Совершенствование культурно-досугового обеспечения детского оздоровительного туризма (на примере ООО «Юность»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ деятельности детского оздоровительного лагеря «Юность» и разработка механизмов совершенствования досуговой деятельности.
В ходе достижения цели решен ряд задач:
1) изучены теоретические подходы к данной проблеме;
2) проведен анализ финансово-экономический показателей работы;
3) выявлены особенности организации деятельности детского центра

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации детского оздоровительного туризма 6
1.1. Детский туризма и особенности его организации 6
1.2. Принципы организации деятельности детских санаторно-оздоровительных комплексов 18
1.3. Особенности организации досуга детей в оздоровительных комплексах 28
Глава II. Анализ деятельности детского оздоровительного лагеря ДОЛ «Юность» 38
2.1. Общая характеристика деятельности ДОЛ «Юность» 38
2.2. Специфика организации оздоровления и досуга детей в лагере 43
2.3 Анализ досуговой деятельности предприятия 49
Глава III. Разработка комплексной программы организации досуга детей в условиях детского оздоровительного лагеря ДОЛ «Юность» 55
3.1. Общая концепция культурно-досуговой программы «Школьный марафон» 55
3.2. Предложение по совершенствованию игровой деятельности 63
3.3. Методические рекомендации по повышению профессионализма персонала ДОЛ «Юность» 74
Заключение 81
Список литературы 83

Файлы: 1 файл

Диплом детский отдых.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА»

 

Факультет туристского  бизнеса

Кафедра туризма  и курортного дела

 

 

 

Допущен к защите:

Зав.кафедрой,

д.э.н., профессор  Романова Г. М.

__________________________

«_____»______________ 20__г.


 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Совершенствование культурно-досугового обеспечения детского оздоровительного туризма (на примере ООО «Юность»)»

 

 

по  специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

Выполнила

студентка гр. 04-ЗСТ  Т

Козина А. В.

______________________

 

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент

Самсоненко Т. А.

______________________

 

 

Сочи 2010 г.

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Детский отдых — это  национально-значимый вид туризма, и не только государство, но и работодатели должны взять на себя обязанности по стимулированию и развитию данного направления.

Организация досуга детей  в санаторно-курортных учреждениях  является одной из основных социальных функций и играет важную роль в  деятельности этих учреждений. Лечение  и отдых на курорте неразрывно связаны с организацией культурного досуга. Досуг входит в классическую триаду туризма: транспорт-приют-развлечение. И является одним из важнейших направлений туристской деятельности, значительно дополняющим другие секторы, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.

Организация досуга в  санаторно-курортных учреждениях  должна способствовать лечению, делать его более комфортным и эмоционально окрашенным, усиливать лечебный и  оздоровительный эффект. Тогда стратегическая цель функционирования лечебно-оздоровительного комплекса – обеспечение общего направления деятельности всех структур для максимального удовлетворения потребности клиентов – будет, безусловно, достигнута.

Санаторно-курортное  дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного здравоохранения. Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, термальные воды Кульдура, горячие газы курорта Янган-Тау, лечебные  грязи Тамбуканского озера, сероводородные термальные источники Сочи, солнечное Черноморское побережье и многие другие.

Наличие  многообразных  природных  ресурсов позволило создать  в нашей стране многообразную  систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. Финансирование развития санаторно-курортного комплекса осуществлялась как за счет госбюджета, так и за счет  фондов предприятий  других нецентрализованных источников.

Структура управления санаторно-курортным  комплексом сложилась с учетом наличия  общегосударственного рынка санаторно-оздоровительных услуг. Функционировала отраслевая система реализации санаторно-курортных путевок, гармонично сочетающая централизованные формы управления и горизонтальные связи. Планово-распределительный метод реализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал  оптимальную загрузку здравниц.

