Современные тенденции развития мировой туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:53, реферат

Описание работы

Без сомнения, туризм может развиваться только в мирных условиях. Ни один путешественник не поедет в страну, где его безопасности может что-то угрожать. Поэтому каждый год вектор туристического интереса меняет своё направление в соответствии с последними мировыми политическими и экономическими тенденциями.
В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами.

Содержание работы

Международный туризм.
Этапы развития международного туризма.
Перспективы развития международных туристских обменов.
Экономическое значение туризма.
Анализ развития мирового туризма.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт дистанционного образования

 

 

 

Реферат на тему: Современные тенденции развития мировой туристской индустрии

 

 

по дисциплине: Виды и тенденции развития туризма в регионе

 

Вариант 7

 

 

 

 

Выполнил 

студент гр. Д-11Б11                                                                                                           Шмелёва О.Л.

Курс 1

 

 

 

Проверил 

преподаватель                                           

Ланкин В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Томск - 2012

Содержание:

  1. Международный туризм.
  2. Этапы развития международного туризма.
  3. Перспективы развития международных туристских обменов.
  4. Экономическое значение туризма.
  5. Анализ развития мирового туризма.
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Без сомнения, туризм может развиваться только в мирных условиях. Ни один путешественник не поедет в страну, где его безопасности может что-то угрожать. Поэтому каждый год вектор туристического интереса меняет своё направление в соответствии с последними мировыми политическими и экономическими тенденциями.

В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами.

Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития. Он обеспечивает занятость более 250 млн. человек, то есть каждого восьмого работника в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Международный туризм. 
 
Слово tourist появилось в английском языке в начале ХIХ века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН турист - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год. 
Туризм - это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление. Всемирный совет по туризму и путешествиям указал на следующие характеристики современного туризма:  
- Это крупнейшая индустрия мира, имеющая примерно S 3,5 трлн. оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как: 
-путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги); 
- проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи); 
- питание (рестораны, кафе, бары); 
- отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).

 
-Ведущий производитель промышленной продукции, чей вклад в валовой национальный продукт составляет 6,1%.

 
-Ведущий налогосдатчик.

 
-Самая быстроразвивающаяся отрасль не только европейской:, но и мировой экономики. 

2. Этапы развития международного туризма. 
 
Становление и развитие капиталистических отношений в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Одной из первых стран , в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами. 
Начало современного туризма датируется 1841г. До наших дней дошло описание первой туристской поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Т.Куком. 

В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц.

С 1856г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.

В 50-70-х годах XIX в. англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названиями "Англегер", "Британик", "Лондон", "Виндзор" и т.д., а в лексиконе появляются английские слова "экспресс", "лайнер", "комфорт", "бой" и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX в. сыграло увеличение протяженности железных дорог.

В 1888г. на европейском континенте побывало уже около 500 тыс. туристов из Англии.

С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США.  
Несколько позже туристические фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента.

В 1885 г. В Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л.Липсона.

До первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением. 
Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность.

В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. т. и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник" - 52 тыс. т. В 1914 г. "Император" - и "Фатерланд" - 50 тыс. т., которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс. т., а скорость составляла 30 узлов в час.

Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность . Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.

В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказали вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.

В 1924 г. в Англии из четырех небольших авиационных компаний образуется "Импириэл эйрвейс", которая спустя два года перевезла 16 тыс. пассажиров, в 1932г. - 48,2 тыс., в 1935г. - 200 тыс., в 1938 г. - 222тыс.

В целом к концу 30-х годов различные авиакомпании Европы и Америки обслуживали авиалинии общей протяженностью примерно 350 тыс. миль, а количество пассажиров достигало почти 23 млн.

Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов. продовольствия, квалифицированных кадров.

 
Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов. В это период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 г. были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достиг 25 млн. человек.

 

3. Перспективы развития международных туристских обменов. 
Каковы же перспективы развития международных туристских обменов на ближайшие 10-15 лет? чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на факторы, от которых зависит развитие туризма. 
Здесь необходимо отметить группу демографических факторов, куда, прежде всего, относится рост народонаселения планеты. В результате чего увеличивается и мировой туристский потенциал, к туризму проявляют интерес новые людские ресурсы. 
К группе социальных факторов, способствующих развитию туризма, следует отнести улучшение оплаты труда и повышение материального обеспечения граждан в индустриально развитых странах. Кроме того, важную роль играет увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, что приводит к увеличению количества свободного времени у рабочих и служащих. 
К группе экономических факторов следует отнести расширение внешнеэкономических и торговых связей между странами и континентами. Потребности крупного производства, создание монополий, поиск новых рынков сбыта продукции вовлекут за собой рост международных контактов. Поездки представителей деловых кругов приобретают все более массовых характер. 
Особо необходимо отметить политические факторы. Демократические изменения, произошедшие в странах Восточной Европы в конце 80-х начале 90-х годов XX века, окончание "холодной войны" и противостояния между востоком и западом, развитие в России рыночных отношений - все это тоже сыграло свою роль в развитии и расширении международного туризма.

4. Экономическое значение туризма.

Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках.

 
5. Анализ развития мирового туризма.

  Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма.

Туризм  возник в тот период развития общества, когда потребность человека в  получении информации о новых  местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

На  определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

В настоящее  время выделяют внутренний и международный  туризм, причем внутренний туризм по степени  охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.

Исследования  современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Таким образом, бурное развитие массового туризма в мире в последнее десятилетие вызвало адекватное развитие индустрии туризма, науки и культуры, системы образования.

 Из всего этого можем сделать вывод, что Туризм - это  многогранно развитая отрасль хозяйства, являющаяся одной из главных составляющих дохода в некоторых странах, влияющая на развитие их экономики и мирового сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1.   Гостиничный и туристический бизнес: учебник/ под ред. проф. Чудновского А. Д. - М.: ЭКМОС, 2005.

 

    1.   Р. Уокер. Введение в гостеприимство: учебник. Москва: издательское объединение "Юнити". 1999.

 

    1.   Козырев В.М. Туристская рента как фактор саморазвития отрасли // Тренер: журнал в журнале, №8, 2000.

 

    1. Костюкова О. И. Основы туризма. - Владивосток: ДВГАЭУ, 1998.

 

    1. Маркетинг туристских направлений в XXI веке. Семинар ВТО // Российский союз туриндустрии, № 995 от 26. 03. 2004 .

 

6. Чеботарь Ю. М. Туристический бизнес - М.: "Мир деловой книги", 1997г.

 


Информация о работе Современные тенденции развития мировой туристской индустрии