Современный туристский рынок России и перспективы его развития (на примере Оренбургской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях или для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания [3].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы функционирования туристической деятельности….8
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг………………...…………8
1.2 Классификация туристической деятельности………………..……………10
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности…….….....13
2 Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации...17
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России……..……17
2.2 Анализ современного состояния туристической сферы в Оренбургской области…………………………………………………………………….……...19
2.3 Перспективы развития рынка туристических услуг Оренбургской области……...………………………………………………………………….…24
3 Разработка мероприятий, направленных на развитие туристского рынка Оренбургской области……………………………………………………….….30
3.1 Краткая характеристика мероприятий………………………………..……30
3.2 Экономическое обоснование мероприятий…………………………….….32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………….……………..35

Файлы: 1 файл

технология.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

- фототуризм - перспективный и творческий вид туризма, который может каждого сделать и закаленным человеком, и грамотным фотографом;

- сафари - экспедиция, целью которой является знакомство с животными в их природной среде обитания, возможность поближе познакомиться с дикой и нетронутой природой. ;

- благотворительный;

- медицинский (оздоровительный туризм, туризм с целью родов — Fertility tourism);

- гастрономический туризм (алкотуризм);

- познавательный или экскурсионный (образовательный туризм, ностальгический туризм;

- культурный (книжный туризм, музыкальный туризм, Толкин туризм - организованные поездки поклонников вселенной книги и кинотрилогии «Властелин колец» по местам, связанным с событиями произведения). [14]

По ландшафтному и географическому признаку:

- спелеотуризм - разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения);

- горный туризм;

- сельский туризм;

- лесной туризм.

По количеству участников:

- групповой туризм;

- самостоятельный туризм.

По возрастно-социальному признаку [7]:

- детский туризм;

- юношеский туризм;

- взрослый туризм;

- семейный туризм;

- туризм для людей с ограниченными возможностями.

По другим признакам:

В федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов туризма:

- туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

- туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

- туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

-   туризм международный - туризм выездной или въездной;

- туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

- туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно.

 

 

1.3 Государственное регулирование туристической деятельности

 

 

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 г. №132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

- охрана окружающей природной среды;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия [6].

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма [13].

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

- установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

- налогового и таможенного регулирования;

- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

-содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

- обеспечения картографической продукцией;

- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать:

- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

- разработку основ государственной политики в сфере туризма;

- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

- координацию работ по экспертизе правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета носят рекомендательный характер. В соответствии с Указом Президента России "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" создана финансово-промышленная группа - Национальная туристическая корпорация, одной из функций которой является реализация целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".

Корпорации оказывается всяческая государственная поддержка, включая передачу в ее управление находящихся в федеральной собственности долей и паев в активах организаций - участников корпорации и наделение коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" полномочиями по финансовому обслуживанию федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму до недавнего времени являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и межотраслевую координацию в сфере туризма. В настоящее время комитет ожидает структурная реорганизация.

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму (ГКФТ) проводил следующие виды работ создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию:

- методическое обеспечение туристской деятельности в РФ (ГКФТ РФ разработал законопроект "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Положение о лицензировании международной туристической деятельности в РФ, типовую туристскую путевку и т.д.);

- организацию и руководство системой лицензирования турфирм;

- руководство и координацию работ по сертификации туристских услуг (ГКФТ РФ является Центральным органом по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц);

- контроль и надзор за деятельностью турфирм;

- статистику и учет туристских ресурсов;

- обучение и повышение квалификации в сфере туризма;

- международные связи в сфере туризма.

На уровне субъектов федераций руководство и координацию туристских работ выполняют комитеты (отделы) по туризму в составе администраций региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации

 

2.1 Современное состояние  рынка туристических услуг в  России

 

 

Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.

По стоимости тура выделяют отдых:

- дешевый. Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория - люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.

- дорогой. Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория - люди с доходом свыше $1000.

По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (Приложение А). [16]

Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности:

- крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей;

- средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.

Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:

- независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);

- сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др.

Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Но так, же уменьшается количество агентств, принадлежащих туристическим сетям. Следует заметить, что сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.

Основными из них являются:

- единая торговая марка (бренд);

- единая маркетинговая политика;

- передовая технология в туризме;

- общая рекламная политика;

- единое информационное пространство;

- уникальная идея.

Рассмотрим динамику выезда туристов из России. Число российских туристов, выехавших за рубеж, в первом квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилось на 4% и достигло 3,2 млн. человек. Об этом говорится в материалах Ростуризма со ссылкой на предварительные данные Росстата. Руководитель пресс-службы Ростуризма пояснила, что такое снижение может быть связано с тем, что многие россияне в этот период переориентировались на внутренний туризм. В частности, предпочли посетить Олимпиаду в Сочи.

Первое и второе места среди самых популярных стран у российских туристов, как и годом раньше, заняли Египет и Таиланд соответственно. При этом число туристов, посетивших Египет, сократилось на 6%, до 542 тыс. человек, а Таиланд - напротив, выросло на 8%, до 409,4 тыс. человек.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в данном рейтинге поднялись с пятого на третье место. Здесь в первом квартале отдохнули 215,6 тыс. россиян, хотя туристический поток снизился на 1,1%.

Четвертое место заняла Германия, которая в первом квартале 2013 года была на шестом месте. Ее выбрали 202,2 тыс. туристов из России, что незначительно ниже уровня прошлого года (на 0,4%).

Пятерку лидеров замкнул Китай, куда поехали 165,1 тыс. российских отдыхающих, что на 27% ниже уровня первого квартала 2013 года.

Финляндия, по итогам первого квартала 2013 года входившая в пятерку самых популярных стран у российских туристов, в отчетном периоде заняла тринадцатое место. Ее посетили лишь 81,8 тыс. отдыхающих из России против 259,1 тыс. годом раньше (снижение в 3,2 раза).

В топ-10 также вошли Италия (снижение на 1,6%), Испания (рост на 14%), Турция (рост на 6%), Чехия (рост на 7%) и Индия (рост на 11%).

Следует отметить, что турпоток в Россию растет. Вместе с тем число иностранных туристов, посетивших Россию, в первом квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выросло на 4% и достигло 257,3 тыс. человек. Об этом говорится в материалах Ростуризма со ссылкой на предварительные данные Росстата.

Больше всего Россию за отчетный период, как и годом раньше, посетило туристов из Китая - 32,1 тыс. человек (рост на 5,1%).

 На втором месте оказались  отдыхающие из Турции - в Россию  приехали 25 тыс. человек, а на третьем - из Германии (19 тыс.).

В первом квартале 2013 года по этому показателю Турция занимала третье место, а Германия - второе. При этом турпоток из Турции в Россию за отчетный период вырос на 5,4% , а из Германии сократился на 20%.

Четвертое место, как и годом раньше, занял Израиль. Число израильтян, отдохнувших в России, выросло в первом квартале 2014 года на 2,5%, до 14,5 тыс. человек.

Информация о работе Современный туристский рынок России и перспективы его развития (на примере Оренбургской области)