Совершенствования деятельности туристической фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка предложений и их экономическое обоснование по совершенствованию деятельности туристической фирмы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы совершенствования деятельности туристической фирмы;
провести анализ деятельности турфирмы;
выбрать возможные пути совершенствования деятельности турфирмы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Введение

Туриндустрия имеет  уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п. Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиций в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.

Сегодня совершенно очевидно, что  не только настоящее, но и будущее  творят менеджеры - люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.

Менеджер - специалист по управлению бизнесом, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью его сотрудников обеспечивающий высокую эффективность производства и реализации продукции, услуг на основе максимального использования всех ресурсов предприятия, прежде всего, человеческих, за счет применения самых современных принципов, форм, методов, приемов и средств науки управления. Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членам коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой турфирма не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров.

Организаторские способности менеджера  определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность и творческий характер мышления, инициативу и целеустремленность.

Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью... Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

Очень важны для руководителя такие  черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет, как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия.

Актуальность выбранной  темы исследования обусловлена тем, что для успешной деятельности туристической  фирме необходимо организовать эффективное управление.

Цель данной работы –  разработка предложений и их экономическое  обоснование по совершенствованию  деятельности туристической фирмы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы совершенствования деятельности туристической фирмы;
  • провести анализ деятельности турфирмы;
  • выбрать возможные пути совершенствования деятельности турфирмы.

Для этого в первой главе нашей работы рассмотрим теоретические  основы совершенствования деятельности туристической фирмы.

Во второй главе рассмотрим организацию деятельности конкретной турфирмы.

Третья глава работы будет посвящена возможным путям  совершенствования менеджмента в сфере туризма.

Объектом исследования является туристическая  фирма ООО  «ТК Жираф». Предмет исследования – управленческая деятельность ООО «ТК Жираф».

При написании дипломной  работы использовался широкий ряд  теоретических ряд источников литературы. Основными использованными авторами при написании работы являлись А.Б.Здоров и А.Я. Кибанов.

 

 

Глава 1. Теоретические основы совершенствования деятельности туристической фирмы

1.1. Особенности деятельности туристической фирмы, занимающейся предоставлением агентских и операторских услуг

Туристические фирмы  могут осуществлять как агентскую, так и операторскую деятельность.

Туристическая фирма  как оператор занимается разработкой  туристского продукта. Разработка туристского  продукта — достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий1:

  • проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта;
  • определение видов, форм и элементов туристского продукта, периодичности его предоставления;
  • анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже туристского продукта;
  • оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристского продукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.

Процесс разработки и  реализации туристского продукта потребителю включает четыре этапа2.

1. Исследование рынка,  спроса и предложения, разработка  программы тура, его экономическая и ценовая проработка.

2. Экспериментальная  оценка разработанной услуги  и турпродукта, т.е. первый пробный  тур, презентация продукта и его реклама, анализ предполагаемого спроса на данный турпродукт.

3. Внедрение туристского  продукта; проработка технологической  документации (договоров, графиков заезда, программ обслуживания и др.); обучение персонала, его стимулирование.

4. Формирование системы  управления производством и сбытом  нового турпродукта, обеспечивающей  его реализацию и постоянное  совершенствование в соответствии с запросами потребителей.

Планирование туров  — изначальная функция турфирмы, которая должна обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного турпродукта для его последующей реализации на рынке. Оно должно основываться исключительно на предварительной оценке спроса и предложения на рынке.

Для этого необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: территориальные границы рынка (город, район, область, регион); социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, пенсионеры, домохозяйки и др.); виды туризма и цели путешествий; возможные объемы и сезоны поездок и т.п.

На основе тщательного  изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса фирма должна определить содержание своего тур-продукта, куда входят3:

  • страна путешествия и вид туризма. Например, если предусматриваются экскурсионно-познавательные туры, то выбираются страны с наиболее интересными туристскими достопримечательностями. Если же фирма намерена выйти с предложением туров на отдых, то следует рассматривать страны, обладающие соответствующими природными ресурсами: теплое море, солнце, пляж;
  • сезон и продолжительность поездок. Для совершения экскурсионно-познавательных туров в страны с умеренным климатом предпочтительны летние месяцы (май — сентябрь), а в страны с жарким климатом (Индия, Пакистан, Шри-Ланки, Таиланд) — ноябрь — февраль, когда там спадает изнуряющая жара. Для туров на отдых в страны Средиземноморского региона несколько расширены границы: с апреля по ноябрь. Продолжительность поездки также зависит от вида туризма: экскурсионно-познавательные туры и туры на отдых обычно имеют продолжительность в 1—2 недели. «Шоп-туры» ограничиваются 4—5 днями. Однако во всех случаях окончательные сроки пребывания туристов в стране определяются расписанием международных авиаперевозчиков, частотой полетов и наличием свободных мест;
  • маршрут, т.е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия по стране, который определяется исходя из целей поездки. Так, например, в маршруты экскурсионно-познавательных туров входит посещение нескольких городов, обладающих наиболее интересными достопримечательностями. Туры на отдых или лечение включают только место, где туристы проводят свой отдых или получают курортное лечение, и город, через который они прибывают в страну и выезжают из нее. Иногда программы этих туров содержат одну или несколько однодневных экскурсий в расположенные поблизости достопримечательные места;
  • общее количество групповых или индивидуальных туров по каждой стране, с которыми турфирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам планируется на основе оценки рыночного спроса;
  • пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса турфирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность. Здесь может быть использовано определенное разнообразие основных и дополнительных услуг, классов обслуживания, что в конечном счете будет отвечать пожеланиям, целям путешествия и платежеспособности различных по доходам групп потребителей.