Особое место в санаторно-курортном комплексе страны занимали здравницы, предоставляющие лечебные и оздоровительные услуги детям. Система детского отдыха была хорошо развита, состояла из разнообразных видов предприятий, выполняющих конкретные функциональные задачи. Возникшие в последние годы трудности осуществления оздоровления детей и подростков нельзя не связывать с отсутствием единой государственной концепции оздоровительного отдыха детей и их санаторно-курортного лечения, с нарушением  существовавшего десятилетиями централизованного распределения путевок и финансирования оздоровления детей, а также целевого формирования средств на развитие детских оздоровительных учреждений, курортов и санаториев. Материальная база многих обновляется крайне слабо, строительство новых оздоровительных детских учреждений не ведется, государственное финансирование работающих бюджетных санаториев осуществляется в лучшем случае наполовину. Наметилась тенденция смены собственника и перепрофилирования вполне благополучных детских оздоровительных комплексов.

Для сохранения существующей системы детского отдыха и оздоровления необходимо разработать и реализовать меры по поддержке учреждений детского отдыха и оздоровления, санаторно-курортных предприятий, как общего, так и специализированного профиля. В этих условиях следует отметить факт, что ряд детских учреждений санаторного типа не только выжили в жестких рыночных условиях, но и значительно укрепили свои позиции. К таковым можно отнести детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) ООО «Юность».

Целью дипломной работы является анализ деятельности детского оздоровительного лагеря «Юность» и разработка механизмов совершенствования досуговой деятельности.

В ходе достижения цели решен ряд задач:

1) изучены теоретические  подходы к данной проблеме;

2) проведен анализ  финансово-экономический показателей  работы;

3) выявлены особенности  организации деятельности детского центра;

4) проанализирован комплекс  оздоровительных услуг;

5) выявлены источники финансирования функционирования детского оздоровительного центра;

6) разработаны предложения  по совершенствованию организации досуга детей в ДОЛ «Юность».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе изложены теоретические аспекты темы. Во второй главе проведен анализ деятельности  ДОЛ «Юность» и отмечена специфика организации оздоровления детей в лагере. Третья глава содержит рекомендации по совершенствованию досуговой деятельности детского центра. Предлагается модель организации тура «Школьный марафон» в период осенних, зимних и весенних каникул, с целью достижения круглогодичной заполняемости комплекса.

 

Глава I. Теоретические аспекты организации детского оздоровительного туризма

1.1. Детский туризма и особенности его организации

 

Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, который  имеет довольно длительную историю  развития. Идея проведения организованного  отдыха для подрастающего поколения  возникла в Швейцарии в 1873 году. Инициатором  был пастор Бион. Три года он собирал деньги, публикуя воззвания в газете. Затем выкупил маленькое поместье и вывез на отдых 68 детей. Благое начинание поддержали во многих странах Европы. В течение первых нескольких лет детский туризм был заботой в основном частных лиц и меценатов. Первый международный конгресс детских лагерей состоялся в 1888 г. в Цюрихе. На нем обсуждались различные модели организованного детского отдыха. Германия предложила вариант «родители + дети», Великобритания - спортивные лагеря (рассчитанные на прием тысячи и более человек), создаваемые министерством обороны Великобритании для воспитания юных защитников страны.

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги того времени. Они рассматривали экскурсии в качестве средства закрепления знаний, полученных на школьных уроках. Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло введение в 1902 г. специального льготного тарифа на проезд учащихся-экскурсантов, а также циркуляр Министра народного просвещения 1910 г., которым отменялись летние каникулярные работы учеников, а вместо них рекомендовалось организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. В новой программе для высших начальных школ в 1916 г. указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны одной из форм школьной учебной работы.

Первые оздоровительные  детские лагеря появились в России под Петербургом, а затем в  Москве. Развитию детского оздоровительного движения усиленно способствовали российские меценаты Павел и Сергей Третьяковы, Савва Морозов, Александр Бахрушин, графиня Софья Панина, Федор Эрисман. Московская городская дума выделяла средства на покупку земель под строительство оздоровительных лагерей для детей.

