Экологический туризм на Байкале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время экологический туризм является одним из приоритетных направлений туризма в целом и имеет огромное социальное, культурное и экологическое значение для общества. Экологический туризм имеет большие перспективы в развитии туризма. В последнее время туристы разных стран заинтересованы в экологическом туризме, ведь экологический туризм направлен на привлечение людей к здоровым видам отдыха, спорту, ознакомление с культурными ценностями районов, их природой, а также имеет целью ознакомить людей с природными ценностями, научить их любить природу, уметь найти себя в природе и определить значимость природы для всего человечества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………………….6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА………………………………….…………………..……10
1.1 Основные термины и понятия экологического туризма………...…10
1.2 Законодательная база экологического туризма…………………..22
1.3 Понятие туристских экологических походов. Особенности маршрутов экологических походов………………………………………….27
2 РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ …………………………………………………………….….35
2.1 Физико-географическое положение……………………………….35
2.1.1 Географическое положение и основные характеристики озера Байкал…………………………………………………………………………………….35
2.1.2 Климат…………………………………………………………………….38
2.1.3 Растительность и животный мир………………………………….40
2.1.4 Географическое положение, природно-климатические особенности Малого моря и острова Ольхон………………………….…………………….41
2.2 Интересные природные и культурно-исторические объекты……..45
2.2.1 Национальные парки и заказники……………………………….…..45
2.2.2 Культурно-исторические достопримечательности Байкала…27
2.3 Развитие экологического туризма на Байкале……………………..49
2.3.1 Ресурсы экологического туризма в Республике Бурятия………..49
2.3.2 Опыт экологического туризма на Байкале…………………………52
2.3.3 Организация природных парков на территории Бурятии……..57
2.3.4 Перспективы и практические рекомендации………………………61
3 РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРА ПО БАЙКАЛУ…68
3.1 Классификация тура……………………………………………..…..68
3.2 Описание программы тура……………………………………..……69
3.3Расчет стоимости тура……………………………………………….82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…..83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...............85
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….....88

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЖАБИНСКАЯ П.И..docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Иные указанные выше принципы экотуризма не являются прерогативой исключительно экологических походов, но, напротив, должны соблюдаться при организации и проведении любых походов в природную среду. Это касается, скажем, соблюдения максимально щадящих природу туристских технологий. Ночлег и отдых в экологическом походе туристы осуществляют на специально оборудованных стоянках. Двигаются туристы исключительно по маркированному маршруту (ущерб природной среде от движения естественно наноситься, но он ограничен постоянной трассой движения и не «распространяется» на район в целом), не оставляют на маршруте никакого «промышленного» мусора и пр.  Однако нормы ответственного по отношению к природе поведения всегда соблюдались увлеченными активным туризмом людьми и даже были изложены в специальном «Природоохранном кодексе туриста», разработанном туристскими организациями СССР в 80-х годах прошлого века. [14]

Какие преимущества имеет  экологический поход по сравнению  с иными формами экологического туризма? Прежде всего, отметим следующее. Поход, как форма путешествия, создает возможность для наиболее полного и относительно длительного «погружения» туристов в природную среду. На маршруте туриста не ждет автобус, в лесу нет магазинов, баров и спутникового телевидения – ничто не отвлекает от общения с природой и ее познания. Сама обстановка (антураж) похода позволяет с наибольшей эффективностью «впитывать» новую для себя информацию об окружающей среде. Поход предоставляет возможность для «охвата» достаточно протяженной территории и, соответственно, наиболее полного знакомства с характерными ландшафтами, растительным и животным миром выбранного района и т.д. Не забываем и про физическую оздоровительную нагрузку в походе, как эффективный способ оздоровления участников. Сочетание активной рекреации и познания составляет «изюминку» данной формы экологических путешествий. Отметим, впрочем, что все указанные преимущества будут значимыми только в случае качественной организации похода. В этом контексте отметим обязательное участие в походе квалифицированного гида-эколога, без которого познавательный компонент путешествия будет ущербным.

