Бразильская федерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:04, доклад

Описание работы

Бразильская федерация (в конституции чаще употребляется термин "союз") обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ (по своему правовому положению округ также является субъектом федерации в отличие, например, от США), но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, - муниципии. Согласно ст. 1 конституции, Бразилия - "нерушимое единство" штатов, федерального округа и муниципий. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории.

Файлы: 1 файл

Бразильская федерация.docx

— 27.24 Кб (Скачать файл)

Бразильская федерация (в  конституции чаще употребляется  термин "союз") обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы  не только штаты и федеральный  округ (по своему правовому положению  округ также является субъектом  федерации в отличие, например, от США), но и административно-территориальные  единицы, на которые разделены штаты, - муниципии. Согласно ст. 1 конституции, Бразилия - "нерушимое единство" штатов, федерального округа и муниципий. Федеральным законом могут также  создаваться управляемые из центра федеральные территории. После принятия конституции 1988 г. две федеральные  территории были преобразованы, превращены в штаты или присоединены к  штатам. В результате в настоящее  время в Бразилии 26 штатов и федеральный  округ (последняя территория Пернамбуку тоже преобразована в штат, хотя в конституции сохраняются нормы, детально регулирующие правовое положение территорий), а также приблизительно 4300 муниципий, на которые разделены штаты.

Бразильская федерация, с  одной стороны, построена на основе концепции кооперативного федерализма, но с другой - особенно на практике - это высокоцентрализованная федерация. Первое находит свое выражение в "трехэлементном" подходе к  структуре федерации, в расширении полномочий ее субъектов и в стремлении установить в конституции широкий  круг вопросов совместной компетенции. Второе выражается в организации  федерации, в концепции федеральной  интервенции, в "жестком" порядке  взаимоотношений федеральных органов  и органов штатов.

При размежевании компетенции  в Бразилии используется довольно сложный  подход, который предполагает распределение  предметов ведения с учетом роли не только союза и штатов (как  это принято в других федерациях), но и федерального округа и муниципий. Различаются три основные сферы, компетенции: исключительная компетенция  союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий  и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального

 округа (без муниципий). Последняя охарактеризована в  конституции как совместная компетенция  этих образований (союза, штатов, округа) "по законодательству" (муниципальные органы законов  не издают, хотя в отдельных  местах объемной бразильской  конституции есть упоминания  о законах муниципий, под которыми  понимаются скорее всего их нормативные правовые акты). Кроме того, наряду с общим положением о компетенции союза говорится об исключительной компетенции союзного законодательства. Штаты имеют остаточную компетенцию: они вправе самостоятельно решать вопросы, не входящие в исключительную федеральную компетенцию и в совместную компетенцию. Но если по предметам ведения совместной компетенции издан федеральный закон, он имеет высшую силу по сравнению с законом штата.

Исключительная компетенция  союза изложена в 24 пунктах, некоторые  из них разделены на подпункты. Это  сношения с иностранными государствами  и международными организациями, вопросы  войны и мира, обороны страны, налоги, денежное обращение, управление связью и многие другие вопросы. К исключительной компетенции союза отнесены гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное и трудовое право, гражданская и военная реквизиция в чрезвычайных условиях и во время войны, вода, энергия, информатика, теле- и радиовещание, почтовая служба, организация судов, прокуратуры и др. Более детальное определение этих полномочий отнесено к сфере дополнительного закона, который может разрешить штатам законодательствовать в некоторых областях, охватываемых сферой исключительного федерального законодательства.

Совместная компетенция  союза, штатов, федерального округа, муниципий  изложена в 12 пунктах, среди которых: зашита конституции, законов, демократических  институтов; охрана публичной собственности; сохранение культурных ценностей и  исторических документов; обеспечение  доступа к науке и образованию; сохранение лесов, фауны и флоры  и др. Детальное размежевание полномочий также осуществляется дополнительным законом.

Третья сфера - совместная компетенция союза, штатов и федерального округа - включает: налоговое, финансовое, пенитенциарное право производство и потребление, образование, культуру, социальное обеспечение, защиту юношества  и др. (всего 16 пунктов). В этой сфере союз устанавливает только общие принципы, а детальное регулирование осуществляется штатами и федеральным округом.

В вопросах о собственности  союза, штатов, федерального округа, муниципий  при размежевании их компетенции  конституция исходит из идей их сотрудничества (это не относится к территориям, так как собственность территории - федеральная собственность). Союз, штаты, округ, муниципии имеют свою собственность. Основные природные богатства и важнейшие сооружения, связанные с использованием природных ресурсов, пути сообщения, земельные участки и сооружения, предназначенные для военных целей, приграничные острова и зоны, морские и речные пляжи и т.д. принадлежат федерации. Штаты имеют право собственности на поверхностные и подземные воды, земли, предназначенные для целей развития, на другие объекты. Своей собственностью обладают, как уже говорилось, и муниципии. При этом конституция устанавливает, что штаты, федеральный округ, муниципии участвуют в эксплуатации и доходах от федеральной собственности, но налоговые доли штатов и муниципий очень невелики.

