Туризм как социокультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:32, реферат

Описание работы

В настоящее время туризм становится активным явлением в жизни общества, изменяющим культурные формы его бытия. Благодаря активизации этой деятельности, усиливаются коммуникативные связи, расширяется культурное пространство, развивается экономика, гражданская культура, обогащается духовный потенциал личности и общества. В силу этого в научном познании заметна активизация исследований феномена туризма. В последние годы появились работы, посвященные изучению экономического содержания этого вида деятельности. Имеются исследования спортивного, этнографического, экологического, ностальгического и других видов туризма. Актуальность туризма в жизни общества с необходимостью вызывают определение его институциональных основ, что делает туризм политически значимым объектом правительственных решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации был принят Закон «Об основах туристской деятельности в

Файлы: 1 файл

Туризм как социокультурное явление.docx

— 23.11 Кб (Скачать файл)

 

   Бытийственные потребности – это потребности в самореализации, в самоуважении, самосовершенствовании, самореализации и другие. Туризм открывает возможности для утверждения себя как личности, общения, развития коммуникативных связей, повышения знаний и уровня культуры, совершенствования духовного потенциала, психологического комфорта и прочего. Туризм как вид деятельности открывает новые и иные горизонты культуры, становится для человека своеобразной формой его бытия.

 

   Социально-философский  анализ деятельности предполагает  выяснение ее двух важнейших  структурных элементов – субъекта  туризма и его объекта. Чаще  всего под субъектом туризма  понимается участник туристского  мероприятия или турист, который  ищет возможности удовлетворения  своих потребностей путем получения  специфических туристских услуг.  Объект туризма – это все,  что может стать для субъекта  туризма (туриста) целью путешествия.  Объект туризма (туристская отрасль)  включает в себя три основных  компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и туристское  предприятие. 

 

   Под туристским  регионом следует понимать географическую  территорию (место, регион), которую  выбирают с целью путешествия.  Такая территория содержит все  сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации  досуга туристов. Таким образом,  регион представляет собой единый  туристский продукт и конкурентоспособную  единицу. 

 

   Содержание туризм  как социокультурного явления раскрывается в различных аспектах, каждый из которых характеризует определенную сторону этой деятельности, а в целом они позволяют понять ее сущностью. Гносеологический аспект проявляется в том, что туризм направлен на получение определенной информации и знаний, с одной стороны; с другой – гносеологический аспект можно определить как предпосылку успеха туризма. Эта деятельность требует от субъекта определенных знаний, в частности о регионе, его географии, природно-климатических особенностях, а также знаний по ведению туристической деятельности. Эти знания системы и неотделимы от самой деятельности.

 

   Праксиологический аспект туризма выражается в том, что благодаря этой деятельности человек развивается как личность, культурно обогащается, повышая свой духовный потенциал. В тоже время туризм как деятельность способен изменить социальную и природную среду. Туристы нередко нарушают спокойное течение жизни людей и их социальный уклад, а местные органы самоуправления вынуждены расходовать больше средств на строительство и эксплуатацию водоочистных установок и дорог, необходимых для обслуживания большого числа гостей и т.д.

 

   Достаточно рельефно  выражен в туризме экономический  аспект, что проявляется в воздействии  этой деятельности на все аспекты  экономики. Экономическое значение  туристской деятельности (например, для развивающейся страны) может  быть оценено с точки зрения  ее способности генерировать  приток иностранных туристов  или предоставлять средства для  обеспечения более гибких цен  в ее экспортной промышленности. В развитой же или индустриальной  стране можно отметить способность  туристской индустрии содействовать  разнообразию национальной экономики  и противостоять неустойчивости  региональной экономики. Кроме  того, экономический аспект  проявляется в том, что туристическая деятельность подчиняется господствующим в обществе экономическим отношениям, в ней действуют свои экономические законы, она включена в систему общественного разделения труда.

 

   Аксиологический аспект туризма проявляется, во-первых, в ценностном сознании ее субъектов, то есть системе установок, взглядов, идей, предпочтений, выработанных в их культуре. Во-вторых, сама туристическая деятельность представляет собой социокультурную ценность и, в-третьих, ценностным является продукт туристической деятельности.

 

   Деятельностный подход к анализу туризма позволяет вскрыть внутренние противоречия этого явления культуры и общества, которые обуславливают его развитие. С одной стороны, туризм представляет собой социальную форму человеческой активности, но, с другой, он не возможен вне природной основы, во-первых, потому, что сам человек является природным существом, во-вторых, деятельность человека ориентирована на природные формы. Туризм как деятельность носит субъективный характер и в то же время определяется его объектом. Туристическая деятельность свободна и в тоже время обусловлена необходимостью. Она носит осознанный характер, но как в любой деятельности в ней имеется компонент бессознательного. Эти противоречия не могут быть сняты, разрешаясь они обуславливают социокультурную динамику туризма. 

 

   Роль, место и значение  туризма в жизни культуры и  общества определяются его основными  функциями:

 

1)         удовлетворением потребностей в  самоактуализации;

 

2)         познавательной, через данную деятельность  открываются возможности для  активного приобретения новых  знаний о культуре;

 

3)         коммуникативной, связанной с  расширением и укреплением границ  общения;

 

4)         социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм;

 

5)         мотивационной, то есть данная  деятельность способна сформировать  в сознании человека определенные  идеалы и образцы поведения,  и даже стиль жизни.

 

 

 

Ссылки:

 

1.         Боголюбов В.С., Орловская В.П.  Экономика туризма. М.: Академия, 2005.

 

2.         Гаврильчак Н.И., Павлова Г.А., Пчелинцев Ю.И. Сфера туризма: социально-экономическая природа, значение развития. СПб., 2000.

 

3.         Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность  культуры. Ростов-на-Дону, 2005.


Информация о работе Туризм как социокультурное явление