Какие разновидности экологических  походов используются на практике? Ответ на данный вопрос Вам, собственно говоря, уже известен. Это разновидности походов по средствам передвижения. Наиболее приемлемыми для выполнения целей экологического просвещения следует признать пеший поход (треккинг), водный поход на гребных судах и велосипедный поход.  Способ передвижения диктуется, в том числе, стоящими перед походом конкретными задачами. Например, если речь идет о знакомстве с экосистемами болот, то наиболее приемлемым является пеший поход. Знакомство с разнообразием ландшафтов, растительных сообществ и т.д. на больших по площади территориях целесообразно вести или в рамках пешего, или велосипедного похода. Лыжный поход, является наименее применимой разновидностью экологических походов. Условия зимы сами по себе не способствуют эффективному выполнению познавательных задач: растения не цветут, птицы не поют, из носа капает… Кроме того, материальное обеспечение лыжного похода и обеспечение безопасности для его участников требуют существенных материальных затрат. В экологическом туризме активно используются и иные средства передвижения с минимальным негативным воздействием на природные комплексы: вьючные животные, парусные суда. Однако в данном случае речь следует вести, все-таки, не о разновидностях экологических походов, а о разновидностях экологических путешествий.

Естественно правильным будет  выделять разновидности экологических  походов на основании их конкретных познавательных объектов. Тогда можно говорить о ботанических, зоологических, геологических, эколого-этнографических, ландшафтно-географических, эколого-культурных, спелеологических и прочих походах.

Каковы особенности маршрута экологического похода? Ранее, при анализе маршрутов спортивных и оздоровительных походов, мы подчеркивали, что маршрут разрабатывается в полном соответствии с поставленной целью похода и является залогом ее достижения. В рассматриваемом нами случае речь идет об эколого-культурном просвещении туристов и их полноценном отдыхе (рекреации). Это означает что кроме известных Вам требований к наличию рекреационных объектов и ресурсов, на маршруте похода должны присутствовать и целевые познавательные объекты. К таким экологическим объектам на маршруте можно отнести в частности:

  • разнообразные и эстетически привлекательные природные ландшафты;
  • участки с уникальной (или, напротив, характерной для данного района) флорой и фауной, участки с наличием реликтовых и эндемичных видов живых организмов;
  • уникальные или характерные экосистемы, памятники природы;
  • культурные (сельские) ландшафты; музеи народного творчества, ремесел и т.д. [12]

На участках маршрута, содержащих такие познавательные объекты, должны быть соответствующим образом подготовлены экологические экскурсии (они осуществляются опытным гидом-экологом в контексте похода).

Достижению главных целей  похода должны соответствовать и  иные известные Вам характеристики маршрута: его тактическая схема, протяженность (в том числе протяженность отдельных дневных переходов), продолжительность, места расположения биваков и т.д. В условиях похода по национальному парку наиболее применима кольцевая схема пешего похода с началом движения и возвращением на «центральную усадьбу» с гостиничным комплексом, пунктом проката снаряжения и пр. При этом на маршруте могут активно использоваться радиальные выходы на участках, содержащих целевые познавательные и рекреационные объекты (например, экскурсия по экологической тропе, посещение сел с демонстрацией традиционных ремесел и пр., лежащих в стороне от основного маршрута). Протяженность маршрута  и продолжительность экологического похода, разумеется, не оговариваются какими либо специальными требованиями. Данные параметры подбираются в приложении к конкретным условиям района похода и к намеченному контингенту туристов (по возрасту, полу). Протяженность маршрута и продолжительность похода, конечно, зависят от расположения на местности познавательных и рекреационных объектов и от характера местности (горная, пересеченная, равнинная, легко или трудно проходимая и пр.). В то же время данные параметры должны соответствовать необходимому уровню оздоровительных физических нагрузок для участников, и не быть избыточными. Для выполнения эколого-образовательных целей вполне достаточен, например, пеший поход продолжительностью от двух до пяти дней при средней протяженности дневных переходов не превышающих 15км. 

