Стратегия развития социокультурного сервиса и туризма на территории Краснощековского района Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении исследования туристско – рекреационного потенциала Улаганского района для разработки стратегии развития сервиса и туризма на его территории.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи работы:
- выявить сущность понятия «потенциал» района;
- изучить возможности использования природных рекреационных ресурсов района для организации различных видов отдыха и туризма;
- проанализировать основные культурно – исторические ресурсы Улаганского района;
- исследовать современное состояния туризма в Улаганском районе;
- определить стратегии основных направлений развития туризма в Улаганском районе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия «потенциала» в сервисе и туризме………………………………………………………………………….........6
Сущность понятия «потенциал»……………………………………... 6
Виды туристского потенциала в сервисе и туризме…………………8
Стратегическое развитие территории…………………………… 12
Выводы ………………………………………………………………………14
Глава 2. Потенциал Краснощековского района как основное средство для стратегического развития сервиса и туризма…………………………………….15
2.1. Природно – ландшафтный потенциал………………………………...15
2.2. Культурно – исторический потенциал………………………………...25
2.3. Инфраструктура туризма и конъюнктура туристического рынка в Краснощековском районе………………………………………………………..28
2.4. Основные направления стратегий развития в Краснощековском районе……………………………………………………………………………….31
Выводы………………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы ………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

kur_rabota_pos_variant.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

По видовому разнообразию растений заповедник занимает второе место после Кавказского. Из полутора тысяч обитающих здесь видов более 250 относятся к Алтае-Саянским эндемикам, 120 видов — реликты различных эпох палеоген-неогенового и четвертичного периодов. Из 136 видов растений, лишайников и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, 49 видов отмечены в Алтайском заповеднике, из них 41 вид цветковых растений, 5 видов — папоротниковидных, 1 вид — плауновидных, 2 — лишайников. Кроме того, территория заповедника богата резервами ценных лекарственных и пищевых растений.

На территории Алтайского заповедника обитают 59 видов животных, внесенных в Красную книгу Республики Алтай, при этом 15 видов имеют здесь основные места обитания. 
          Красные ворота - находятся в узком ущелье долины реки Чибит, сложены разноцветными магматическими горными породами, образовавшимися в результате застывания лавы. Скалы содержат вкрапленность ртутного минерала – киновари. Еще не так давно Красные ворота были непреодолимым препятствием, и дорога была проложена обрывистыми косогорами и тайгой по гребню Айгулакского хребта. Узкий проход Красных ворот путем взрывных работ был расчищен, через реку Чибит построен мост, и по отвоеванному участку левого берега проложили автомобильную дорогу. Узкая щель в скалах, через которую протекает река Чибит и проходит Улаганский тракт, сложена красноцветными горными породами. Скалы в этом районе красного цвета, в связи с чем, эти ворота и получили свое название. Красные ворота – памятник природы Республики Алтай. Красные ворота находятся по дороге от Акташа на Улаган на 8-м км.

Перевал Кату-Ярык расположен при спуске с Улаганского нагорья в долину реки Чулышман. Перевал представляет собой горный серпантин и преодолим только на транспорте высокой проходимости с опытным водителем. Дорога до перевала Кату-Ярык ведет от села Акташ через Улаган, далее через перевал. Расстояние от села Акташ −107 км(25).

Перевал Улаганский расположен на пути из села Акташ в село Улаган. Высота перевала — 2080 м. С высшей точки перевала видны снежные вершины Курайского хребта, многочисленные высокогорные озера и большие таежные массивы. Перевал расположен в 29 км от села Акташ(25).

Гора Алтын-Туу (Кору) находится на юго-западном берегу Телецкого озера. С вершины горы высотой 2358 м открывается величественная панорама южной части Телецкого озера, Абаканского хребта и Саян. Подъем на вершину можно осуществить с южного берега Телецкого озера или из долины реки Большая Чили (25).

Чебдарское ущелье - одно из самых глубоких ущелий на Алтае. Интересно место впадения Чебдара в Башкаус, именно отсюда просматривается Чебдарское ущелье глубиной несколько сотен метров. Река Башкаус впадает в 25 км от устья в реку Чулышман(25).

Ущелье Ак-Курум,  интересно удивительными формами выветривания горных пород – «каменными грибами».Это останцы горных пород в виде грибов высотой несколько метров. Ущелье находится на территории АГПЗ и расположено в 1,5 км вверх по течению реки Чульчи (3).

Наличие больших  природо-охранных территорий с различными  условиями создают прекрасные условия для развития  природоориентированного туризма.

 

 

2.2. Культурно – исторический потенциал

 

 

          Улаганский район – это не только сочетание различных ландшафтов, это еще и район с невероятно богатым историческим прошлым, которое засвидетельствовано  археологическими памятниками. Здесь можно увидеть скульптуры из камня, курганы, могильники. Район богат культурой народа,  эпическими традициями.

