Стратегия развития социально-культурного сервиса в Ключевском районе Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить стратегические направления развития социально-культурного сервиса и туризма в Ключевском районе.

Задачи работы:
- Определить сущность понятия туристского потенциала.
-Выявить стратегическое развитие территории на основе ее туристического потенциала.
- Рассмотреть природный потенциал Ключевского района.
- Исследовать культурно - исторический потенциал Ключевского района.
- Проанализировать социально – экономическое положение Ключевского района.

Файлы: 1 файл

Курсовая эта самая.docx

— 99.92 Кб (Скачать файл)

Введение

Туристическая отрасль является одной из передовых  в современном мире и рассматривается как одно из перспективных направлений стратегического развития страны. Актуальность данной работы заключается в том, что туристический потенциал Алтайского края в России оценивается очень высоко и привлекательность края, с точки зрения туризма, с каждым годом растет, поэтому важно не только улучшать туризм в районах, где он уже существует и успешно развивается, но и основывать его в новых районах Алтая. Ключевский район, как и многие районы Алтайского края, относится к таким. Вторым фактором актуальности данной работы является то, что Ключевский район может обладать достаточным туристическим потенциалом для развития в нем туризма.

          Преимуществом  Ключевского района являются  уникальные  природные условия, делающими его весьма привлекательным для туристов. Сфера туризма является одной из наиболее перспективных для развития экономики. 

 

В первую очередь, для разработки стратегии  развития туризма в Ключевском районе, требуется изучение туристического потенциала территории, что закладывает основу для разработки необходимых мероприятий и плана действий. Именно поэтому она требует глубокой аналитической разработки и проведения целого ряда исследований.

 

Объектом  курсовой работы является Ключевский район Алтайского края.

 

Предметом - туристический потенциал Ключевского  района.

 

Цель работы: выявить стратегические направления развития социально-культурного сервиса и туризма в Ключевском районе.

 

Задачи  работы:

- Определить сущность понятия  туристского потенциала.

-Выявить стратегическое развитие территории на основе ее туристического потенциала.

- Рассмотреть природный потенциал Ключевского района.

- Исследовать культурно - исторический потенциал Ключевского района.

- Проанализировать социально – экономическое положение Ключевского района.

- Выявить возможные направления  туризма, а также оценить перспективы  развития туризма в районе.

 

Для решения  поставленных задач были использованы методы сравнительно - сопоставительного  анализа, метод анализа документов.

 

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы таких авторов, как Биржаков М.Б., И.Селиванова и других.

 

Информационную базу составили  данные государственной, региональной, районной и отраслевой статистики, материалы периодической печати, сети Интернет.

 

Гипотеза: для развития в Ключевском районе социально – культурного  сервиса и туризма необходимо разработать стратегию развития туризма.

 

 

Курсовая работа состоит из двух основных глав. Первая часть работы включает основные понятия туристического потенциала. А также, основы стратегического  развития социально – культурного  сервиса и туризма на основе туристического потенциала территории. Во второй части  рассматривается туристический  потенциал Ключевского района как  основа стратегического развития социально  – культурного сервиса и туризма, а также выявляются основные направления  стратегического развития социально  – культурного сервиса и туризма  на его территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования  потенциала территории в стратегическом развитии социально – культурного  сервиса и туризма.

 

1. 1. Сущность понятия туристического потенциала.

Туризм — временное перемещение  людей с места своего постоянного  проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное  время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.[9]

Туристская инфраструктура - это  комплекс действующих сооружений и  сетей производственного, социального  и рекреационного назначения, предназначенный  для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности  предприятий индустрии туризма.[1]

Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.[1]

Туристские ресурсы  — это совокупность природных  и искусственно созданных человеком  объектов, пригодных для создания туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам. Ими являются природные, исторические, социально-культурные объекты,  также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.[15]

Каждая территория так же обладает туристским потенциалом. Туристский потенциал – это совокупность природных и историко-

культурных  объектов и явлений, а также социально-экономических  и

технологических предпосылок для организации  туристкой деятельности на

определенной  территории, причем данная деятельность непременно должна сводиться к соблюдению базовых принципов туризма.

Туристско-рекреационный потенциал  – совокупность приуроченных к данному  объекту (территории) природных и  рукотворных тел и явлений, а  также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования

туристского продукта и осуществления соответствующих  туров, экскурсий,

программ.[2]

Туристский  потенциал территории, как правило, состоит из следующих элементов: материальная база, инфраструктура, наличие  и деятельность тур центров, которые  создают имидж района. В процессе изучения регионов, используется комплексная  оценка, то есть система данных о  природе, населении и хозяйственном  развитии. При оценке тур потенциала важными характеристиками являются высокий уровень развития транспортной системы, достаточное развитие профессиональных кадров и квалификация. Также необходимо провести территориально - структурный  анализ экономики региона, то есть взаимосвязь  между предприятиями размещения, питания, торговли, культуры и т.д.[2]

 

На основании вышесказанного можно  сказать, что каждая территория обладает туристическим потенциалом и имеет предпосылки для развития определенного вида туризма. Таким образом, изучив туристический потенциал, далее можно будет выявить стратегию развития туризма в районе. В данной работе рассмотрим Ключевский район Алтайского края.

