Современное состояние и тенденции развития мировой туристической отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В 4 последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2010г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США.

Файлы: 1 файл

соврем..docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

1. Современное состояние  и тенденции развития 

мировой туристической отрасли

В настоящее время индустрия  туризма в мире является одной  из наибо-

лее динамично развивающихся  сфер в международной торговле услугами. В 4

последние 20 лет среднегодовые  темпы роста числа прибытий иностранных 

туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.

Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а обо-

рот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Все-

мирной туристской организации  при ООН (ЮНВТО) в 2010г. в мире было

зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от междуна-

родного туризма достигли 733 млрд. долл. США.  Всемирный охват  между-

народный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В  результате

образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически 

все страны.

Вместе с тем динамика международных туристских потоков  крайне не-

равномерна, что объясняется  в первую очередь разными уровнями социаль-

но-экономического развития стран и регионов мира (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика международных  туристских прибытий с 1990 по 2010 гг.

Международные туристские прибытия, млн.

1990 1995 2000 2005 2010

Всего в мире 455,9 550,4 687,3 803 846

Африканский регион 15,0 20,0 27,4 37,3 40,7

Страны Северной Афри-

ки

8,4 7,3 10,1 13,9 14,9

Прочие страны Африки 6,6 12,8 17,4 23,3 25,8

Американский 

регион

93,0 108,8 128,0 133,2 135,9

Северная Америка 71,7 80,5 91,2 89,9 90,7

Карибский регион 11,4 14,0 17,2 18,8 19,4

Центральная Америка 1,9 2,6 4,3 6,3 7,0

Южная Америка 7,9 11,7 15,2 18,2 18,8

Азиатско-

Тихоокеанский регион

57,7 85,6 115,3 155,3 167,2

Северо-Восточная Азия 28,0 44,1 62,5 87,5 94,0

Юго-Восточная Азия 21,5 29,2 37,0 49,3 53,9

Океания 5,2 8,1 9,6 10,5 10,5

Южная Азия 3,2 4,2 6,1 8,0 8,8

Европейский регион 280,6 322,3 392,7 438,7 460,8

Северная Европа 32,3 41,4 46,8 51,0 54,9

Западная Европа 113,8 116,7 142,8 142,6 149,8

Центральная

(Восточная) Европа

39,0 61,4 62,3 87,8 91,2

Южная Европа 88,1 91,3 126,1 157,3 164,9

Европейское Восточное 

Средиземноморье

7,4 11,4 14,7

Ближний Восток 9,7 13,6 24,0 38,3 41,8

По материалам Tourism Highlights. Edition 2007. World Tourism Organization, Madrid, 2007.

       

  В целом 2010 год стал рекордным для мировой туристской индустрии

в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по срав-5

нению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллио-

нов – на Азиатско-Тихоокеанский  регион и по 3 миллиона на Америку, Аф-

рику и Ближний Восток. 

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в евро-

пейском регионе благодаря объективным историческим и социально-

экономическим факторам. Более  чем на 9% увеличилось число туристских

посещений в Африку, что  является самым высоким показателем роста тури-

стских посещений 2010 года. Динамично развивается также Азиатско-

Тихоокеанский  регион, открывший  за последние десятилетия многие важ-

ные туристские направления и центры.

       Для многих  стран затраты туристов на  проживание, питание, мест-

ный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательно-

стей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономи-

ке, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для даль-

нейшего развития. Так, например,  в 201 году 75 стран мира заработали более

1 млрд. долл. США, благодаря  поступлениям от туризма. 

        Если  рассматривать абсолютные объемы  поступлений от туризма, 

то мировым лидером  продолжает оставаться Европа, получившая в 2010 году

дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл. США,  что со-

ставляет 51% от общемировых туристских поступлений.

        Приведенные  данные не включают поступления  от международно-

го пассажирского транспорта, получаемые компаниями, находящимися за

пределами постоянного места  жительства путешественников, которые  выде-

ляются ЮНВТО в самостоятельную категорию, именуемую «международ-

ный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват

данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих

международных  поступлений  от туризма и пассажирского транспорта, или 

примерно 148 млрд. долл. США  в 2010 году.

Среди стран мирового рынка  целесообразно выделить десятку  лидеров 

как по международным туристским прибытиям, так и по поступлениям При-

нимая во внимание тот факт, что ведущие мировые туристские державы от-

личны друг от друга в отношении типов привлекаемых туристов, длительно-

сти их пребывания и ежедневных затрат, следует отметить, что восемь из

указанных в таблице десяти мировых лидеров по туристским прибытиям 

также являются лидерами и  по туристским поступлениям.

Так, Франция занимает первую строчку по прибытиям, обогнав Испа-

нию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем мес-

те, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет  и здесь вто-

рое место. Это свидетельствует о том, что США привлекает на свой рынок

туристов, оставляющих больше денег и приезжающих на более  длительный

срок, тогда как в европейских  странах длительность туристского  пребывания

ниже. Китай, занимающий четвертое  место по прибытиям, находится лишь

на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое  место Италии.  При 

этом следует отметить, что лидирующие места по поездкам в Китай занима-6

ют Гонконг, Сингапур и  Тайвань, где проживают этнические китайцы, посе-

щающие  родственников в континентальном Китае.

Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и  седь-

мое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, на-

ходясь на девятом месте по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям,

пропустив вперед Турцию.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибы-

тиям и поступлениям от туризма за 2010 год показывает, что мировой туризм

в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил  их.

Согласно предварительным  данным динамика международных туристских

прибытий и поступлений  в целом сохранилась и в 2011-2012 году. Наиболее

характерными тенденциями  мирового туризма в настоящее  время являются 

диверсификация туристского  продукта, поиск новых туристских направле-

ний, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор

альтернативных средств  размещения и транспорта, а также  общее давление

цен.

Таким образом, международный  туризм, характерной чертой которого

является то, что значительная часть услуг производится с минимальными за-

тратами на месте, играет все  более заметную роль в мировой  экономике. Не-

сомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных  авиационных

пассажирских перевозок  также вносит свой существенный вклад  в стимули-

рование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволи-

ло увеличить число международных туристских прибытий в Европу более

чем на 22 млн. В последние  годы  в мире наблюдается тенденция  превыше-

ния темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны

ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Неко-

торые эксперты  связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире,

другие – с увеличением  количества туристских поездок в  год в связи с раз-

бивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и

проведении государственной  политики, направленной на развитие въездного

туризма. К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует 

отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информацион-

ные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политиче-

ские и социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия  в последние годы сталкивается с  посто-

янно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего ре-

гиона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более

широкие, часто агрессивные  меры рекламного воздействия при  продвижении 

своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого  туристский

спрос и туристское предложение  зависят от ряда таких меняющихся факто-

ров, как экономическое  и финансовое развитие, влияние политики, проводи-

мой государством, демографических и социальных изменений, развития ин-

новационных технологий.  Таким образом, усиление конкуренции как на 7

рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является

одной из существенных тенденций  развития мирового туризма.

       Рост  конкуренции на рынке туристского  спроса происходит в ре-

зультате действия следующих факторов:

появления все большего числа  стран с амбициозными экспансив-

ными планами привлечения туристов;

достижения пика насыщения  некоторых форм и видов туризма,

предлагаемых туристскими  центрами и странами (например, на рынке  пляж-

ного отдыха).

Это требует от стран, стремящихся  сохранить свою туристскую при-

влекательность, следующих действий:

попытаться сохранить  баланс между ростом спроса и ростом

предложения;

осуществлять планирование развития туризма в соответствии с

принципами устойчивого  развития;

предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

обеспечить наличие ясных  государственных стратегий развития

туризма, гибкости и оперативности  в принятии решений.

По мере того, как экономические  выгоды, получаемые от туризма, ста-

новятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму

становится все более  лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений.

Важным для проведения стратегической политики развития туризма  является

учет демографических  тенденций, происходящих в Европе. В  настоящее 

время статистика указывает  на постоянный рост доли населения  пожилого

возраста в европейских  странах с развитой экономикой, в  то время как чис-

ленность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Ре-

зультатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназна-

ченный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

В последние годы отчетливо  прослеживается тенденция к усилению

мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравни-

тельно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования.

Эти  факторы объясняют  повышенное внимание к вопросам охраны окру-

жающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуж-

даются и принимаются  решения по вопросам очистки воды и воздуха, пере-

работки отходов, защиты природы  и животного мира и др. Этому  способст-

вует  высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств

массовой информации. В  большинстве случаев рассмотрение вопросов охра-

ны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что

способствует привлечению  особого внимания правительств европейских 

стран к вопросам так называемого  «устойчивого» развития туризма, охваты-

вающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на ком-

плексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к

данным вопросам создает  условия для появления новых туристских продук-8

тов как на уровне индивидуального туризма,  связанного с экологическими

интересами, так и массового  туризма.

Вместе с тем развитие информационных технологий и общее  снижение

цен на туристские поездки  относительно доходов населения  способствуют

увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему  в на-

стоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией 

приходит единообразие. Поэтому  все большее число людей предпочитают

поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток  развлечений и 

хорошую погоду. В настоящее  время существует большое число  курортов,

обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного

сегмента туристского  рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или 

отдых по системе «все включено», который не предполагает общения тури-

стов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с

тем сохраняет свою популярность среди  туристов.

В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов

связаны с высоким уровнем  сервиса и разумным соотношением цены и каче-

ства. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться

предпочтительными при выборе туристских поездок.   

Таким образом, общей  тенденцией является поляризация туристских

предпочтений, с одной  стороны, характеризующаяся укреплением позиций

массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением

спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих 

туризм, направленных на выделение  приоритетных видов туристского про-

дукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их це-

ны и качества.

Прогноз показывает, что в 2012 г. число международных туристских

прибытий должно превысить 1,0 млрд.чел., а к 2020г.  – составить 1,56

млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут путешествовать в пределах своих

регионов  (имеются в  виду Европа, Азия, Америка, Африка и  др.), и только

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития мировой туристической отрасли