Социальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Явление социального туризма сформировалось в нашей стране исторически. Первоначально это была функция профсоюзных комитетов предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляли право каждому передовику съездить отдохнуть на Черное море, не говоря уже про детские лагеря - все это было ничто иное, как зачатки социального туризма.
В настоящее время волну "соцтуризма" подогревают различные откатные схемы, грантовые правительственные программы, культурно-образовательные программы и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Социальный туризм и источники его финансирования (у нас и
за рубежом) 4
2. Правовое регулирование социального туризма 9
3. Опыт развития социального туризма за рубежом 14
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

РегулирСоцТуризмаКатя.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

   Введение   3

1. Социальный туризм и источники его финансирования (у нас и

за рубежом)                                                                                                              4

2. Правовое регулирование социального туризма                                               9

3. Опыт развития социального туризма за рубежом                                    14

   Заключение                                                                                                   19

   Список литературы                                                                                      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие социального туризма возникло в нашей стране совсем недавно. Вместе с этими словами сразу вспоминаются такие определения, как "социальная ипотека", "социальная ответственность" и т.д. Действительно, некоторый общий смысл у всех этих понятий есть. И содержится он в том, что помощь в осуществлении мероприятий возлагается на социум, в данном случае на государство.

Актуальность. Явление социального туризма сформировалось в нашей стране исторически. Первоначально это была функция  профсоюзных комитетов  предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляли право каждому передовику  съездить отдохнуть на Черное море, не говоря уже про детские лагеря - все это было ничто иное, как зачатки социального туризма.

В настоящее время волну "соцтуризма" подогревают различные откатные схемы, грантовые правительственные программы, культурно-образовательные программы и т.д.

Однако, если в советской действительности механизм социального туризма работал исправно и едва ли не весь советский туризм был в той или иной степени социальным (дети – в лагерь, взрослые – в пансионат по путевке от профсоюза), то в современной России компенсация затрат на путешествия определенным категориям граждан – явление все больше утопическое.

На оплату проезда к месту отдыха могут рассчитывать, например, сотрудники некоторых ведомств и государственных организаций. В то же время не существует работающей схемы оказания льготных туристических услуг пенсионерам, инвалидам и детям – «социально уязвимым слоям населения».  

 

 

 

  1. Социальный туризм и источники его финансирования

(в России и за рубежом)

Туризм социального направления частично или полностью финансируется из различных источников, благодаря чему в поездку могут отправиться люди с невысокими доходами. Речь идет об инвалидах, пенсионерах, молодежи, школьниках, ветеранах войны и труда, путешествия которых могут финансироваться благотворительными организациями, государственными структурами, частными фирмами, общественными организациями и фондами. Социальный туризм осуществляется в большинстве направлений, присущих для традиционного коммерческого туризма. Его наиболее популярными формами являются культурно-познавательные, общественно-развлекательные, спортивные и экономические поездки.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое.

Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли».

Как показывает мировой опыт, организации подобного рода, т.е. решающие важную для общества и конкретной территории социальную задачу, должны финансироваться на  паритетных началах: как за счет государства, так и путем самостоятельного поиска средств через партнерства, спонсорство, оказание платных услуг и пр. Важно отметить, что на старте доля государства должна быть близка к 100%, а по мере становления организации постепенно снижаться до 50%.

Социальный туризм – это не только помощь пенсионерам, но и вклад в развитие и продвижение территорий. Это и рабочие места, и доходы отелей, кафе, сувенирных лавок, музеев, церквей, такси и т.д. Конечно, пенсионеры не склонны тратить большие средства во время своих поездок, но в любом случае это живые деньги, и эти деньги вкладываются в развитие российских территорий. В нашей стране с ее запасами недр и высокими мировыми ценами на нефть туризм еще долго не будет рассматриваться в качестве важного направления развития.  Но для отдельных муниципальных образований и территорий туризм - это шанс дать людям работу. Еще один немаловажный момент: развитие социального туризма благоприятно сказывается на имидже власти города или региона.

ПРИМЕР. В администрации Новгородской области подсчитали, что прямой вклад туризма в доходы области в 2008 г. составил лишь 1,22% от ВРП. Однако включение в расчет доходов компаний смежных отраслей от обслуживания ими туристов (банки, рестораны, услуги связи, транспорт) изменило этот показатель до 7%. Подобные расчеты могут стать хорошим доводом при получении бюджетных средств на программу развития социального туризма. Ведь можно не только отправлять своих пенсионеров к соседям, но и принимать у себя группы из других городов и регионов.

Как уже было отмечено выше, есть пенсионеры, готовые оплатить собственные путешествия, но ожидающие взамен качественный и адаптированный под их нужды туристический продукт.  Это как раз один из источников самофинансирования для структуры, занимающейся социальным туризмом. Но, увы, гораздо больше тех стариков, кому поездки не по карману. И здесь на выручку может прийти спонсорская помощь в разных формах:

  • Благотворительная помощь коммерческих структур в преддверии праздников. Надо сказать, что успешные и известные компании время от времени участвуют в различных благотворительных программах, но при условии прозрачной схемы оказания благотворительной помощи.

ПРИМЕР. В начале мая 2010 г. Издательский дом "Ридерз Дайджест" приобрел билеты в цирк для ветеранов войны и детей-сирот на представление, посвященное Победе в Великой Отечественной войне.

