Экономические ценности в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование существующих взглядов на проблему ценностей и попытка выявить роль культуры в их возникновении и трансформации.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
· рассмотреть проблему сущности человека, рассматриваемую в социокультурном контексте;
· определить соотношение культурных ценностей в различных трактовках сущности человека.

Содержание работы

1. Введение
2. Социокультурные ценности и сущность человека
3. Проблема ценностей как основная проблема современности
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

Современный человек  реализует себя, прежде всего, во внешних  сферах, развивает свою “оболочку” и под культуротворчеством подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной реальной жизни. Студент, поступающий в университет, и не подозревает о том, что уже одним этим действием он делает важный шаг, включающий его во всеобщие процессы создания культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творца культуры. Конечно, этот шаг мал и незаметен, и впереди лежит долгий путь, но вести человека по этому пути будет стремление к саморазвитию и самосовершенству. И из маленького человечка он превратиться в истинного творца культуры, которых так не хватает нашей современности.

Человек - это единственное существо, предопределенное к непрестанному  новаторству. Он уникальный творец культуры, придающий ей смысл через регулярную смену символов, и несомненно, что  для человека как такового культура первичнее природы, а история первичнее биологии. Томас Манн в романе “Доктор Фаустус” сказал по этому поводу: “Это можно назвать эстетически эффектным парадоксом культуры: поворачивая вспять естественную эволюцию, сложное, духовное уже не развивается из элементарного, а берет на себя роль изначального, из которого и силится родиться первозданная простота”.

Культуротворчество восстанавливает и развивает человеческий дух, который отрицается современной цивилизацией. Поэтому культуротворчество происходит в постоянной борьбе с цивилизационными процессами, стремящимися приручить человека, сделать его слепой игрушкой в руках тех сил, чья сущность не связана с целями, задачами и смыслами человеческой жизни.

Как нам видится  именно на этой грани лежит разграничение  культуры и культурности. Приобщаясь к культуре, человек становится человеком. Некультурных людей не бывает. Но в  языке за выражением “культурный  человек” закрепилось иное содержание. И понятие “культурный” связано  не с культурой, а с культурностью. Под культурностью мы понимаем соблюдение человеком некоего свода правил, норм, социальных установлений, определяющих поведение человека в обществе. Это  добровольное признание тех границ, которые установлены обществом  для своих членов и самим человеком  для себя как члена социума. Сюда равноправно входит понятие этикета.

Можно сказать, что  культурность - это защитная стена, которую создала цивилизация  для того, чтобы построить безопасное для личности общество. Все, что в  человеке и обществе ведет к душевному  успокоению, к внутренней безопасности, к всеобъемлющему комфорту есть культурность. И это не только защита “для”, но и защита “от” - человеческой природы, инстинктов, всех иррациональных форм проявления человеческой сущности.

Вывод: проблема ценностей  в культуре имеет непосредственное отношение к проблеме сущности человека, вульгарно-материалистический подход к ценностям становится причиной бездуховной погони за материальными  благами. Такой подход к обществу и окружающей среде становится причиной существования глобальных проблем  человечества.

 

                             3.Заключение

Принижение духовного мира, создаваемого человеком веками превращает дух в материю, культуру в экономику, а человека в животное. Приходится признать, что в отличие от восхождения “по ступеням вверх”, конечной точкой которого является Абсолют, нисхождение “по ступеням вниз” не ограничивается превращением человека в скотину, а логически приводит его к небытию. Дело в том, что человек по определению не в состоянии уподобиться животному и сконцентрироваться на своей природно-биологической основе. Животное лишено способности к духовной деятельности и, следовательно, перед ним не может стоять проблема его существования, а тем более антиномичности (противоречивости) бытия. Животное лишь следует своей природе, своему предназначению; его действия инстинктивны, оно не может “возвыситься” над собой или “унизить” себя. Человек же, напротив, обречен на выбор и свободу. Он обречен использовать свой разум и определиться по отношению к своей способности к духовной жизни. Человек не может просто превратиться в скотину, стать просто природной тварью.

Современный человек  находится в дезинтегрированной системе координат, существует между  культурой и цивилизацией, поэтому  черты “культурного человека” конца  ХХ века отражают эту двойственность: толерантность (терпимость), профессионализм, способность к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Американский культуролог Дж. Пассмор считает главным признаком культурного человека - способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние разных культур.

 

 

 

 

 

           4. Список использованной литературы

1. Гуревич П. С.  Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 384 с.

3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.

4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 1998г.

5. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.:Прогресс, 1990. - С.86-97

6. Поликарпов В.С.  Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.


Информация о работе Экономические ценности в современной культуре