 

1.2. Стратегическое развитие территории на основе ее туристского потенциала.

Cтратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой - обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов. Стратегия позволяет системе целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности. Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению, существующая цель после произведённого выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к её достижению.[18]

Стратегии развития региона целесообразно  группировать по следующим признакам:

- типу покупателей, выделяя стратегии,  предназначенные населению (дифференцированные  по социальным группам, категориям, объединениям, месту жительства); юридическим  лицам (дифференцированные по  предприятиям, организациям, их видам)  и органам управления территорией;

- видам (потребительские, маркетинговые,  предпринимательские, трудовые и  организационные стратегии);

- сферам деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера и др.);

- отраслям (промышленность, сельское  хозяйство, образование, транспорт,  связь, строительство и т.д.);

- направлениям (инвестиционная, инновационная,  финансовая, институциональная, развитие  импортозамещающих производств  и т.д.);

- стратегическим приоритетам, выделяя  стратегии стабильности функционирования (они являются основными для  развития региона, обеспечивая  стабильность его функционирования  и существования); ключевые стратегии  (которые оказывают доминирующее  влияние на конкурентоспособность  региона, выделяя его среди  множества других территорий); новаторских  стратегий (которые формируют  потенциал успеха региона в  будущем).

Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать  деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого  вектора развития. Этот вектор формируется  с учётом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия - это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в неё необходимых корректировок с учётом анализа её промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках.

Для разработки четкой и реализуемой  стратегии необходимо сформировать коллективное видение будущего региона  с участием основных экономических  игроков, органов власти, СМИ и  многих других структур. Кроме того, необходимо разработать набор конкретных проектов и определить, кто возьмет  на себя ответственность за их реализацию.

Можно выделить два уровня стратегии:

- на первом уровне основной  задачей является привлечение  инвестиций в регион. Основное  внимание при этом уделяется  стимулированию роста отдельных  отраслей и снятие барьеров  на пути из развития, а также  антикризисные действия в отношении  тех отраслей, которые имеют невысокие  показатели на общероссийском  фоне, но являются актуальными  для региона.

- второй уровень стратегии должен  основываться на духовно-нравственной  и гуманитарной сферах, в которых  заложены скрытые резервы экономического  роста и конкурентоспособности  региона.

Сочетание обоих уровней стратегии  дает огромный синергетический эффект. В частности, повышение культурного  и духовного богатства населения  области будет способствовать и  усилению мотивации к труду, повышению  социально-экономического развития региона. Четкие и продуманные стратегии  каждого региона имеют важнейшее  значение для определения стратегии  экономического развития России в целом.[18]

Выводы

Стратегия развития социально – культурного сервиса и туризма очень важна для региона. Она позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях туризма.

Проект развития социально- культурного сервиса и туризма должен сочетаться с экономической и социальной жизнью данного района. Поэтому существующие естественные, исторические и культурные факторы необходимо использовать разумно.

Инфраструктуру, требуемую для места туристического назначения, следует организовать таким  образом, чтобы позволить другим отраслям получать от нее выгоду, а  также, чтобы функционирование места  туристического назначения вносило  вклад в развитие существующих секторов и стимулировало создание других видов деятельности.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям  региона получение субсидий из самых  различных источников, поскольку  позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия  является весомым основанием для  заявок региональных властей на получение  финансирования отдельных мероприятий  и объектов из федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов, на программы развития особых экономических  зон.

Туристский  потенциал региона – это способность  имеющихся на территории региона  туристских ресурсов привлекать внимание туристов и обеспечивать максимально  полное удовлетворение их потребностей во время путешествия.

Во второй главе рассмотрим туристский потенциал  Ключевского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Потенциал Ключевского района как фактор стратегического развития сервиса и туризма.

 

2.1.Общая характеристика Ключевского  района.

 

Ключевский  район [Приложение 1] находится в западной части Алтайского края в степной зоне. Общая площадь территории района составляет 304,3тыс. га. На севере  граничит с Кулундинским и Благовещенским, на востоке -  с Родинским и Волчихинским, на юге – с Михайловским районами Алтайского края и на западе – с Павлодарской областью Республики Казахстан.  Расстояние до краевого центра г. Барнаул 383 км.

Информация о работе Стратегия развития социально-культурного сервиса в Ключевском районе Алтайского края