  • Спонсорская помощь в обмен на рекламные возможности.
  • Целевая помощь предприятий своим бывшим сотрудникам-пенсионерам.
  • Привлечение организаций, готовых бесплатно предоставить свои услуги пенсионерам по определенной квоте. Например, отели цепочки "Азимут" в Санкт-Петербурге бесплатно предоставляли гостиничные номера ветеранам войны, приехавшим в город на празднование Великой Победы. А компания "Major Авто" неоднократно участвовала в акциях для инвалидов, предоставляя свои автомобили для экскурсий по городу и т.д.

На самом деле, здесь снова возникает  необходимость налаживания информационного обмена, при котором нужды пенсионеров должны быть прозрачны для потенциальных спонсоров, и они имеют возможность выбирать, кому и чем именно помочь.

Что касается оказания платных услуг, то это тема отдельного разговора и отдельный вопрос для проработки в концепции развития.

ПРИМЕР. Офис по туризму французского города Страсбург в качестве одной из услуг продает туристам план города. Стоимость плана – 1 евро. В год в офисе продается 80-100 тыс. планов…

В государствах Европы и Северной Америке социальный туризм развит слабо, но все-таки лучше, чем в странах СНГ. С одной стороны он финансируется благотворительными организациями, а с другой - сами туроператоры заинтересованы в гибкой системе скидок для людей с недостаточными доходами. Благодаря этому поездки становятся более доступными в силу своей дешевизны, однако благодаря высокому спросу, быстро окупаются. Такая система удобна туристическим фирмам, поскольку позволяет, к примеру, реализовывать не нашедшие обычных покупателей путевки со скидкой. Она выгодна и небогатым людям, т.к. за минимальную цену они могут отправиться в путешествие.

Разумеется, социальный туризм имеет и существенные недостатки. Как правило, он подразумевает среднее или даже низкое качество сервисов, не слишком высокий уровень квалификации гидов и обслуживающего персонала. Нередко местность, где расположены социальные базы отдыха, не способны похвастаться хорошим развитием туристической инфраструктуры. Это связано с тем, что у «социалов» отсутствует возможность тратить много денег на сопутствующие услуги и туристическую продукцию.

Прямое финансирование государством социального туризма в большинстве стран мира не предусмотрено. В этой связи, примечательно одно из положений Гаагской декларации по туризму, принятой в 1989 г. В ней отмечено, что государство не может расходовать на туризм больше того, что оно надеется от него получить. Данный тезис связан с широким распространением случаев, когда дотации на туризм становились источником обогащения недобросовестных лиц, прежде всего, чиновников, распределяющих путевки. В связи с этим, в некоторых странах Запада (в частности, Франции и Германии) получили популярность т.н. отпускные чеки. Обычно они покупаются крупными предприятиями и распределяются между его работниками. Такие платежные документы дают право на скидки и прочие преференции, касающиеся туристических услуг.

 

  1. Правовое регулирование социального туризма

Анализ нормативных правовых актов в сфере туризма и практика их применения позволяет выявить следующие проблемы правового регулирования.

  1. Расширение понятийного аппарата ФЗ от 24.11.1996 г. № 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации1.

Необходимо: закрепить в законе различные подходы к определению туризма, туристская индустрия, различных видов туризма, например, сельскохозяйственный, экзотический и т.п. с применением специальных терминов (вплоть до изменения названия ФЗ № 132 - «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации»).

  1. Отсутствие легального определения в ФЗ № 132-ФЗ таких видов туризма как «коммерческий» и «организованный». А такие понятия как «конгрессно-выставочный туризм» (разновидность делового туризма), «сельский туризм», «экологический туризм» закреплены лишь в нормативных правовых актах субъектов федерации2.

3. Весьма условно разновидностью  социального туризма можно считать  санаторно-курортное лечение, предусмотренное  законодательством о социальной  защите граждан. И то - это объясняется  тем, что, во-первых, одним из видов  туризма является лечебно-оздоровительный (медицинский) туризм, во-вторых, объекты  санаторно-курортного лечения отнесены  Законом об основах туристской  деятельности к объектам туристской  индустрии, и, в- третьих, определены  источники финансирования мероприятий, связанных с социальным туризмом.

В этой связи можно выделить следующие замечания.

Во-первых, услуги (проживание, питание, получение медпомощи и проезд), которые составляют санаторно-курортное лечение, нельзя признать туристским продуктом.

Во-вторых, в этих правоотношениях отсутствует субъект, выполняющий функции туроператора.

В-третьих, в связи с отсутствием договорных отношений между потребителем санаторно-курортных услуг и их поставщиком, лицо, которому оказываются услуги, не приобретает статус ни туриста, ни потребителя - физического лица в соответствии с действующим законодательством. Это, в свою очередь, приводит в рамках защиты прав потребителя к невозможности использования соответствующего юридического инструментария.

В-четвертых, содержание санаторно-курортной путевки в части касающейся условий санаторно-курортного пребывания (лечения), как существенного условия договора о реализации туристского продукта, не соответствует требованиям, предъявляемым к туристской путевке как части договора. Таким образом, неоднозначность закрепленных условий лечения не позволяет определить критерии качества предоставленных туристских услуг.

Информация о работе Социальный туризм