Технологии туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть технологии туристской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Изучить понятия, принятые в туристской деятельности;
2. Определить сущность туристической деятельности;
3. Определить механизм реализации технологий туристской деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Туристическая деятельность как объект профессиональной деятельности………………………………………………………………….5
1.1 Понятие туристской деятельности……………………………………...5
1.2. Сущность и особенности туристической деятельности………………7
1.3 Специфика туристского продукта……………………………………...16
Глава 2. Технологии туристской деятельности……………………………19
2.1 Технология туроператорской и турагентской деятельности…………19
2.2 Туроператорская и турагентская деятельность………………………..20
Глава 3. Особенности технологии туристской деятельности в процессе реализации тура……………………………………………………………...23
3.1. Определение каналов сбыта тура……………………………………...23
3.2. Реализации тура с участием посредников…………………………….24
3.2.1. Агентский договор……………………………………………………25
3.2.2. Условия подачи заявки на тур от турагента………………………...27
3.3. Особенности реализации разработанного тура туристу……………..28
3.4. Технология бронирования туристских услуг…………………………29
3.5. Оформление страховых полисов………………………………………30
3.6. Подготовка ваучера…………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Технологии туристской деятельности.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

3. Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

4. Туризм международный – туризм выездной или въездной;

5. Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

6. Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно.[6]

Виды туристской деятельности имеют следующую классификацию.

Таблица 1.

Классификация туристской деятельности

Классификационный признак

Виды туризма

1. Цель  тура

1.1. Отдых

1.2. Спортивный  отдых

1.3. Экзотический  отдых

1.4. Деловой  туризм

1.5. Обучение  и/или повышение квалификации

1.6. Семейный  туризм

1.7. Лечение

1.8. Экскурсионный  тур

1.9. Шоп-тур

1.10. Паломнический тур

2. Географический  принцип

2.1. Отечественный (российский тур)

2.2. Тур  в страны СНГ

2.3. Тур  в дальнее зарубежье

По классификации Всемирной туристской   организации

2.1. Внутренний  тур

2.2. Внешний  тур

3. Число  участников тура

Индивидуальный тур

Семейный тур

Групповой тур

4. По  способу передвижения

4.1. Пеший  отдых

4.2. Морской  круиз

4.3. Речной  круиз

4.4. Автотуризм

4.5. Горнолыжный  тур

4.6. Поездка  на поезде (железнодорожный тур)

4.7. Смешанный  тур


 

Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).

Под туроператорской деятельностью законодательство понимает деятельность, направленную на формирование, продвижение и реализацию турпакета, то есть организацию путешествия. Эта деятельность осуществляется юридическим лицом.

Под турагентской деятельностью – деятельность по продвижению и реализации турпродукта, разработанного туроператором, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В практике туристской деятельности различают туроператоров и турагентов, работающих на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут, осуществятся по отношению, как к внутренним, так и к международным туристам.[7]

К особенностям туристической деятельности относятся организация рынка, сегментация и особенности конкуренции.

Рассмотрим особенности организации деятельности на туристическом рынке.

В формировании и продаже туристического продукта принимают участие:

1. Туроператоры – юридические и физические лица, занимающиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристского продукта;

2. Исполнители туристских услуг – юридические или физические лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные и услуги, входящие в турпакет;

3. Турагенты – юридические лица, занимающиеся продвижением и реализацией туристского продукта (посредники);

4. потребители туристского продукта – физические лица, использующие, приобретающие, либо имеющие намерение приобрести туристские услуги для личных нужд.

Правовые отношения в туристской деятельности могут рассматриваться как отношения по оказанию (предложению и реализации) туристских услуг между:[8]

1. Туристской Фирмой и туристом (клиентом, потребителем тур услуг);

2. Туристской фирмой и другими контактирующими с ней организациями.

Схема функционирования туристического деятельности может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

Рис. 1. Схема функционирования туристического рынка.

Стоит так же отметить, что различается оптовая и розничная реализация туристического продукта:

1) Оптовая реализация осуществляется  по посредническому договору, имеющему  формы договора-поручения, договора  комиссии или агентского соглашения. Туроператор в зависимости от  вида договора выступает в  роли доверителя, комитента или  принципала.

2) Розничная продажа турпродукта  конечному потребителю – туристу  осуществляется по договору купли  – продажи, иначе говоря, по договору  возмездного оказания туристских  услуг.[9]

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагентства могут устанавливать определённые наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагентств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.

Особенности сегментации туристских услуг отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности сегментации рынка туристских услуг

На рисунке 2 отражена структура потребностей туристов, лежащая в основе туристической программы, показывающая, что организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для туристических поездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.

Главной особенностью конкуренции в туристической деятельности является взаимодополняемость комплекса предлагаемых услуг и местных условий. К местным условиям относятся природные особенности и особенности климата, местные достопримечательности и памятники архитектуры, особенности истории и некоторые другие. Второй важной особенностью является взаимозаменяемость товара на туристском рынке, т.к. потребность в услуге туризма может быть удовлетворена несколькими различными способами. Еще одним источником взаимозаменяемости товаров является конкуренция, связанная с большим числом фирм на рынке и, соответственно, взаимозаменяемость продуктов различных фирм, работающих с определенной местностью. Особое место занимает взаимозаменяемость тура и самостоятельной поездки.[10]

Все, выше рассмотренные, особенности позволяют говорить о высокой перекрестной эластичности спроса на товар как туризма вообще, в сравнении с самостоятельной поездкой, так и перекрестной эластичности спроса на продукт конкретной фирмы, что позволяет говорить о высокой конкуренции в данной отрасли.

