Афганистан как индикатор кризиса системы международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:05, реферат

Описание работы

Сегодня операция НАТО в Афганистане уже не приковывает к себе столь пристального внимания, как десять лет назад. Во-первых, эта многолетняя война Запада успела хорошенько поднадоесть международному сообществу: политикам, СМИ, обывателям. Во-вторых, все привыкли к плохим новостям о перманентной активности талибов и очередных жертвах в результате военных действий, так что это не вызывает особо острой реакции, если только страны НАТО не переживают очередной электоральный цикл. В-третьих, войска Североатлантического альянса собираются в ближайшем будущем покинуть афганскую землю, что многим дает повод говорить о войне в Афганистане как успешно выполненной миссии, являющей собой пример готовности проводить сложнейшие операции под эгидой альянса далеко за пределами его зоны ответственности.

Содержание работы

1. Введение
2. Начало войны в Афганистане
3. Роль НАТО в Афганистане
4. Пакистанская проблема
5. Стартегия Аф-Пак
6. Посткризисное восстановление Пакистана. Роль ООН, НАТО и ЕС
7. Участие России
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

афганистан Никитенко 402.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

      МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                  им. М.В.ЛОМОНОСОВА  

                                          Факультет глобальных процессов 

                                           Никитенко Александра Васильевна 
 
 
 

                                                       Реферат

              «Афганистан – индикатор кризиса системы

                             международных отношений» 
 
 
 
 
 
 

                                                           Преподаватель: проф. Албакова Фатима Юсуповна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Москва - 2011

Содержание

  1. Введение
  2. Начало войны в Афганистане
  3. Роль НАТО в Афганистане
  4. Пакистанская проблема
  5. Стартегия Аф-Пак
  6. Посткризисное восстановление Пакистана. Роль ООН, НАТО и ЕС
  7. Участие России
  8. Заключение
  9. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение

     Сегодня операция НАТО в Афганистане уже не приковывает к себе столь пристального внимания, как десять лет назад. Во-первых, эта многолетняя война Запада успела хорошенько поднадоесть международному сообществу: политикам, СМИ, обывателям. Во-вторых, все привыкли к плохим новостям о перманентной активности талибов и очередных жертвах в результате военных действий, так что это не вызывает особо острой реакции, если только страны НАТО не переживают очередной электоральный цикл. В-третьих, войска Североатлантического альянса собираются в ближайшем будущем покинуть афганскую землю, что многим дает повод говорить о войне в Афганистане как успешно выполненной миссии, являющей собой пример готовности проводить сложнейшие операции под эгидой альянса далеко за пределами его зоны ответственности. В-четвертых, у Запада появилась свежая, куда более интересная и, заметим, гораздо легче выполнимая задача – свержение полковника Каддафи в Ливии. На фоне тяжелой позиционной войны в Афганистане, требующей больших затрат, операция в Ливии является своего рода легкой прогулкой.

  Действительно, в Ливии не надо держать более 132 тысяч человек для поддержания видимости порядка и стабильности и тратить ресурсы на обеспечение 28 так называемых Групп восстановления провинций, разбросанных по всему Афганистану и занимающихся различными социальными и инфраструктурными проектами. Именно в Афганистане, а не в Ливии для того, чтобы решить проблему ресурсного голода, НАТО требуется присутствие 48 стран, не только ведущих держав мира (США, Франции, Германии, Великобритания) но и небольших государств, чей вклад в общее дело создания стабильности и наведения порядка в этой стране ограничивается не более чем десятью военнослужащими или специалистами .

Именно  в Афганистане, а не в Ливии  США и НАТО потеряли сотни человек  убитыми , еще больше погибло мирных афганцев в результате неосторожных или халатных действий Североатлантического альянса.

Однако  может сложиться так, что ливийская  «легкая воздушная прогулка»  через какое-то время также превратится  в сложнейшую проблему, которая, возможно и не станет «лакмусовой бумажкой»  для будущего НАТО, но может создать  дополнительные трудности политического и функционального характера для организации. Ведь война США и ее союзников в Афганистане тоже начиналась с воздушных бомбардировок.  
 
 

                                           Начало войны в Афганистане

    Войне в Афганистане предшествовали трагические события – теракты 11 сентября 2001 г., после которых тогдашний президент США, республиканец Джордж Буш-младший, объявил войну международному терроризму в лице «Аль-Каиды» во главе с Усамой бен Ладеном и режиму талибов в Афганистане, территория которого к тому моменту стала основной базой международного терроризма, где под крылом радикального исламского движения «Талибан»  нашли свое пристанище радикальные исламистские боевики.