Пазырыкские курганы у села  Балыктуюль - расположены в урочище Пазырык в междуречье реки Большой Улаган и его правого притока реки Балыктуюль. Эта небольшая долина, по-видимому, обладала в древности особым статусом, здесь расположено около 40 древних сооружений. Это курганы с каменной наброской, плоские овальные выкладки, оградки, ряды балбалов. Среди всех объектов выделяется пять больших каменных курганов, которые принесли урочищу Пазырык мировую известность(23).

Могильник Кудыргэ, расположенного в урочище Кудыргэ. Могильник содержал уникальный материал, иллюстрирующий культуру и быт древних тюркских племен, населявших долину Чулышмана. В погребениях были найдены остатки шелковых тканей, бусы из янтаря и сердолика. Все это являлось предметами дорогими, импортными, которые привозили купцы из далеких стран. Древние жители Чулышманской долины, по-видимому, отличались своей зажиточностью – на пальцах погребенных сохранились серебряные и медные кольца(23).

Оросительные каналы Чулышманской долины.В древние времена долина Чулышмана использовалась в земледельческих целях. Об этом свидетельствуют остатки оросительных каналов по правому и левому берегам реки Чулышман. Воду в каналы отводили из мелких рек – боковых притоков Чулышмана. Некоторые из выявленных каналов имеют протяженность до 3 км. С их помощью орошались ровные участки надпойменных террас. Сегодня остатки древних оросительных систем можно наблюдать в местах впадения в Чулышман рек,Тиланду, Тура-Хая, Чульча(23). 
         Храм Казанской Иконы Божией Матери был построен в 1911 г. в селе Улаган, многие приняли крещение. В советский период Храм был разобран и перенесен на новое место. В 2002 году в восстановленном Храме возобновилось,богослужение(23)
          Церковь в селе Акташ - Свято-Евгеньевский храм в честь новомучеников российских: Евгения Родионова, Андрея Железнова, Игоря Яковлева, защищавших Родину и погибших в Чечне. В храме две чудотворные иконы Евгения Родионова – мироточащие(23).

Пантелеймоновская церковь в селе Балыктуюль. Была построена и посвящена в 1899 г. в честь святого великомученика Пантелеймона.                В годы советской власти здание было конфисковано и использовалось в разное время в качестве сельского клуба, хозяйственного склада, историко-этнографического музея и в 1997 г. было восстановлено как православный храм. Православный храм в честь св. Николая в селе Коо(23).

Православный крест на месте Чулышманского Благовещенского мужского монастыря. В 1864 г. русским императором Александром Вторым высочайше был утвержден с миссионерской целью Чулышманский Благовещенский общежительный мужской монастырь. Первоначально монастырь был построен у устья реки Чулышман в урочище Карагай. В 1899 г. был перенесен на четыре версты выше по реке. В 1901 г. монастырь переносится еще на десять верст от Телецкого озера. Братия монастыря, кроме духовно-просветительской работы, занималась также и хозяйственной деятельностью: здесь появляются своя мельница, толчея, дегтярная печь, печь для обжига кирпичей, большое молочное стадо и маслобойня, разводятся свиньи, птицы, сады и огороды. Миссионеры внесли большой вклад не только в культурную и экономическую жизнь населения Чулышманской долины, но и способствовали добровольному вхождению местного населения в состав России. В 1921 г. все хозяйство и постройки монастыря были конфискованы советской властью и переданы коммуне «Свободный труд»(3).

Историко-этнографический музей «Пазырык» в селе Улаган был открыт в 1998 г. Цель создания музея – это изучение, сбор, сохранение и популяризация археологических памятников различных исторических культур, предметов материального и духовного наследия теленгитов. Музей располагает этнографическими коллекциями одежды и предметов быта теленгитов в дореволюционное время, копиями и фотографиями изделий пазырыкской культуры, фотодокументальным фондом фронтовиков – ветеранов Великой Отечественной войны, известных людей района. В музее хранятся работы самодеятельных и профессиональных художников и скульпторов района и республики. Гордость музея составляет копия древней пазырыкской колесницы в натуральную величину. По записям и фотографиям местные умельцы восстановили и войлочные ковры, доспехи воина, предметы быта(23).

Население на 1 января 2010 г составило 12234 человек, которое проживало всего в 11 селах (по другим данным — в 13 населенных пунктах). Таким образом, плотность населения составляет всего 0.70 человек на кв. км, и Улаганский район успешно оспаривает честь быть самым редконаселенным, чтобы не сказать пустынным, районом Республики Алтай. Центр района — село Улаган, 3,2 тысячи человек, основано в 1765 году(16).

Население Улагана — алтайцы, относящие себя к потомкам теленгитов — коренного малочисленного народа (южноалтайский субэтнос, название происходит от Телецкого озера, в районе и к югу от которого они проживали). Русская православная церковь считает жителей Улагана православными. Наряду с христианством среди населения, по-прежнему, распространены древние верования и обряды: шаманизм, поклонение духам различных природных объектов.