В сфере туристической деятельности происходят постоянные потоки товаров и услуг между участниками рынка. Туристический кругооборот – это система экономических и юридических отношений, возникающих между туристом и туристской фирмой и показывающая направления потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристический кругооборот осуществляется по следующей схеме (рис. 3).

Рис. 3. Схема туристического кругооборота

На рисунке 3 отражены различные потоки:

В целом туристическая индустрия предлагает туристам потоки туристического товара как пакета услуг, взамен получая денежный поток.

Туроператорам и турагентам государство предлагает туристический продукт как право на тур, взамен получая денежный поток, посредством пополнения бюджета.

Турагенты, туроператоры и туристы находятся друг с другом в постоянной взаимосвязи, производя взаимовыгодный обмен и осуществляя между собой потоки: туристского товара как пакета услуг, туристического продукта как права на тур, денег.

Анализ товара на туристском рынке позволяет говорить о его дифференциации, следовательно, в рамках рассмотрения туристской деятельности следует говорить о наличии монополистической и олигополистической конкуренции в этой отрасли.[11]

В связи с тем, что индустрия туризма представляет собой сегодня сферу по большей части мелкого бизнеса, дифференциация продукта не позволяет рассматривать данную отрасль как совершенно конкурентную. Монополия в данной отрасли связана, прежде всего, с уникальностью местных условий и их дополнению к услугам тура. Это создает ситуацию неполной взаимозаменяемости туров и позволяет агентам на рынке манипулировать спросом с целью повышения прибыли.

В то же время модель совершенной конкуренции можно рассматривать в нескольких ситуациях:

1. В отношении отдельного региона, специализирующегося на оказании туристских услуг. В этом случае местные условия у всех участников совпадают, что позволяет абстрагироваться от их влияния на полезность тура;

2. Рынок туров в целом, на котором оперируют турагенты. В данном случае портфель туров различных турагентов в значительной мере совпадает, что так же позволяет абстрагироваться от дифференциации продукта.

В то же время тенденции последнего времени, позволяют говорить и о концентрации в туристской отрасли, что постепенно будет способствовать ее превращению ее в олигополистическую отрасль.

Этому способствуют два фактора:

1. Рост рынка туристских услуг повышает его привлекательность для предприятий отраслей, обладающих высокой концентрацией;

2. Отрасль становится направлением диверсификации смежных отраслей, таких, как гостиничное хозяйство, транспорт и др.

Эти тенденции приводят к двоякому эффекту. С одной стороны, увеличивается инвестирование, что приводит к росту качества обслуживания и развитию продукта. С другой стороны, следствием концентрации в туристской отрасли может стать значительная унификация продукта в будущем.

1.3 Специфика туристского продукта

Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок и реализуемым через агентскую сеть. Данный продукт весьма специфичен и включает в себя:[12]

1. Маршрут, специально разработанный;

2. Тур с утвержденной программой обслуживания;

3. Услуги, предоставляемые дополнительно;

4. Товары, соответствующие туристскому обслуживанию.

Современное состояние туристского спроса и предложения диктует то, что туристский продукт, формируемый туроператором и реализуемый турагентом, должен быть довольно дифференцированным. Чтобы выжить завтра, уже сегодня нужно найти свой, еще никем неудовлетворенный сегмент рынка. Это может быть сегмент национальный, основанный на специфических, национальных вкусах, может быть возрастной, а может быть и основанным ориентированным на цели путешествия. Всем понятно, что нет универсальных гостиниц, тем более – универсальных туров.

Продукт, продаваемый туристскими операторами и агентствами, исключительно своеобразен и непохож на продукцию большинства других видов предпринимательства.

С одной стороны, казалось бы, все ясно: для большинства агентств объектом продажи являются транспортные услуги (по морю, воздуху, автомобилем, автобусом, лимузином) в сочетании с размещением путешественников в гостиницах. Многие агентства в дополнение к этому также продают страховые полисы для путешественников, сумки и чемоданы, делают паспортные фотографии, оформляют визы и т. д. Тем не менее, следует помнить, что, говоря о «продаже» мест в самолете, поезде, круизе или гостинице, турагент на самом деле лишь оказывает помощь клиенту в приобретении указанного места, каюты, гостиничного номера во временное пользование, то есть фактически в получении всего указанного во временную аренду.[13]

Туроператор помогает качественному выбору и комплектации соответствующих друг другу по содержанию и качеству услуг, кроме того, совершая оптовые закупки (оптовую аренду) мест в средствах размещения и перевозки, он способствует снижению цен на соответствующие услуги для потребителей по сравнению с розничными ценами.

Вместе они доводят этот продукт до потребителя. Живописнее всех определили продаваемый ими продукт турагенты, специализирующиеся на отдыхе, – они «продают мечты».

Если исходить из мировой практики, а также статей 128–134 Гражданского кодекса РФ, туристский продукт – это не только набор услуг и тем более не право на него, а более сложный и пока не привычный для нас товар, состоящий из комплекса «вещей, прав, работ и услуг, информации, интеллектуальной собственности и нематериальных благ».

Информация о работе Технологии туристской деятельности