    Буш направил американские войска зачищать Афганистан от талибов, заручившись дипломатической поддержкой многих стран мира, среди которых была и Россия. Правовой основой для военных действий США стал пункт 51 Главы VII Устава ООН о праве «на индивидуальную или коллективную самооборону». Перед американцами стояли три главных цели: уничтожить бен Ладена, покончить с «Аль-Каидой» и свергнуть режим талибов.

     7 октября 2001 г. президент США санкционировал нанесение воздушных ударов по столице Афганистана Кабулу и ряду других городов. Началась военная операция «Несокрушимая свобода» (“Enduring Freedom”), в которой самое активное участие принял ближайший союзник США – Великобритания. Если американцы и британцы в основном занимались нанесением воздушных авиаударов по главным городам Афганистана и опорным базам талибов, то в наземной операции важнейшую роль сыграл «Северный альянс» во главе с Ахмадом Шахом Масудом.

    В помощь американцам поспешили многие европейские страны, которые в добровольном порядке вошли в «антитеррористическую коалицию». В поддержку США Североатлантический блок впервые в своей истории ввел в действие Статью 5 Вашингтонского договора, а два года спустя альянс принял решение отправиться в Афганистан вслед за своим главным членом и партнером.

   Уже к декабрю 2001 г. режим талибов был свергнут, многие тысячи боевиков были выдавлены к границе с Пакистаном и осели в зоне пуштунских племен афгано-пакистанского приграничья.

    Под зорким руководством американской администрации и при активном участии НАТО и Организации Объединенных Наций началось строительство «демократического» Афганистана. При этом ООН, как главная международная структура, безусловно, не могла оставаться в стороне от афганской проблемы. Под ее эгидой в начале декабря 2001 г. в Бонне состоялась первая историческая конференция по Афганистану, по итогам которой страна получила временную администрацию во главе с Хамидом Карзаем.

      Следующим решением по Афганистану стало создание Международных сил содействия безопасности (МССБ) в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1386 (от 20 декабря 2001 г.). Первый мандат МССБ был сроком на шесть месяцев. Затем он регулярно продлялся. Всего же по Афганистану ООН приняла 12 резолюций .

     Стоит заметить, что мандат на пребывание в Афганистане имеют только Международные силы, но не НАТО. Ни одна резолюция Совета Безопасности, относящаяся к Афганистану, не предоставляет альянсу мандат ООН на проведение миссии в Афганистане. Добровольно и самостоятельно возложив на себя командование силами МССБ 11 августа 2003 г., НАТО в лице тогдашнего Генерального секретаря организации лорда Робертсона постфактум уведомила об этом Генерального секретаря ООН Кофи Анана письмом от 2 октября 2003 г. К письму прилагалась Долгосрочная стратегия НАТО в осуществлении ее роли в составе МССБ. При этом Генеральный секретарь НАТО любезно обещал, что будет держать Генерального секретаря ООН «в курсе дальнейших событий в ходе рассмотрения этого вопроса Североатлантическим советом».

                                  Роль НАТО в Афганистане

   Как самостоятельный актор НАТО начинает играть серьезную роль в Афганистане лишь с августа 2003 года, когда альянс добровольно взял на себя функции стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности для Афганистана (МССБ).

   Это решение стало важнейшим шагом для НАТО. Вовлечение альянса в военную операцию США объясняется целым комплексом причин. Здесь можно назвать и проявление солидарности с Соединенными Штатами в рамках Статьи 5 Вашингтонского договора, и помощь в планировании и практической реализации операции, которую военные структуры НАТО с самого начала боевых действий оказывали членам блока, решившим воевать вместе с США в рамках «коалиции желающих». Огромную роль сыграла необходимость сохранить единство альянса, которое в сентябре 2001 г. оказалось под угрозой в связи с фактическим игнорированием НАТО со стороны тогдашней американской администрации .

    Стремление НАТО быть полезной американцам в Афганистане не сразу нашло понимание в Белом доме. Почти два года американская администрация предпочитала «работать» в одиночку, прибегая в основном к помощи ближайшего союзника – Великобритании, а также ряда стран, которые сразу же изъявили желание помочь Вашингтону. Однако после свержения талибов, когда ситуация относительно стабилизировалась и нужда в прямых военных действиях отпала (часть террористов «Аль-Каиды» и талибов была уничтожена, часть оттеснена в горы к границе с Пакистаном), а внимание Белого дома переключилось на Ирак (куда американцы вторглись в марте 2003 г.), наступил «звездный час» альянса.

   Задача НАТО на первом этапе заключалась в обеспечении локальной безопасности в относительно спокойных регионах Афганистана и постепенном расширении зоны безопасности на территорию всей страны, на втором – в обеспечении условий для восстановления ИРА. Все это должно было происходить при сохранении доминирующей политической роли и военного контроля со стороны Соединенных Штатов.