Улаганского района мало коснулась цивилизация, благодаря чему население сохранило в первозданном виде самобытную теленгитскую культуру, язык, обычаи, обряды, фольклор. Это создает предпосылки для развития этнографического туризма.

Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр.

В июле в Улаганском районе проводится Курултай Сказителей. 
Сказительство, посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного творчества не только тюркских народов Центральной Азии, но он присутствует и в культурном наследии многих индо-европейских, фино-угорских народов, а также коренных народов Центральной Америки. Этот уникальный вид творчества донес до наших дней традиции мифосложения, способы передачи из поколения в поколение национальных духовных и нравственных ценностей народов мира.  
Уникальные тексты сказаний содержат в себе генетические, социально-нравственные, духовные традиции развития наций. Сохранение и развитие этого самобытного, уникального вида творчества наиважнейшая задача современного культурного сообщества, ставящего перед собой цель - сохранение нематериальных культурных ценностей человечества.

Улаганский район богат эпическими и фольклорными традициями. Это место, где родилось 26 героических сказаний, в том числе и самое древнее - «Маадай-Кара». Здесь процветала великая скифская культура, на этой земле родился и творил великий алтайский сказитель Алексей Григорьевич Калкин, как его называют, Гомер ХХ века. Творческое наследие А.Г. Калкина сегодня является неиссякаемым источником вдохновения для молодого поколения сказителей, большинство которых считает его своим учителем. Продолжателей исполнения древней традиции самобытного теленгитского кая на территории Улаганского района насчитывается более 25. Поэтому ежегодно на территории Улаганского района проводится фестиваль сказителей - кайчи, который привлекает многочисленных исполнителей, гостей Республики Алтай и гостей из соседних регионов и дальнего зарубежья. 

В районе сохранились историко-этнографические зоны, где до сих пор сохранились традиционные жилища и нередко традиционный уклад жизни.

 

 

 

2.3. Инфраструктура туризма и конъюнктура туристического рынка

 

 

Расстояние от Горно – Алтайска до Улагана – 420 км вполне пристойной дороги, которая до Акташа известна как Чуйский тракт. Акташ находиться на 455 км Чуйского тракта, 335 км от с. Маймы.

В районе действуют турбазы(5):

  • Турбаза “Кату-Ярык” — небольшая летняя база на берегу Чулышмана прямо под перевалом Кату-Ярык. Алтайские домики-чадыры, места под палаточные кемпинги с костровищами, столами и скамейками на берегу реки, тент-столовая. К дополнительным услугам относиться: баня, лодка, кони, ГАЗ-66.
  • Туркомплекс “Кочевник” — 781 км Чуйского тракта (М-52) в районе поселка Чибит. 9 монгольских юрт, 2 алтайский аила, 2 комнаты (по 4 места и 2 места) в доме, пригодном для проживания в зимний период. Рыбалка на хариуса, автомобильные, конные и пешие маршруты.
  • Гостиница "Как дома" на 20 номеров расположена на 787 км Чуйского тракта. Есть горячая и холодная вода, душ, баня, кафе. В каждом номере спутниковое ТВ. Есть легковой и грузовой шиномонтаж, теплый бокс для автомобилей дальнобойщиков.
  • Гостиница “Акташ” — Гостиница в Акташе, в Улаганском районе Горного Алтая. Круглогодичное размещение на семь номеров. Всего 17 мест.
  • Кемпинг “Кырсай” — Летняя турбаза “Кырсай” на юге Телецкого озера в месте впадения реки Чулышман. Размещение в домиках-аилах из кедрового бруса без удобств. Экскурсии на водопад Учар, сплавы, баня.
  • Турбаза “Эзен” — База на берегу Чулышмана в 2 км от перевала Кату-Ярык. Летние двухместные домики и теплые аилы на 6 человек, места под палатки. Баня, летняя столовая с баром, бильярд, настольный теннис, спортплощадка, прокат лошадей, экскурсии, рыбалка.
  • Кемпинг “Таежный Залив”— это летняя турбаза, расположенная в яблоневом саду на южном берегу Телецкого озера, на территории Алтайского заповедника. Состоит из 13 двухместных домиков, бани и столовой с баром и бильярдом.
  • Кемпинг “Алтын-Туу” — Летняя база на южном берегу Телецкого озера. Размещение в 2-местных домиках-бунгало, а в двухэтажных коттеджах без удобств. Баня, прогулки по озеру на яхте, экскурсии по долине Чулышмана, рыбалка.
  • Кемпинг “Карагай” — Кемпинг “Карагай” — это небольшая турбаза, расположенная на южном берегу Телецкого озера, недалеко от места впадения реки Чулышман. Кемпинг состоит из трехэтажного корпуса круглогодичного действия и 20 двухместных летних домиков-бунгало.
 

Информация о работе Стратегия развития социокультурного сервиса и туризма на территории Краснощековского района Алтайского края