство стран  БРИК не возникнет на откровенно антиамериканских исходных политико-идеологических посылках. Во всяком случае, Америка должна еще  очень сильно постараться, чтобы  довести дело до появления антиамериканской БРИК. Политическое партнерство стран  группы может вступать в конфликт с позицией США по конкретным вопросам, прежде всего коммерческого и/или экономического плана. Но антиамериканизм как общая принципиальная позиция неприемлем сейчас и в видимой перспективе для Бразилии, Индии, особенно для Китая. Все эти страны в обозримом будущем вряд ли окажутся, расположены бросать вызов сложившемуся мироустройству. Использовать фактический миропорядок в своих интересах, корректировать его в частностях, по возможности сдерживать самонадеянность и эгоизм США, когда это прямо затрагивает страны БРИК – да; но не взламывать. На последнее ни у одной страны БРИК и у всей этой группы нет в настоящее время ни ресурсов, ни мотивации, ни реальных идей - чем заменить существующее мироустройство. Идея многополярности таковой быть не может Так как в  современных международно-политических условиях означает не более чем слабую «системную оппозицию» политическому лидерству США в мире.

Второе: какая-либо интеграция на базе БРИКС нереальна (что не исключает возможности  многосторонних проектов в любых  вариантах). Но трансформация политического  партнерства в политический союз в принципе возможна. В прошлом  союзы имели смысл и были практически осуществимы и функциональны между, прежде всего сопредельными странами. Этим достигалось единство действий, чаще всего военных. В эпоху глобальных коммуникаций становятся в принципе возможны партнерство и союзы стран, не только не имеющих общей границы, но и значительно удаленных друг от друга. Технически подобный союз стран БРИКС осуществим уже сегодня. Однако какие цели он мог бы преследовать, какие задачи решать ─ сегодня не очевидны. [1]

 

  1. Основные макроэкономические показатели стран БРИКС

На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд. человек) и 14,6 % мирового ВВП. Бразилия, Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн. т), 50 % свинины (более 50 млн. т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн. т), 30 % говядины (ок.20 млн. т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд. га) общемировых пахотных земель. Страны БРИК обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы. Благодаря успешно проведенным реформам экономическая ситуация в ЮАР с 1997 года также характеризуется ростом ВВП на душу населения не менее 3% ежегодно.

Глобальная экономическая  команда Goldman Sachs выпустила отчёт по исследованию БРИК в 2005. Отчёт утверждает, что в странах БРИК число людей с годовым доходом более 3000 $ удвоится в течение трёх лет и достигнет 800 млн. человек в течение десятилетия. Это предсказывает массивное увеличение среднего класса в этих странах. К 2025 вычислено, что число людей в странах БРИК, зарабатывающих более чем 15 000 $, может превысить 200 млн. Это говорит о том, что огромная нагрузка в спросе не будет ограничена лишь основными товарами, но и повлияет на более дорогие товары. Согласно отчёту, сперва Китай, а десятилетие спустя и Индия начнут доминировать над мировой экономикой. Всё же, несмотря на рост, средний уровень богатства людей в более развитых экономиках продолжит опережать этот средний показатель в странах БРИК. Goldman Sachs оценивает, что к 2025 доход на душу в шести самых густонаселённых странах ЕС превысит 35 000 $, тогда как только приблизительно у 24 млн. человек в БРИК будут подобные уровни дохода.

Отчёт также выдвигает  на первый план большую неэффективность  Индии в использовании энергии  и упоминает о значимой недопредставленности этих экономик на глобальных рынках капитала. Отчёт также подчеркивает огромное население БРИК, которое создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой Шестёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Это явление затронет мировые рынки, поскольку многонациональные корпорации попытаются использовать в своих интересах огромные потенциальные рынки БРИК, производя, например, намного более дешёвые автомобили и другие товары промышленного назначения, доступные потребителям в пределах БРИК вместо роскошных моделей, которые в настоящее время приносят большие доходы в автомобилестроении. Индия и Китай уже начали делать своё присутствие ощутимым в обслуживании и производственном секторе на мировой арене. Развитые экономики мира уже сделали серьёзные заметки этого факта.

Второй отчёт подготовленный ведущими авторами Тушаром Поддаром и Евой И , даёт понимание «возрастающей способности Индии к росту». Отчёт показывает обновленные числа проектирования, приписанные возрастающим тенденциям роста Индии за прошлые четыре года. Goldman Sachs утверждает, что «влияние Индии на мировую экономику будет больше и более быстрым чем подразумеваемый в нашем ранее изданном исследовании БРИК». Они отметили существенные области научных исследований и развития, и экспансию, которая приведёт к процветанию растущего среднего класса.

У Индии есть 10 из 30 наиболее быстро растущих городских областей в мире и, основываясь на происходящих тенденциях, мы оцениваем, что массивное  число в 700 миллионов человек двинутся в города к 2050. Это будет иметь существенное значение для спроса на городскую инфраструктуру, недвижимость и услуги.

В пересмотренных числах 2007 года, основанных на увеличенном и удерживающемся росте, большом притоке в иностранном прямом инвестировании, Goldman Sachs предсказывает, что «с 2007 до 2020, валовой внутренний продукт Индии на душу населения, выраженный в долларах США, будет учетверён» и что индийская экономика превзойдет Соединённые Штаты к 2043. Это говорит о том, что эти четыре страны как группа настигнут G7 к 2032 году.

Десятка крупнейших экономик мира к 2050, по номинальному ВВП (миллиардов долл.), по версии Goldman Sachs

 

  1. Повышение роли стран группы БРИКС в мировой экономике

Экономическая политика государства наряду с инвестиционной, финансово-кредитной, социальной, налоговой, бюджетной, научно-технической включает и внешнеэкономический аспект. В свою очередь, для частного бизнеса выход на международные рынки способствует увеличению масштабов производства, его дальнейшему развитию, росту прибыли, а также доступу к уникальным ресурсам другой страны.

Компании стремятся  расширить свое присутствие на рынках быстроразвивающихся стран с  долгосрочными перспективами экономического роста, таких как Бразилия, Китай, Индия, Россия и страны Африки. Основными  причинами такого роста являются правительственное реформирование, направленное на привлечение инвестиций, большая емкость этих рынков, население  стран, которое больше начинает интересоваться товарными новинками, а также  дешевая, относительно стран Запада, инфраструктура. Не удивительно, что страны, обладающие колоссальными ресурсами и демонстрирующие в последние десятилетие стабильно высокий экономический рост, стремятся войти в мировую экономико-политическую элиту. Необходимость равномерного развития собственных экономик, а также существование Европейского союза и блока стран «Большой восьмерки» обусловили объединение стран БРИКС в единую взаимодополняющую группу, голос которой на геополитической арене мира будет звучать сильнее, чем США и стран Запада.

Информация о работе БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии