Система классификации гостиниц и других средств размещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:43, доклад

Описание работы

До последнего времени в России наблюдалась довольно парадоксальная картина: из
за отсутствия единой системы гостиничной классификации средства размещения, добиваясь желаемых «звёзд», прибегали к услугам различных органов по сертификации, которые берутся за присвоение категорий, хотя уполномочены заниматься лишь оценкой соответствия средств размещения нормативным документам.

Файлы: 1 файл

Система классификации гостиниц и других средств размещения.docx

— 21.51 Кб (Скачать файл)
Система классификации гостиниц и других средств  размещения  
                                           Категории гостиниц: система мировых стандартов 
 

Система классификации гостиниц и других средств размещения    УТВЕРЖДЕНА 
приказом Ростуризма  от 21 июля 2005 г. № 86
 

 
До  последнего времени в России наблюдалась  довольно парадоксальная картина: из 
за отсутствия единой системы гостиничной классификации средства размещения, добиваясь желаемых «звёзд», прибегали к услугам различных органов по сертификации, которые берутся за присвоение категорий, хотя уполномочены заниматься лишь оценкой соответствия средств размещения нормативным документам.
  
 
 

Это приводило  к тому, что потребители как  отечественные, так и иностранные, были дезориентированы при выборе средства размещения и зачастую сталкивались с несоответствием заявленной категории  и ожидаемого качества. Такая ситуация не способствовала успешному развитию въездного и внутреннего туризма  в Российской Федерации. Вопрос о  единой системе классификации назрел давно, и впервые она была утверждена на государственном уровне в рамках Минэкономразвития в 2003 году. Тогда  многие гостиницы, часть из которых  представляют международные гостиничные  цепи, получили «звёзды». Однако процесс  был приостановлен из-за административной реформы. Ростуризм внёс в Правительство  на рассмотрение обновлённую систему  классификации средств размещения.  
 
Система классификации гостиниц и других средств размещения - это единственная подобная система в нашей стране, одобренная государством.   Система разработана с учётом положений Федерального Закона "Об основах туристской деятельности в РФ" и Закона "О защите прав потребителей", Концепции развития туризма в Российской Федерации, рекомендаций ВТО и существующей зарубежной практики. 
 

Гостиничные предприятия  классифицируют по различным  критериям.

Наиболее  употребляемыми среди  них являются следующие: 
1.  Уровень комфорта. 
2.  Вместимость номерного фонда. 
3.  Функциональное назначение. 
4.  Месторасположение. 
5.  Продолжительность работы. 
6.  Обеспечение питанием. 
7.  Продолжительность пребывания.  
8. Уровень цен. 
 
По месторасположению гостиницы могут быть: 
1)  расположенные в черте города (в центре, на окраине). 
 
Центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели-люкс, гостиницы среднего класса; 
2)  расположенные на морском побережье.  
В данном случае очень важным является расстояние до моря (50 метров, 100, 150, 200, 250, 300); 
3)  расположенные в горах.  
Обычно это небольшие гостиницы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха. В горной гостинице, как правило, содержится необходимое снаряжение для летнего и зимнего отдыха ее гостей, например альпинистский и горнолыжный инвентарь, подъемники и др. 
 
По продолжительности работы гостиницы подразделяются на: 
1) работающие круглогодично; 
2) работающие два сезона; 
3)  односезонные

По  обеспечению питанием различают: 
♦  гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размещение + 3-разовое питание); 
♦  гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак.  
 
По продолжительности пребывания гостей различают гостиницы: 
1)  для длительного пребывания клиентов; 
2) для кратковременного пребывания. 
 
По уровню цен на номера гостиницы классифицируют на: 
♦  бюджетные (25-35 долларов США); 
♦  экономичные (35-55 долларов США); 
♦  средние (55—95 долларов США); 
♦  первоклассные (95—195 долларов США); 
♦ апартаментные (65-125 долларов США); 
♦  фешенебельные (125—425 долларов США).  
 
Гостиничные предприятия также можно классифицировать 
по связи с особыми средствами передвижения (транспорта), по виду собственности и т.д. Однако на первое место при классификации гостиниц выходит несомненно уровень комфорта. 
 
Уровень комфорта 
Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта — это ком-плексный критерий, слагаемыми которого являются: 
♦  состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.; 
♦ состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.; 
♦  наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.п.; 
♦ состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории; 
♦  информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.; 
♦  обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг. 
Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке: образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению. 
Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие: 
♦ европейская, или, как часто ее называют, система "звезд", базирующаяся на Французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. 

Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран; 
♦  система букв (А, В, С, D), используемая в Греции; 
♦  система "корон", применяемая в Великобритании; 
♦  система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый), используемая на территории бывшего СССР. 
  
В каждом отдельном государстве к пониманию уровня комфорта как критерия классификации подходят по-разному. Именно это обстоятельство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями государств, препятствуют введению в мире единой классификации гостиниц. В этом направлении остается сегодня безрезультатной деятельность Всемирной туристской организации (ВТО), Комитета гостиничной и ресторанной индустрии ЕС, Международной гостиничной ассоциации (МГА). ВТО предложена только стандартная классификация средств размещения, в которой гостиницы и аналогичные предприятия представляют одну из четырех больших групп.

Единая  европейская система  стандартизированной  информации 
(SIS — Standartisad Information System)

На европейском  гостиничном рынке имеется единая система стандартизированной информации (SIS — Standartisad Information System), принятая 23 декабря 1986 года Советом Министров Европейского сообщества, состоящая из огромного  количества пиктограмм (условных рисунков).

Цель  системы стандартизированной информации состоит в том, чтобы облегчить туристам пребывание в Европе, преодолеть существующие проблемы в чтении путеводителей, каталогов, проспектов, связанных с предприятиями размещения. Эта система удобна и имеет ряд преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении, поддается контролю посредством использования существующего законодательства по защите интересов потребителей, не допускающего применения вводящих в заблуждение трактовок. 
 
При рассмотрении классификации гостиничных предприятий по уровню комфорта следует выделить сложившиеся в международной практике подходы к разработке документов, непосредственно устанавливающих классификацию и порядок ее последующего проведения (осуществления сертификации на соответствие требованиям определенной классификационной группировки). 
 
При первом подходе разработкой, проведением и контролем занимаются государственные органы, то есть существует официальная государственная классификация по уровню комфорта гостиничных предприятий, возможно, других средств размещения, а также предприятий питания. В частности, примеры такого подхода наблюдаются во Франции и России.  
 
При втором подходе разработкой, проведением и контролем занимаются профессиональные объединения и союзы. Например, в Германии эти процессы осуществляет Объединение гос-тиничных и ресторанных хозяйств (DEHOGA), в Швейцарии — Швейцарский союз владельцев гостиниц. 
 
В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с системой "корон" использу-ется классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств — "British Travel Authority'" (BTA): 
♦ бюджетные гостиницы — расположены в центральной части города и имеют минимум удобств; 
♦  гостиницы туристского класса — в структуре обязательно наличие ресторана и бара; 
♦ гостиницы среднего класса — уровень обслуживания достаточно высок; 
♦ гостиницы первого класса — очень высокое качество комфорта и отличный уровень обслуживания; 
♦  гостиницы высшей категории — уровень обслуживания и проживания экстр а-класс а.

 
Наиболее распространенной считается Французская  национальная классификация, устанавливающая  для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4*L или 5*), одна категория без звезды.
 

Такая система позволяет наиболее полно  охватить рынок гостиничных услуг. 
Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы:

А —  количество комнат; 
В — общие помещения; 
С — оборудование отеля; 
D — комфортность жилья; 
Е — обслуживание; 
F — доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью. 
 
Согласно Немецкой классификации, гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:

 
туристский класс — *; 
стандартный класс — **; 
комфортный класс — ***; 
первый класс — ****; 
люкс — *****.
 

 
Следует отметить, что попытки  определить соответствие с системой "звезд", иногда носящие чисто  условный характер, характерны и для  ряда других систем (букв, "корон", категорий).  
 
Так, в Греции гостиницы категории А соответствуют четырехзвездочному уровню, В — трехзвездочному, С — двухзвездочному, D — однозвездочному.  
 
В Италии первая категория условно соответствует уровню четырех звезд, вторая — трех, третья — двух.  
 
Для того чтобы гармонизировать систему "корон", используемую в Великобритании, с системой "звезд" необходимо от общего числа "корон" отнять одну "звезду" (например, уровень четырех "корон" равен уровню трех "звезд"). 
 
Рассмотренная выше классификация гостиниц, предложенная Ассоциацией британских турагентств, которая считается в Великобритании наиболее распространенной, также предусматривает подобное соответствие:

 
бюджетные гостиницы — *; 
гостиницы туристского класса — **; 
гостиницы среднего класса — ***; 
гостиницы первого класса — ****; 
гостиницы высшей категории — *****
  
 

Немецкая  классификация устанавливает требования по двадцати двум обязательным и независимым  от класса предприятий критериям. 
Особенностью Немецкой классификации является то, что в ней предусмотрены категории и для таких типов гостиничных предприятий, как пансионы, гостиные дворы, отели-гарни.  
В США нет официально утвержденной правительством классификации гостиниц.

По  уровню комфорта они обычно делятся  на пять категорий.  
Высшая категория (пять звезд) присуждается двумя учреждениями: American Automobile Association (AAA) и Mobile Travel Guide.
 

Собственный подход к классификации гостиниц имеют гостиничные  цепи (сети). Обычно в них выделяются не категории, а марки, распространяющиеся на все гостиницы конкретной цепи. В каждой марке может учитываться не только уровень комфорта, но и назначение, месторасположение и некоторые другие критерии.

Информация о работе Система классификации гостиниц и других средств размещения