При составлении маршрута экологического похода важно правильно  выбрать собственно путь (трассу) движения группы к намеченным целевым объектам. В экологическом походе трасса движения, по определению, должна быть максимально «щадящей» для природной среды. Например, вряд ли стоит без необходимости применять азимутальные переходы по бездорожью (читай, по ненарушенным участкам природы) – ведь туристы тем самым «прокладывают» новые тропы, негативно воздействуют на почву, растительный покров и пр. Значительно более правильно использовать для проложения маршрута уже существующие в районе лесные дороги и тропы. При этом не наносится дополнительный ущерб окружающей среде; не превышается оздоровительный уровень физической нагрузки для участников; участники похода не подвергаются ненужной опасности, вследствие преодоления естественных препятствий на местности. Трассу движения рационально прокладывать по участкам с эстетически привлекательными природными и культурными ландшафтами. Только в гармоничном сочетании оздоровительных физических нагрузок с эстетическим наслаждением от красоты окружающего мира кроется ключ к решению рекреационно-познавательных задач экологического похода.

Что мы подразумеваем под  маркированным маршрутом экологического похода? Всем требованиям, предъявляемым  к маршруту экологического похода, наибольшим образом соответствует т.н. маркированный маршрут. Маркированный маршрут экологического похода разрабатывается как маршрут «многоразового использования». Трасса маршрута фиксирована (в том числе может быть отмечена  (маркирована) на местности) и достаточно жестко соблюдается гидом-проводником, ведущим туристскую группу. Маркированный маршрут является заранее и целенаправленно обустроенным. На нем заранее определены и оборудованы для обзора, экскурсий, отдыха познавательные и рекреационные объекты посещения. Например, экологические тропы обозначены  на местности и оборудованы обзорными площадками, информационными наглядными материалами. Так же определены и подготовлены на местности места туристских стоянок и биваков (оборудованы кострища, заготовлены дрова, сделаны постоянные площадки под палатки, установлены туалеты и пр.).

Маркированный маршрут построен таким образом, чтобы наиболее полно  и при этом ненавязчиво выполнить  поставленные цели отдыха и экологического просвещения (принцип максимального усвоения информации). Маршрут прокладывают, как уже нами отмечалось, с включением эстетически привлекательных участков местности. Экологические объекты посещения подбирают с учетом тематики похода, определяют их логичную последовательность; их сочетание и очередность с рекреационными объектами. Намеченные дневные переходы должны позволить выдержать необходимый график движения, отдыха и экскурсий. Экскурсионная деятельность при этом осуществляется без фона утомления у туристов, с эффективным восприятием информации. Для маркированного маршрута определяется, кроме обычных параметров, максимальная рекреационная нагрузка (объем и массовость посещений), которую он в состоянии «вынести» без негативных последствий для природных комплексов и снижения привлекательности для самих туристов.

Все вышесказанное позволяет  нам сформулировать определение  маркированного маршрута как обозначенного на местности маршрута многоразового использования, со специально оборудованными для выполнения поставленных целей похода объектами посещения и местами ночлега и отдыха туристов. В данной лекции, в связи с ее ограниченным информационным объемом, мы не рассматриваем иные особенности организации экологического похода (кроме разработки маршрута). Принципиально содержание плана-графика похода, нагрузочный режим и режим движения; принципы выбора снаряжения и организации питания мало отличаются от таковых в случае подготовки и проведения рекреационных походов. Особенности вышеназванных категорий в случае экологического похода определяются самими принципами осуществления экотуристской деятельности. Например, снаряжение подбирается с учетом минимизации негативных воздействий на природную среду (берут газовые горелки, а не бензиновые; костровые сетки, позволяющие не устраивать кострища на почве). Для питания используются «экологически чистые», желательно местные продукты и т.д.[18]

Вывод:

В первой части дипломной  работы были рассмотрены понятия  экологического туризма, его основы и подразделения.

