Анализ экспорта иностранного капитала в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования вопросов налогообложения иностранных юридических лиц обусловлена включением России в глобализирующуюся экономику, требующим соответствия налоговых механизмов Российской Федерации международным стандартам, а также осуществлением глубокой реформы налогового законодательства Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 33.09 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Представить современный российский рынок без присутствия на нем иностранных компаний невозможно. Иностранные организации работают во всевозможных областях российского бизнеса: торговле, строительстве, сфере услуг, в банковской, финансовой и многих других сферах. Естественно, что для нормального функционирования любого бизнеса необходимо четкое понимание места той или иной компании в законодательной системе России.

Актуальность исследования вопросов налогообложения иностранных юридических лиц обусловлена включением России в глобализирующуюся экономику, требующим соответствия налоговых механизмов Российской Федерации международным стандартам, а также осуществлением глубокой реформы налогового законодательства Российской Федерации.

В этой связи одной из важнейших проблем является устранение международного двойного налогообложения, поскольку налогообложение одного объекта в нескольких странах приводит к нецелесообразности ведения экономической деятельности за рубежом, затрудняет товарооборот, свободное перемещение капиталов и лиц и, как следствие, препятствует развитию внешнеэкономических связей, экономическому росту и участию государств в международном разделении труда.

Цель работы заключается  в исследовании вопросов налогообложения иностранных юридических лиц.

Объектом исследования является налогообложение иностранных юридических лиц.

Предметом исследования выступает механизм налогообложения иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

При подготовке работы были использованы законодательные, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы международного налогообложения.  
Глава 1 Основные понятия налогообложения доходов иностранных юридических лиц

Под иностранными организациями российское законодательство понимает иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государств, в которых они учреждены.

Говоря об особенностях налогообложения иностранных организаций в РФ, прежде всего, следует определиться со статусом той или иной иностранной компании в системе налогообложения РФ. Ст. 306 НК РФ предусматривает два основных типа деятельности иностранных организаций на территории России.

Тип 1: когда иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через своё постоянное представительство. Концепция «постоянное представительство», с помощью которой решается вопрос, должна ли иностранная организация платить налог на прибыль в государстве нахождения такого постоянного представительства, воспринята большинством стран. При этом многие страны при корректировке своего налогового законодательства все более ориентируются на установившиеся нормы международных соглашений, закрепленные в типовой модели, разработанной под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Исследование сложившегося в российской практике понятия постоянного представительства позволило вывести следующие основные признаки, наличие которых в совокупности достаточно для признания иностранной организации действующей через постоянное представительство:

1) наличие определенного  «места деятельности» в России (отделения);

2) осуществление через  это отделение предпринимательской  деятельности;

3) осуществление предпринимательской  деятельности на «регулярной»  основе.

Тип 2: когда предпринимательская деятельность, осуществляемая иностранной организацией на территории России, не создаёт постоянного представительства этой организации в РФ.

В зависимости от того или иного типа деятельности иностранных компаний в России, налоговые органы по разному взимают налоги с доходов от предпринимательской деятельности этих компаний, получаемых ими из источников, находящихся на территории РФ.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной организации (п. 4 ст. 286 НК РФ). Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации и определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ. В п. 1 ст. 309 НК РФ установлены виды полученных иностранной организацией доходов (в случае если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в порядке, установленном ст. 310 НК РФ. При определении налоговой базы по указанным доходам из их суммы могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном ст. 268, 280 НК РФ. Однако, если расходы не признаются таковыми для целей налогообложения, с таких доходов налог исчисляется по ставке 20%. К доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации относятся в том числе:

• доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

• доходы по долговым обязательствам российских организаций (за исключением доходов, полученных по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов);

• доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;

• доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций;

• штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ экспорта иностранного капитала в РФ

С целью раскрытия роли иностранного капитала для экономики страны проведен анализ рынка иностранного капитала в России. Положительной динамикой является тот факт, что объем инвестиций за период с 2000г. по 2010г. неуклонно растет (табл.1). Исключение составляет 2008 и 2009гг., когда в результате мирового финансового кризиса объем инвестиций существенно снизился по сравнению с предыдущим годом. Однако в 2010г. отмечается значительный рост иностранных инвестиций в экономику России.

 Таблица 1 «Инвестиции иностранных инвесторов в экономику России»

Годы

Млн. долларов США

В % к предыдущему году

2000

10958

114,6

2001

14258

130,1

2002

19780

138,7

2003

29699

150,1

2004

40509

136,4

2005

53651

132,4

2006

55109

102,7

2007

120941

219,5

2008

103769

85,8

2009

81927

79

2010

114746

140


 

 

По результатам проведенного исследования рынка иностранного капитала в России сделаны следующие выводы:

- по состоянию на 1 октября 2011г. на территории Российской  Федерации осуществляли деятельность 19977 организаций с участием иностранного  капитала и 260 структурных подразделений  иностранных неправительственных  организаций;

- имеющиеся внутренние  ресурсы страны не в состоянии  обеспечить текущие потребности  в технической и технологической  модернизации экономики России;

- при неизменном росте  объема инвестиций за последние  десять лет, объем кредитов в  составе прочих инвестиций продолжает  значительно превышать прямые  и портфельные;

- около 50% инвестиций за 2010г. поступила из стран с низким  уровнем налогообложения или  офшорных стран, что позволяет  говорить о том, что большая  часть инвестиций из-за рубежа  не совсем иностранные, поскольку  имеют российское происхождение;

- для иностранных инвесторов  наибольший интерес представляют  отрасли с быстрой и эффективной  отдачей на вложенный капитал  или отрасли с высокими экологическими  издержками. Наименее привлекательными  оказываются отрасли с длительным  циклом оборота капитала либо  менее конкурентоспособные на  внешнем рынке;

- на региональном уровне  существует отчетливо проявляющаяся  дифференциация субъектов федерации  по инвестиционному климату. Основная  доля инвестиций сосредоточена  в регионах с высоким экономическим  потенциалом и незначительным  предпринимательским риском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов иностранных юридических лиц

Для решения проблем налогообложения доходов иностранных юридических лиц рассмотрим следующую задачу.