Фактически  за НАТО закреплялась обслуживающая  роль по расчистке политических, экономических  и гуманитарных «завалов», оставленных американцами после военных действий. Альянсу предназначалось стать своеобразным кризисным менеджером, возглавляющим международные усилия по гуманитарному и социально-экономическому восстановлению Афганистана.

Нельзя  сказать, что американская трактовка роли НАТО в Афганистане не устраивала организацию. Альянс был доволен ситуацией, когда Международные силы содействия безопасности не участвуют в прямых военных столкновениях, занимаясь больше вопросами патрулирования и соблюдения безопасности в афганских провинциях, а также различными инфраструктурными проектами.

Между тем постепенно становилось очевидным, что американцы поспешили праздновать  победу над «Талибаном», который  за 2003–2005 гг. сумел восстановить свои силы, и начался новый этап афганской кампании с активным внедрением повстанческой войны и подрывной деятельности против сил НАТО. Североатлантический блок столкнулся с целым комплексом проблем военного и гражданского характера, которые привели к тому, что «Афганистан стал испытанием для всего альянса» . НАТО становилось все труднее и труднее выполнять задачи по обеспечению безопасности даже на локальном уровне. Серьезные проблемы возникли в сфере управления страной и развитии Афганистана. Взяв на себя ответственность за миротворческую операцию,    НАТО переоценила свои потенциал и ресурсы как кризисного менеджера. Организация столкнулась с серьезными репутационными вызовами, связанными, в первую очередь, с негативными последствиями ошибочных действий американцев, приводивших к гибели все большего числа мирных граждан. Возникли проблемы внутреннего характера, связанные с трудностями во взаимоотношениях европейских стран с администрацией Буша, которой было свойственно игнорировать интересы Европы в целом и альянса в частности.

        Афганистан показал, что к партизанской диверсионно-подрывной войне НАТО оказалась не готовой. С каждым годом общества европейских стран все меньше понимали, почему европейцы должны гибнуть в Афганистане за призрачную идею демократизации этой страны. «Маленькая победоносная война», инициированная Джорджем Бушем, превратилась для США и НАТО в затяжную позиционную войну с повстанцами. Бен Ладена поймать не удавалось, «Аль-Каида» по-прежнему функционировала и время от времени напоминала о себе страшными терактами или сообщениями о предстоящих терактах, режим талибов был хоть и свергнут, но не разбит. Не удивительно, что Афганистан стал головной болью для натовских военных и чиновников.

     В дополнение к трудно решаемым афганским проблемам появилась новая – забурливший Пакистан.

Пакистанская  проблема

      В региональном контексте военные действия американцев в Афганистане создали очаг серьезной нестабильности на Среднем Востоке. Особенно негативно развивалась ситуация в Пакистане.

     После 11 сентября 2001 г. администрации Буша с помощью щедрой финансовой помощи удалось убедить пакистанского президента Первеза Мушаррафа принять участие в «крестовом походе против терроризма», хотя ранее Белый дом не раз вводил санкции в отношении Исламабада .

     Между тем участие Пакистана в афганских делах далеко не ограничивалось формальным вступлением в антитеррористическую коалицию, возглавляемую американцами. Пакистан уже давно и много вмешивался в дела Афганистана, территория которого представляет для Исламабада зону особых интересов. И в первую очередь это связано с проблемой афгано-пакистанского приграничья восточной части «линии Дюранда», которую Афганистан не признает с 1949 г.

      Не секрет, что движение «Талибан» появилось при прямом участии пакистанских военных в 1994 г. Оно как военно-политический проект пришло на смену моджахедам, которых Пакистан и США активно поддерживали в войне против советской армии. Исламабад первым признал правительство талибов в 1996 г., а подразделения пакистанской армии участвовали в войне против «северян» в годы гражданской смуты в Афганистане после свержения коммунистического режима и вывода советских войск. В лице талибов Пакистан получал инструмент постоянного влияния на Афганистан, а также на афганских и пакистанских пуштунов, оказавшихся разделенными «линией Дюранда». Существовала даже идея создания федерации с ИРА, перехода ее под влияние Исламабада. Официальный Кабул неоднократно обвинял пакистанские власти и пакистанскую межведомственную разведку (ISI) в оказании поддержки боевикам в зоне афгано-пакистанского приграничья, в том числе звучали обвинения в причастности пакистанских спецслужб к организации громких покушений и терактов на территории самого Афганистана.

Информация о работе Афганистан как индикатор кризиса системы международных отношений