Тем не менее, официально годом создания государственной  системы детско-юношеского туризма  считается 1918 г., когда по предложению  Н.К. Крупской, Народный Комиссариат  Просвещения РСФСР организовал  Центральное бюро школьных экскурсий. Перед органами просвещения были поставлены задачи организации экскурсионного дела в школах, для чего начали создавать загородные естественно-исторические станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных педагогов. Летом 1920 г. было проведено одно из первых дальних школьных путешествий, организованное учителем А.А. Коленкиным из сельской школы Тамбовской губернии, которое продолжалось целое лето. Также в это время организуются дальние экскурсии учащихся по древним русским городам, Волге и Северной Двине, на Дон, Урал, в Крым и на Кавказ.

Переломным в развитии детского туризма стал 1931 г., когда  государство решило сделать детский  туризм важным средством идейно-политического  воспитания подрастающего поколения. В постановлении ЦК ВЛКСМ в 1931 г. указывалось, что "туризм, являясь средством коммунистического воспитания, должен войти во всю систему работы пионеротрядов как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культурно-массовой работы". Базой для развертывания экскурсионно-туристской работы среди детей признавался пионерский отряд и школа, а основной формой работы - местные экскурсии с включением туристских элементов и дальние экскурсии на новостройки, в национальные области и пролетарские центры. Совет Народных Комиссаров РСФСР в постановлении 1931 г. выдвинул перед краеведением следующие задачи: «Изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны...» Коллегия Наркомпроса РСФСР в 1932 г. рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе, в соответствии с программами, включить в учебный план школы проведение местных экскурсий в порядке учебной работы школы. В постановлении ЦК ВКП (б) 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» говорилось, о необходимости внедрения элементов краеведения в предметы школьной программы. В целях развертывания массовой туристско-краеведческой работы в школах Коллегия Наркомпроса вынесла решение о проведении в 1941 г. Всероссийской туристской экспедиции пионеров и школьников по изучению своего края, вменив в обязанность всем школам принять в ней участие. В экспедиционных отрядах объединилось около двух миллионов школьников.

Война помешала дальнейшему  развитию экскурсионно-туристской работы с детьми.

В 1946 г. газета «Пионерская  правда» объявила массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю. Количество школьников, принимавших участие в этом путешествии, составило: в 1946 г. - 1 млн., а в 1948 г. - 6 млн. человек.

В 1952 г. Министерство просвещения  РСФСР опубликовало инструктивное  письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. В целях улучшения туристской и экскурсионно-краеведческой работы с учащимися органам народного образования был рекомендован ряд мер, среди которых: разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех семилетних и средних школ выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах.

60 - 70-е годы характеризуются  как период относительной стабилизации  детского туризма. Основное внимание  уделяется районным и городским  внешкольным учреждениям, которые  работали непосредственно со школьниками. Создаются отделы туризма и краеведения в домах и дворцах пионеров, формируется система организации и проведения массовых туристских мероприятий и подготовки туристских кадров, на местах проводятся слеты и соревнования, идет специализация по видам туризма, по различным направлениям деятельности - от чисто краеведческих конференций до соревнований по спортивному туризму.

В 80-е годы проводится серьезная планомерная работа по совершенствованию системы организации  и проведения массовых туристских мероприятий с детьми. Одним из основных направлений деятельности в этот период становится подготовка кадров для детского туризма, проводятся семинары для методистов и руководителей туристско-краеведческих объединений, судей и тренеров по туризму и ориентированию. Экспедиционные отряды в этот период работают в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - СССР». В конце восьмидесятых годов создаются условия для открытия городских станций юных туристов - учреждений, основная задача которых - непосредственная работа со школами своего населенного пункта. Станции юных туристов занимаются в том числе вопросами экологии, созданием экологических троп, проведением экологических экспедиций.

Информация о работе Совершенствование культурно-досугового обеспечения детского оздоровительного туризма (на примере ООО «Юность»)