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве. При этом возникает проблема двойного налогообложения дохода.

Необходимым условием создания эффективного механизма устранения международного двойного налогообложения является совершенствование законодательства, регулирующего налогообложение внешнеэкономической деятельности.

Анализ международного опыта налогообложения позволяет выявить недостатки действующего российского законодательства в области международного налогообложения  с целью определения возможностей для использования международных принципов при его совершенствовании.

Для повышения эффективности системы налогообложения доходов иностранных организаций в Российской Федерации рационально внести в законодательство следующие дополнения:

  • определить ключевой критерий понятия «постоянное представительство» иностранной организации - критерий регулярности. Регулярной в целях  определения постоянного представительства рационально считать деятельность иностранной организации, осуществляемую через обособленное подразделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, т.е. в тех случаях, когда у иностранной организации возникает обязанность встать на учет в налоговом органе Российской Федерации;
  • отказаться от использования института постоянного представительства  в отношении виртуальной деятельности и установить порядок налогообложения доходов от этой деятельности у источника выплаты дохода вне зависимости от  привязки к местности, присутствия уполномоченных лиц или наличия имущества;
  • дополнить  соответствующие статьи главы 25 НК РФ положениями, предусматривающими возможность определения прибыли постоянного представительства иностранной организации косвенными (условными) методами на основе доходов, либо расходов с применением понижающих коэффициентов исходя из нормы рентабельности 25%.
  • закрепить в главе 25 НК РФ порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями при ведении деятельности на стройплощадке. Рационально предусмотреть для таких организаций расчет налоговой базы и уплату налога на прибыль организаций по первому отчетному сроку, наступающему после превышения срока, установленного в международном соглашении, исходя из общего объема выполненных с начала существования стройплощадки работ;
  • отказаться в статье 309 НК РФ от абстрактного показателя доли «недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации» - эмитента акций, в случае превышения которой доходы от реализации акций иностранными организациями подлежат налогообложению у источника в России, и применять вполне конкретный показатель доли «основных средств, числящихся на балансе российской организации, в общей величине ее активов», соответственно понизив критерий доли;
  • внести в статью 310 НК РФ дополнение, ограничивающее возможность распространения освобождения от налогообложения в России доходов организаций – резидентов государств, в которых получаемые ими доходы не подлежат налогообложению или подлежат налогообложению по ставке менее 10 процентов. В таких случаях необходимо  предусмотреть налогообложение указанных доходов у источника их выплаты в Российской Федерации по ставке 20 процентов;
  • предусмотреть процедуру освобождения от налогообложения в Российской Федерации доходов иностранных организаций на основе специально разрабатываемых форм с предварительным согласованием налоговым агентом с налоговым органом правомерности применения освобождения на основе положений международных договоров. Внести дополнения в статью 312 НК РФ, предусматривающие процедуру применения не только соглашений об избежание двойного налогообложения, но и других международных соглашений, регулирующих налоговые вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Если иностранная компания не имеет обособленного подразделения на территории РФ и не осуществляет регулярной предпринимательской деятельности, она не может быть признана как иностранная организация, действующая в России через постоянное представительство. При этом, такая компания может иметь собственность, находящуюся на территории РФ, в том числе и недвижимость. Иностранная компания, действующая через постоянное представительство является самостоятельным плательщиком налога на прибыль и по сути приравнивается к любой российской организации.

В случае, когда иностранная компания не осуществляет регулярной предпринимательской деятельности в России и не образует своего постоянного представительства, налоговое законодательство РФ возлагает обязанность уплаты налога на прибыль на источник дохода.

В последние годы Российский рынок становиться всё более привлекательным для зарубежных компаний. Политика руководства нашей страны, направленная на повышение прозрачности финансовой, налоговой, административной систем постепенно начинает приносить плоды. Всё большее количество иностранных организаций обращают своё внимание на перспективы развития инвестиционного рынка в России. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в ближайшем будущем законодательство, регулирующее деятельность иностранных организаций в Российской Федерации будет претерпевать неизбежные изменения.

Проблема международного двойного налогообложения возникает при одновременном обложении доходов от внешнеэкономической деятельности организаций в разных государствах. Ее решение осуществляется государствами путем принятия внутренних законодательных актов, а также путем заключения международных налоговых соглашений.

 

 

Список использованной литературы

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2008. – 560 с.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с комментарием) (с изменениями на 2 ноября 2004 года), О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2003 года)
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с комментарием) (с изменениями на 30 декабря 2004 года), О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (с изменениями на 28 декабря 2004 года)
  • Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2007. № 2.
  • Полежарова Л.В. Устранение двойного налогообложения. // Финансы. 2007, № 2.

Информация о работе Анализ экспорта иностранного капитала в РФ