Водные виды туризма Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь – страна с тысячами озер и рек, прекрасными и заповедными пущами. Это дает возможность предлагать как зарубежным, так и отечественным туристам множество вариантов отдыха на природе.
Многочисленные реки и озера открывают прекрасные перспективы для водного туризма. Путешествие на байдарках и плотах можно совместить с посещением достопримечательностей, для чего разработаны несложные маршруты как с востока на запад, так и севера на юг. Например, у берегов Нарочи начинается маршрут на байдарках по самому озеру, затем по реке Вилии до Вильнюса.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 42.12 Кб (Скачать файл)

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

          Республика Беларусь – страна с тысячами озер и рек, прекрасными и заповедными пущами. Это дает возможность предлагать как зарубежным, так и отечественным туристам множество вариантов отдыха на природе.

Многочисленные реки и  озера открывают прекрасные перспективы  для водного туризма. Путешествие  на байдарках и плотах можно совместить с посещением достопримечательностей, для чего разработаны несложные  маршруты как с востока на запад, так и севера на юг. Например, у  берегов Нарочи начинается маршрут  на байдарках по самому озеру, затем  по реке Вилии до Вильнюса.

Восстановление каналов 18-19 в. (Августовского, Огинского), Березинской  водной системы и обустройство Днепро-Бугского канала, дадут возможность повторить древние маршруты князей ВКЛ, польских королей, а также путь «из варяг в  греки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

                1. Обслуживание туристов на судах водного транспорта

 

В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий являются желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной  и комфортной обстановке, увидеть  новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Кроме того, отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для  здоровья: медленное перемещение  по водным пространствам снимает  стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

По социальному составу  в водные путешествия отправляются с семьей (55%), с друзьями или знакомыми (27%), в одиночку (18%). Возрастной состав туристов, путешествующих по воде, следующий: до 25 лет — 30%; от 25 до 40 лет — 22%; старше 40 лет — 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО  составляет 45 лет. Продолжительность  круизов обычно равна 6—30 дней, но наиболее популярны круизы продолжительностью 10—14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских, в  том числе элитных, круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнем доходов. Участники речных круизов — люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев  пользующиеся социальной дотацией.

Круиз обладает лечебным воздействием, а уровень предоставляемых услуг  и их качество превосходят показатели других видов транспортных путешествий.

На борту теплохода  туристам оказывают различные услуги; некоторые из них могут быть платными.

К бесплатным услугам обычно относят пользование музыкальным  и читальным салонами, кинозалом  для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия, оказание первой медицинской помощи.

Дополнительные услуги с  оплатой за наличный расчет включают:

■ прием заказов на подачу такси к причалу;

■ бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;

■ предоставление кают в  начальных и конечных пунктах  во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;

■ бронирование билетов  на смежные виды транспорта; переноска  багажа;

■ продажа товаров в  киосках и буфетах (барах);

■ пользование гладильной и услугами парикмахерской;

■ прием радиотелеграмм;

■ пользование сауной (душем) и камерой хранения;

■ прокат спортивного инвентаря, столовой и чайной посуды, музыкальных  инструментов и многое другое.

Перевозка групп туристов водным транспортом или путешествие по водным просторам сочетает познавательный характер поездки с индустрией отдыха. В связи с этим необходимо различать:

а) пассажирские суда, используемые преимущественно для линейных перевозок  туристов по заранее установленным  расписаниям движения;

б) круизные суда на речных и морских маршрутах, выполняющие  рейсы по эксклюзивным расписаниям.

В длительном путешествии  судно для круизеров является одновременно средством передвижения и местом проживания, питания и организованного отдыха (досуга). Обширная экскурсионная программа предоставляется участникам круиза в портах стоянки судна.

Для предоставления означенных выше услуг эффективно и в полном объеме туроператор при продаже  туристских путевок должен иметь  достоверную информацию о каютном  фонде судна.

В частности, им должна обрабатываться следующая информация:

♦ количество палуб и  номера располагающихся на них кают;

♦ функциональные возможности  каждой каюты и условия комфортности, обусловленные расположением кают на той или иной палубе и местоположением  ее на самих палубах;

♦ обустройство кают, —  вместимость и площадь каюты, наличие иллюминатора, санитарно-гигиенических  удобств и другой бытовой техники (джакузи, солярий, аудио- и видеотехника, минибар, кондиционер и др.), отдельного выхода на палубу.