Штаты имеют свои конституции, система их органов во многом аналогична федеральной системе. В штатах образуются органы законодательной власти (однопалатные законодательные собрания), органы исполнительной власти (избираемые населением на 5 лет губернатор и вице-губернатор}, органы судебной власти (суды штатов). Конституция запрещает штатам создавать излишне многочисленные законодательные собрания и руководимые губернатором местные правительства (по существу, это консультативные органы при губернаторе). Эти ограничения относятся и к судам: суд счетов штата должен состоять не более чем из трех человек. Для целей управления штаты могут создавать внутренние округа, другие территориальные единицы.

Суверенитетом штаты не обладают, права выхода из федерации не имеют. Вопросы о создании новых штатов (а также территорий), об их разделении и слиянии решаются федеральным  законом, их границы утверждаются сенатом, штаты могут представить только свое мнение: участия населения при изменении территориального деления не предусматривается.

Положение федерального округа аналогично положению штатов, но округ возглавляет не губернатор, а избираемый префект. Согласно конституции, федеральная территория имеет собственную  администрацию, суды, назначаемые из центра. Если на территории проживает  более 100 тыс. человек, в ней население  избирает территориальное собрание с консультативными (при губернаторе) функциями.

Конституция предусматривает  право интервенции (вмешательства) федерации в дела штатов. Интервенция возможна только в следующих восьми случаях: для обеспечения целостности страны, воспрепятствования иностранному вторжению, в случае угрозы публичному порядку, для свободного осуществления власти, защиты конституционных принципов (республиканской формы правления, представительной системы, демократического режима, прав человека), защиты муниципальной автономии, исполнения судебного решения и в случае, если штат в течение двух лет не платит взносы в федеральный бюджет (за исключением случаев непреодолимой силы). Президент принимает декрет о вмешательстве по просьбе законодательной или исполнительной власти (в том числе власти штата), Федерального верховного суда или генерального прокурора. В этом декрете определяются сроки и пределы вмешательства (в частности, возможно по опыту предшествующих лет использование воинских подразделений или частей). Декрет предварительно обсуждается в Совете республики или в Совете национальной обороны (оба эти органа имеют такие полномочия), рассматривается в высших органах суда и прокуратуры, но само объявление федерального вмешательства относится к совместным полномочиям палат парламента. На деле, в условиях латиноамериканской действительности, и не только в Бразилии, но и в других латиноамериканских федерациях, такие меры предпринимал именно президент. К тому же по самой конституции декрет президента о вмешательстве может быть согласован не с Национальным конгрессом, а с законодательным органом штата, что дает возможность обойти парламент.

Федеративное устройство Российского государства — это  его национально-территориальная  организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей —  субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее  из равноправных субъектов. Их несколько  видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе  основ конституционного строя.

1. Первым Конституция РФ  называет государственную целостность,  которая лежит в основе устройства  Российской Федерации. Государственная  целостность означает, что Российская  Федерация — цельное, единое  и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие  государства и государственные  образования. Они не имеют права  выхода из состава Федерации,  что соответствует международным  стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация  — государственное по своей природе  объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и  развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение  длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования  в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались  центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения  своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе  единого государства.

В преамбуле нынешней Конституции  РФ подчеркивается, что многонациональный  народ Российской Федерации сохраняет  исторически сложившееся государственное  единство. Российская Федерация имеет  все признаки государства, выступает  субъектом международного права. Она  имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное  верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется  единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она  сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции  РФ предусмотрены гарантии государственной  целостности РФ. Большую роль здесь  играет Президент РФ, на которого возложена  обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

2. Единство системы государственной  власти тесно связано с государственной  целостностью и ею обусловлено.  Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает  единую систему власти. Она проявляется  в суверенитете РФ, наличии общефедеральных  органов государственной власти, чьи полномочия распространяются  на всю ее территорию, верховенстве  федеральных Конституции и законов.  Структура государственной власти  многосложна. Субъекты федерации  пользуются значительной самостоятельностью  в осуществлении государственной  власти. Вне пределов компетенции  Российской Федерации эти субъекты  обладают всей полнотой государственной  власти. Однако они должны признавать  конституционное разграничение  компетенции между ними и федерацией  в целом, верховенство федеральных  конституций и законов и исполнять их.

Система государственных  органов субъектов федерации  устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского  государства в целом. Особенно большое  значение для единства системы государственной  власти имеет то, что федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации  образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения  Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения  федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

3. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти се субъектов  — еще один принцип федеративного  устройства России. Конституция РФ определяет:

1.     перечень вопросов  ведения Российской Федерации  (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

2.     предметы совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

3.     Конституция  РФ закрепляет полноту власти  субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е.  первой группы предметов ведения)  и вне пределов полномочий  федерации по второй группе  вопросов — предметам совместного ведения.

Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

В пределах своей компетенции  и федерация и субъекты федерации  принимают правовые акты, решают вопросы  государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются  федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Информация о работе Бразильская федерация