Сущность и основные черты туристского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг, в целом, при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1 Понятие и основные компоненты туристского рынка………… 4
1.1 Функции туристского рынка…………………………………. 4
1.2 Структура туристского рынка……………………………….. 5
Глава 2 Конъюнктура туристского рынка……………………………….. 8
2.1 Конкуренция на туристском рынке………………………….. 8
2.2 Спрос на туристском рынке………………………………….. 10
2.3 Предложение на туристском рынке…………………………. 13
Заключение………………………………………………………... 17
Список использованной литературы……………………………. 18

Файлы: 1 файл

Реферат Сущность и основные черты туристского рынка.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Конкуренция, как важный элемент  рыночного механизма в туризме, сама порождает монополию, так как каждый конкурентом на этом рынке мечтает стать монополистом.

2.2 Спрос на  туристском рынке

Следующий важный компонент туристского рынка - это  спрос. Спрос изображается в виде таблицы или графика, показывающего количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определённого периода, цен. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цен. Он показывает количество турпродукта, которое туристы будут покупать по разным возможным ценам.

Иначе говоря, между рыночной ценой туристского продукта и  тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определённое соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого продукта называется графиком спроса или кривой спроса. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обуславливает возрастание спроса.

Существует закон спроса, смысл которого состоит в том, что если цена какого-либо турпродукта повышается при неизменности других условий туристского рынка, то спрос на этот турпродукт уменьшается. Или, что тоже самое, если на туристский рынок приходит большое количество турпродуктов, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Проще говоря, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Хотя, на отдельные виды туристских услуг, кривая спроса может быть различной в зависимости от целей путешествий в разные сезоны.

Также важно, что спрос  не остается неизменным. И при этом необходимо различать изменение  величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера  спроса). Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее считались постоянными. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного туристского продукта. Изменения объема спроса графически выражаются в движении по кривой спроса. Изменения же спроса (характера спроса) выражаются в движении самой кривой спроса, в её смещении.

Сдвиг спроса определяется целым рядом факторов: потребительские  вкусы туристов, число туристов, доход, цены туристских продуктов (замещающих или дополняющих данный туристский продукт), ожидания.

Также спрос на различные туристские продукты отличается по степени чувствительности к изменению факторов, его определяющих. Мерой такого изменения является коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение роста объёма спроса или количества приобретаемого туристского продукта (в %) к снижению цены (в %).

Процент роста Q

Коэффициент эластичности Е = Процент падения P

Эластичный спрос (Е>1), неэластичный спрос (E<1), единичная эластичность спроса (Е=1) выступают показателями относительной зависимости реализации туристского продукта от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что туристы чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены.

Знание эластичности спроса по цене имеет большое значение для поведения всех субъектов чья деятельность по оказанию услуг, связана с туризмом, с точки зрения выбора цены. Дело в том, что если спрос на турпродукт эластичен, то производителям туристских услуг выгоднее понижение цены, так как в этом случае их выручка будет возрастать. Если же спрос на турпродукт неэластичен, то производителям выгодно повышать цену на турпродукт, так как только в этом случае выручка будет увеличиваться.

В общетеоретическом  плане эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных  возможностей его использования. В  связи с этим некоторые специалисты  в области экономики туризма  утверждают: «Особенностью спроса на туристском рынке является его крайняя эластичность, то есть возможность быстрого изменения структуры потребления при изменении различных факторов..»

Необходимо отметить, что спрос на туристском рынке  на отдельные разновидности туристских продуктов весьма разнообразен, в том числе и по ценовой эластичности. Так, например, туроператоры и турагенты, специализирующиеся сегодня на VIP туризме, а также экзотическом или экстремальном туризме, неплохо чувствуют себя на туристском рынке именно благодаря низкой ценовой эластичности спроса в отмеченных сегментах потребителей туристских услуг, даже несмотря на достаточно известную ограниченность соответствующего клиентского контингента.

 

2.3 Предложение на туристском  рынке

Предложение - это совокупность туристских продуктов с определёнными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов.

Изображается предложение  так же в виде таблицы или графика. Однако, если график спроса устанавливает  отношение между ценами и тем  количеством туристского продукта, которое туристы желают купить, то график предложения устанавливает  отношение между рыночными ценами и тем количеством туристских продуктов, которое производители туристских продуктов желают произвести и продать. В отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. Существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит своё выражение в законе предложения, смысл которого в том, что объём предложения турпродуктов увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении.

По аналогии со спросом  следует различать изменение  предложения и изменение объёма предложения. Объём предложения на туристском рынке меняется тогда, когда изменяется только цена туристского продукта. Изменение предложения происходит, когда меняются факторы, которые ранее считались постоянными.