В современных условиях судоходные компании на туристском рынке  работают по следующим направлениям:

- предоставление транспортных  услуг туристам при приобретении  проездных документов для групповых  перевозок по разовым заявкам  с продолжительностью поездки  туристов до 24 часов;

- перевозка отечественных  и иностранных туристов по  маршрутам, определяемым договорами  между пароходством (иным владельцем) и туроператором-фрахтователем с  продолжительностью поездки туристов  более 24 часов - от 12 до 14 суток;

- экскурсионно-прогулочные  маршруты с продолжительностью  поездки туристов менее 24 часов;

- организация в навигационный  период постоянных туристско-экскурсионных  линий по программам внутреннего  или въездного тура по кольцевым  или линейным маршрутам;

- использование в межнавигационный  период плавсредств для временного размещения (плавучих гостиниц).

Руководители судоходных компаний считают, что выход на международных  крупнейших туроператоров и производителей транспортных средств туристского  класса, — в первую очередь речного, — может стимулировать лизинговые операции и инвестиции.

Для туристов привлекательными характеристиками круизов являются протяженность и продолжительность  переходов между промежуточными портами на маршруте, длительность стоянок судна в портах.

На расстояние по маршруту морского или речного круиза оказывают  влияние:

♦ конфигурация береговой  линии;

♦ глубины и другие условия  безопасного плавания;

♦ гидрологические, гидрометеорологические и иные физические условия в водной и в воздушной средах.

Круизы на сезонно работающем речном и озерном транспорте по внутренним водным путям проводятся на реках, озерах, крупных водохранилищах, включая  переходы по каналам и шлюзам.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

    2. Общее положение дел речных круизов и путешествий в Беларуси

        Беларусь обладает значительным водным потенциалом для развития туризма (в том числе и международного), спорта и рыболовства. С 1990-х годов наблюдается постоянное увеличение количества желающих отдохнуть на территории страны. Однако рекреационная емкость уже освоенных водоемов и прилегающих к ним территорий ограничена, поэтому активно проводится научное обследование новых мест для рекреации. Внутренние водоемы могут стать полноценной ресурсной базой отдыха, поскольку большая часть объектов рекреации (около 70) располагается на берегах водоемов и водотоков. Разнообразие водных и околоводных природных систем, среди которых особая роль принадлежит поймам рек, имеет большое значение для организации экологического туризма и обеспечения условий обитания многим представителям животного мира Беларуси. Это охотничье-промысловые звери (бобр, выдра, ондатра), многие виды птиц. Обводненные поймы рек являются основными воспроизводительными центрами ряда массовых охотничьих (кряква, чирок-трескунок) и редких видов (болотные виды крачек, малая крачка, малая выпь, серая утка, шилохвость) птиц. В этих пойменных угодьях концентрируются мигрирующие птицы. Здесь же находятся и основные места нереста рыбы.

       В 2007 году в Беларуси появились речные круизы. Создали два маршрута: по Августовскому каналу вблизи Гродно, а также по Припяти и Днепру – из Бреста в Киев. В рамках кампании по развитию внутреннего туризма водные пути страны усиленно приводятся в состояние готовности. К судоходным Неману, Днепру и Припятью в 2006 году добавился Августовский канал с его старинными шлюзами. Готовятся и суда: на Пинском судостроительном заводе строят новый теплоход на 45 человек, а в Минске модернизируют уже довольно возрастное судно «Ласточка». Организаторы круизов пока не объявляют программу будущих путешествий, но, по сообщениям СМИ, планируются даже экскурсии в Чернобыль для желающих. Однако оба планируемых маршрута будут связаны с некоторыми трудностями. Путь из Бреста в Киев действительно лежит через Чернобыль – корабль будет проходить в непосредственной близости от ЧАЭС. А Августовский канал – пограничная зона, и необходимость получать пропуска, если таковая сохранится, наверняка, отобьёт желание ехать в круиз у значительной части туристов. На данный момент рейсовое водное сообщение в Беларуси есть только в Пинске, прогулочное – в Бресте, Гродно, Гомеле и на Минском море. Зато в соседней Польше возможности каналов и рек используется по максимуму, и соответствующие предложения пользуются бешеной популярностью.

           На сегодняшний день притягателен  для новых идей и Огинский  канал.    В частности, в  рамках туристического маршрута  по так называемому «голубому кольцу» Беларуси планируется, что польские путешественники по Ганзе заходят в Августовский канал, потом – в Неман, по нему поднимаются к Щаре, из нее переходят в Огинский канал, попадают в Ясельду, которая выносит их Припять, затем в Днепро-Бугский канал и, наконец возвращаются в Польшу.