На основе всех вышеуказанных  оценочных данных туристской фирме  следует подготовить (в письменной форме) набор конкретных туров или серий туров для последующего обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.

Подготовительную работу по созданию турпродукта целесообразно начинать (идеальный вариант, в практической жизни это сделать сложно) более чем за два года до того, как произойдет первая отправка туристов по новому маршруту, новой программе или в новую страну.

При формировании турпродукта  важно учитывать требования потенциальных клиентов, поэтому фирме необходимо выделить ту целевую группу потребителей, на которую направлен ее продукт, т.е. выбрать иностранного партнера. Реализовывать вновь разработанные туры турфирма может через уже существующие каналы сбыта, т.е. тех партнеров в стране, с которыми она работала ранее. Это наиболее простой путь выхода на рынок с новым продуктом, так как организация застрахована от ряда неприятных неожиданностей во взаимоотношениях с новым партнером, а постоянное сотрудничество предоставляет возможность получения финансовых льгот (скидки с цены, уменьшение предоплаты, увеличение комиссии и т.д.).

Если же российская турфирма впервые выходит на международный рынок или на какое-то новое направление, то перед ней стоит задача поиска подходящего партнера (контрагента). Контрагентами в международной торговле называют стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

Практическую помощь в налаживании контактов могут  оказать международные, национальные ассоциации турфирм. Данные для анализа деятельности предполагаемых партнеров могут быть получены на туристских выставках и ярмарках, в фирменных справочниках-ежегодниках и других специальных изданиях по туризму.

Экономисты выделяют ряд критериев, которые позволяют объективно оценить потенциальных партнеров. Прежде всего необходимо проанализировать количественные показатели деятельности партнеpa, масштаб операций, степень платежеспособности и кредитоспособности, а также степень доверия, которое ему оказывают банки. Желательно, чтобы фирма имела необходимую информацию для проведения такого анализа.

Для этого анализируются  такие показатели, как чистая прибыль, полученная фирмой; объем продаж (оборот); показатели рентабельности фирмы, темпы роста объемов ее продаж и активов; качественный и количественный состав оборотного капитала (наличие в нем достаточного количества платежных средств); соотношение между основным и оборотным капиталом; соотношение между собственным и заемным капиталом, коэффициенты ликвидности и покрытия, характеризующие возможности фирмы иметь в наличии в случае необходимости достаточное количество платежных средств.

Для оценки солидности турфирмы необходимо выяснить правоспособность, т.е. наличие у компании юридического основания (лицензии) заниматься продажей туруслуг. О правоспособности фирмы могут косвенно свидетельствовать членство в национальных туристских ассоциациях и международных организациях, договоры с транспортными компаниями и гостиницами, квалификация и численность персонала, использование фирмой современных информационных технологий управления и т.д.

Другим важным критерием  в выборе фирмы является ее непосредственно деловая характеристика — деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью при исполнении обязательств, наличием опыта работы в турбизнесе, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.

К критериям выбора фирмы-контрагента  относится учет опыта прошлых  сделок. При наличии прочих равных условий предпочтение отдается фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в ходе предыдущего сотрудничества.

На основании данных критериев туристская организация  выбирает 3—4 фирмы-партнера для последующего детального изучения и работы с ними. Это позволяет ей в дальнейшем в меньшей степени зависеть от какого-либо одного партнера и проводить более гибкую рыночную политику.

Формирование любого турпродукта заканчивается его  реализацией, т.е. продажей путевки. На этом этапе в помощь туроператорам приходят турагенты. Как правило, они хорошо знают конъюнктуру рынка, могут профессионально позиционировать продукт, у них есть наработанная клиентская база. Последний фактор является, пожалуй, главным козырем стабильных турагентств. По различным данным, от 40 до 80 % путевок крупных российскийх  туроператоров реализуются через региональные агентские сети4. Поэтому для многих  турфирм работа с агентами является основным фактором, позволяющим прочно держаться на рынке туруслуг. Для того чтобы передать турагенту права на реализацию турпродукта или отдельных услуг, туроператоры заключают с ним договоры. Как правило, их называют посредническими. Они подразделяются на три вида — поручения, комиссии и агентские. Основное различие между ними заключается в том, от чьего имени продается путевка. Рассмотрим все три случая.

1.  По договору поручения  турагент обязуется от имени  и за счет туроператора совершать определенные действия. В этом случае турагентство выполняет конкретные указания туроператора. Поэтому права и обязанности по такой сделке возникают у последнего.

2.  По договору комиссии  турагент совершает одну или  несколько сделок от своего имени, но за счет туроператора. В данной ситуации за сделку отвечает сам турагент. В случае возникновения претензии у туристов по качеству туруслуг отвечать перед ними будет непосредственно агент.

Информация о работе Совершенствования деятельности туристической фирмы