Изменение объёма предложения  графически выражается в «движении по кривой предложения». Изменение самого предложения отражается сдвигом влево или вправо самой кривой предложения, в зависимости от факторов предложения, к которым можно отнести: изменение цен на туристские ресурсы; изменение налогов, акцизов и дотаций; изменение цен на другие туристские продукты; изменение ожидания; изменение числа поставщиков туристских продуктов. Однако, помимо цены, существуют и другие факторы оказывающие влияние на предложение. В результате их воздействия происходит сдвиг по самой кривой предложения. Это означает не изменение объёма производства, а изменение характера предложения. Например, если появляется какая-либо новая Интернет технология, которая позволит выпустить больше турпродуктов при тех же затратах. Тогда сдвиг на кривой предложения будет означать, что при каждой цене туроператор предложит большее количество турпродукта.

Степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого измерения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объёма предложения (%) к росту цен (%): относительное изменение (Q)

 

Коэффициент эластичности предложения (E)=относительное изменение (Р)

Эластичность предложения  есть показатель относительного изменения  предложения (Q) в соответствии с  относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое на туристском рынке количество турпродукта (Q) остаётся неизменным, то имеет место неэластичное предложение. Если же малейшее уменьшение цены турпродукта (Р) вызывает уменьшение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение (Р) обеспечивает увеличение предложения, то имеет место абсолютно эластичное предложение.

Для того чтобы установить, как определяется конкурентная цена на туристском рынке, необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения, совместить графики спроса и предложения. Уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой спрос равен предложению.

Рис.1 График спроса и  предложения на туристском рынке

 

Существенное воздействие  на предложение турпродуктов показывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. Если цена турпродукта высока в этом году, то в следующем году его предложение может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения этого турпродукта рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтому часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т.д.

Из этого вытекает три возможных варианта изменения  рыночной цены. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется всё дальше и дальше от цены равновесия, во втором рыночная цена неопределённо варьируется вокруг цены равновесия в известных пределах, в третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, так как вариация постепенно уменьшается.

В длительном периоде  предложение приспосабливается  к изменению спроса путём расширения или сокращения объёма производства турпродукта. Чем длиннее период времени, тем более точно предложение  сможет приспособиться к изменению спроса. Таким образом происходит образование нормальной цены длинного периода.

Нормальная  цена - это не средняя цена определённого периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение. Очевидно, что эта нормальная цена формируется в условиях воспроизводства, причём вариация цен приближается к минимальной равновесной цене P.

И всё же единственной равновесной ценой, которая может  сохраняться, является такая цена, при  которой сумма предложения и  сумма спроса равны друг другу, то есть на туристском рынке это означает, что туристских продуктов произведено столько, сколько требуется туристам. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики туризма.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туристский рынок является очень привлекательной сферой бизнеса. Для государства он является дополнительным доходом, для туристов это новые впечатления, для профессионалов туристский рынок предлагает интересную работу с возможностями карьерного роста. В то же время, туристский рынок является сложной системой со своими нюансами и особенностями. Для успешного ведения дел на туристском рынке необходимо обладать не только хорошо развитыми деловыми управленческими качествами, но и чувствовать этот рынок, прогнозировать изменение потребительского спроса, довольствуясь не только «сухими» цифрами, но и интуицией.

Постепенно меняясь, расширяясь и увеличивая предложение за счёт новых идей сотрудников фирм, занимающихся разработкой новых туров, туристский рынок поставляет новые рабочие  места для таких же активных и жизнерадостных людей. Их трудолюбие, желание добиваться целей и любовь к путешествиям, заражает клиентов энергией и открывает всё новые точки мира для знакомства с неизведанным.

Россия в целом долгое время была закрытой частью общемирового туризма. Терзаемые слухами и догадками о происходящем в нашей стране, иностранные туристы долгое время могли только догадываться, что за страна Россия.

 

Библиографический список:

1. Годфри Харрис, Кеннет  М. Кац. Стимулирование международного  туризма. М: Финансы и статистика, 2000 - 240 с.

2. Дурович А.П., Копанёв  А.С. Маркетинг в туризме: Учебное  пособие/Под общей ред. З.М.  Горбылёвой. - Мн.: "Экономпресс", - 1998 - 400с.

3. Ильина Е.Н. Туроперейтинг:  организация деятельности: Учебник. - М: Финансы и статистика, 2001 - 256 с.

4. Квартальнов В.А.  Туризм: Учебник. М.: Финансы и  статистика, 2003 - 320 с.

5. Крылов И.В. Теория  и практика рекламы в России. - М: Издательство Центр, 1996 - 184с.

6. Маркетинг: Учебник/  А.Н. Романов, С.А. Красильников  под ред. А.Н. Романова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ - 1995 - 560с.

7. Моисеева Н., Рюмин  М. Коммуникационная концепция  маркетинга и её методическое  обеспечение.// Маркетинг. - 2001. - №6.

8. Осипов Д. Вопросы  и ответы сайта MITT - 2002.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2002 -№1.

9. Панкратов Ф.Г., Баженов  Ю.К. Рекламная деятельность. Учебник  для студентов ВУЗов. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М: Информационно-внедренческий  центр "Маркетинг", 2000 - 364 с.

10. Хвилер Я. А как  у них?//Турбизнес - 2001 - №8.

11. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М: Издательство РДЛ, 2003 - 240с.


Информация о работе Сущность и основные черты туристского рынка