        В последнее время началась  разработка речных круизов по  реке Припять, в частности из  города Мозырь в Пинск и  обратно. 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            3. Водные виды экстремального туризма

 

 

       Водные лыжи - один из самых известных видов активного отдыха.Этот вид экстремального туризма был рождён в Америке, когда некий американец решил испытать обычные зимние лыжи на воде. После этого этот вид спорта постоянно стал прогрессировать. Сейчас он стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998 году Олимпийский комитет даже советовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады в Афинах в 2004г.

Правда, окончательного решения МОК по этому вопросу  так и не принял.

Сейчас водные лыжи в Беларуси практикуются в трёх местах. Правда обычному туристу полностью насладиться катанием на водных лыжах будет достаточно сложно, точнее очень дорого.

      Вейкбординг  - экстремальный вид спорта, сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки. Представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и сёрфинга. Один из наиболее активно развивающихся видов спорта и отдыха.

      Виндсерфинг - это овальная доска из углепластика с шероховатой

поверхностью  для устойчивости, с плавниками-стабилизаторами  на нижней плоскости и небольшим  парусом, который крепится к доске.

Виндсерфинг произошёл от сёрфинга. Серфингисту помогает двигаться по поверхности воды сила движения волны, а виндсерфингисту – сила ветра. При хорошем ветре можно развить скорость до 10-12м/с, а рекордом на сегодняшний день является разгон до 70м/с.

      Дайвинг является одним из самых экстремальных видов спорта. Он очень опасен, но и в тоже время удивительно увлекателен. В Беларуси после перестройки дайвинг стал массовым. В 90-х годах появились первые дайвинг-клубы. К 2007 году в нашей стране количество дайверов получивших удостоверение дайвера было около 2 тысяч.

Но по сравнению с другими странами дайвинг в Беларуси развит очень слабо и отличается дороговизной, поэтому большинство туристов предпочитают заниматься им заграницей. Например в Шарм-Эль-Шейхе, Египте или в Юго-Восточной Азии и других странах.

Каякинг – очень популярен за рубежом и потихоньку набирает популярность и в Беларуси. В каякинге развиваются три основных направления - гребной слалом, родео и сплав. Слаломный каякинг – это умение маневрировать, ощущать и чувствовать лодку и воду. Родео в отличии от слалома – это ещё и элемент игры. Фристайл на каяке – это выполнение тех или иных трюков на лодке за счёт различных рельефов реки. Во время сплава, на каяке можно отправиться в поход по рекам любых сложностей или можно выбрать какую-нибудь горную реку и проводить игровые сплавы. Можно выбирать отдельные препятствия в виде валов и водопадов. А для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно иметь навыки техники слалома и родео.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

                               4.Воднолыжный спорт в Беларуси.

 

        Воднолыжный спорт- это спорт  ХХ-ХХ1 веков. Это достаточно дорогой  вид спорта, и как говорят -из разряда элитных.

По состоянию  воднолыжного спорта в стране судят  о развитии и богатстве нации  и государства.

С одной стороны  это спорт, содержащий в себе элементы ряда традиционных видов спорта: плавания, акробатики, горных лыж, прыжков на батуте и в воду, гимнастики, силовых  видов спорта и других видов. Солнце, воздух и вода - вот три кита, которые  придают привлекательность этому  виду и создают здоровый образ  жизни.

С другой стороны - это технический вид спорта, где спортсмены знакомятся с техническими достижениями в современном мире, включая компьютеры с их программами, принимаемых для измерения скорости (по GPS), трасс, судейства, а так же техническими знаниями по конструкции и устройству мощных катеров – буксировщиков мощностью более 400-500л.с.

Воднолыжный спорт  в  период своего становления, развития в  Беларуси с 1964 по 1972г.г. культивировался  практически во всех регионах и ведомственных  физкультурно-спортивных организациях страны.

Учитывая  специфические особенности воднолыжного спорта,  относительной дороговизны  его развития во всех регионах Беларуси, Федерация совместно с Госкомспортом  страны после длительной апробации  воднолыжного спорта во всех областях пришли к выводу сосредоточить финансирование на двух-трех точках, что оказалось (как показало будущее) единственно  правильным решением.

Спорт высших достижений в воднолыжном спорте не может быть массовым. Массовым может  быть только отбор способных и  талантливых детей 6-9 лет.

В настоящее  время в Беларуси развивается  только два вида воднолыжного спорта:

- водные лыжи за катером

- водные лыжи за электротягой («RIXEN»)

Федерация сосредоточила  финансовые и технические ресурсы (катера, базы, тренерские кадры и  т.д.) только фактически в двух центрах, расположенных в г.Минске и г.Новополоцке. Массовым воднолыжным спортом занимаются в г.Бресте, Гомеле и г.п.Ушачи.

Информация о работе Водные виды туризма Республики Беларусь