На основании рассмотренного можно сделать следующий вывод.

Экотуризм – это более комплексная концепция, подразумевающая неистощительное использование и сохранение биоразнообразия для будущих поколений, планирование и управление туристической деятельностью; помимо интересов туристов, он подразумевает достижение общественных целей. Неотъемлемый компонент экотуризма – взаимодействие с местным населением, создание более благоприятных экономических условий в посещаемых районах.

Очевидно, экотуристическими не могут считаться такие путешествия, при которых выполняются лишь отдельные принципы экотуризма, и непосредственным результатом которых не является улучшение охраны природной среды. Участники некоторых приключенческих туров могут углублять свои познания о посещаемых природных территориях, но это еще не гарантирует положительное воздействие их путешествий.

Основными объектами экотуризма в его классически-природоохранной, узкой трактовке считаются относительно ненарушенные природные комплексы или отдельные их элементы. Нередко объектами познавательного или научного экотуризма становятся отдельные наиболее "популярные" и примечательные биологические виды животных и растений.

Экотуристов привлекают и уникальные объекты неживой природы, геоморфологические, гидрологические и другие особенности (отдельные горы и каньоны, пещеры, водопады, озера и реки и др.), а также палеонтологические находки. Объектами экотуризма могут быть уникальные растительные сообщества и биоценозы в целом, например, леса, степи, тундра и тому подобное в разные времена года.

Кроме этого, объектами экотуризма могут быть культурные, этнографические, археологические и исторические достопримечательности, а также  природно-антропогенные (культурные) ландшафты  в целом, – что особенно характерно для экологических туров в  их широкой трактовке.

 Образовательно-воспитательное  направление туризма предполагает  проведение работы со школьниками,  знакомством их с природой, способствует  их развитию и любви к природе.

С целью повышения интереса к природе весьма эффективным  представляется проведение молодежных и детских конференций, слетов, конкурсов, фестивалей разных направлений: научных (краеведческих, исторических, экологических, этнографических и т.д.), спортивных, культурных (музыкальных, художественных, фольклорных, декоративно-прикладного  творчества) и пр.

Во многих странах, в том  числе и в России, в последние  годы экологическое воспитание и  образование относят к одной  из важнейших государственных проблем. Создаются системы непрерывного экологического образования и развития. Первой ступенью этих систем является школьное образование и воспитание. В этом возрасте формируются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

У детей школьного возраста происходит формирование характера, личности и именно в этом возрасте они наиболее активны и для них необходима взаимосвязь с природой.

Организовывая туры для школьников, необходимо привлекать опытного специалиста, способного научить их использовать подручные средства в экстремальных  ситуациях, уметь быть самостоятельными, а также в нужный момент прийти друг другу на помощь.

Именно туризм способствует детям проявить себя в таких ситуациях. Например, в последнее время стали  организовывать туры для школьников в местах дикой природы, где у  детей появляется возможность самостоятельно справляться с такими ситуациями. Организуются различные мероприятия, эстафеты, в которых предусматриваются  этапы разных сложностей. Проходят такие этапы как самостоятельно одним участником, так и командой. В команде дети начинают чувствовать  ответственность за других, начинают самостоятельно продумывать ситуацию и пути ее решения.

Начальные знания о природе  дети получают в школе. Учителя знакомят их с природой, животным и растительным миром, учат умению самостоятельно выходить из трудных ситуаций.

Туризм предоставляет  возможность практически использовать эти знания, справляться с возникающими трудными ситуациями как самостоятельно, так и в команде. Благодаря  работе в команде у ребенка  формируется сила воли и целеустремленность, складывается командный дух и  воля к победе. Оставаясь наедине  с природой, ребенок учится самостоятельно выживать в условиях дикой природы. Именно дикая природа позволяет  ребенку осознать опасность, благодаря  чему вырабатывается инстинкт самосохранения и способность трезво оценивать  опасную ситуацию.

Информация о работе Экологический туризм на Байкале