Информационные технологии и инновации в международном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование информационных технологий и инновация в международном туризме. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач исследования:
- охарактеризовать понятие информационных технологий и инноваций;
- изучить какими технологиями и инновациями пользуются современные туроператоры и турагенты;
- выявить проблемы и перспективы развития информационных технологий и инноваций в международном туризме.

Файлы: 1 файл

курсовая конечная.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Информатизация - одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Информация, инновации играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста. Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное  место занимает информационные технологии и инновации, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях. В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг и инноваций. Свидетельство тому - увеличение вклада информационного сектора и инноваций в создание национального богатства. Очередной революционный этап информатизации общества связан с необыкновенным ростом использования глобальных компьютерных сетей. Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в отрасли туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии и инновации в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов - весь комплекс этих вопросов с учетом развития интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности Всемирной туристской организации [4;21].

    

          Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что  быстро развивающаяся индустрия  туризма нуждается в поиске новых инноваций.

Целью курсовой работы является исследование информационных технологий и инновация в международном туризме. Для  достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач исследования:

- охарактеризовать понятие информационных технологий и инноваций;

- изучить какими технологиями и инновациями пользуются современные туроператоры и турагенты;

- выявить проблемы и перспективы развития информационных технологий и инноваций в международном туризме.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются информационные технологии и инновации.

Предметом исследования является комплекс технологий и инноваций, использующихся в туризме (системы бронирования, Интернет и т.д.).

        Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение новейших технологий приводит к формированию современной высокотехнологической индустрии туризма.

    Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды таких ученых , как В.И. Азар, А.М. Бабич, Ю. Н. Байназаров, М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, М.Э. Немоляева, И.В. Зорин, Д.К. Исмаев и других. Особенно следует выделить такого специалиста в области туризма,как В.А. Квартальнов – доктор исторических наук,профессор,ректор Российской международной академии туризма, заведующий международной кафедрой ЮНЕСКО. По словам В.А.Квартальнова, сейчас во всем мире идет интенсивная структуризация рынка туруслуг,вызванная новой технологической волной, то есть значение инноваций в сфере социального-культурного сервиса и туризма непрерывно растет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе  раскрывается  понятие инноваций в туризме и его особенности. Во второй главе рассматриваются проблемы и перспективы инноваций в туризме. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы информационных технологий и инноваций в туризме

1.1. Основные понятия информационных технологий и инноваций в международном туризме

Информация - связующее звено туристской отрасли. Системы бронирования.

Информационные технологии  - термин, применяемый для обозначения самых современных усовершенствований в способах и механизмах, которые используются для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации. Об информационных технологиях говорят как о технологиях века, которые способны оказать серьезное влияние на производственную деятельность, сферу обслуживания, занятость населения и на жизнь человечества в целом, благодаря достижениям в области микроэлектроники. Именно микроэлектроника создала основы для разработок в сфере проектирования и производства с помощью компьютера и т.д. [10;15].

Само понятие «информационная технология» возникло в последнее десятилетие ХХ века в процессе становления информатики. Главной особенностью информационных технологий является то, что в них и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда — средства вычислительной техники и связи. Причем сегодня информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Еще десять лет назад информационные технологии и туризм казались несовместимыми партнерами. А сегодня два этих понятия настолько тесно взаимосвязаны между собой, что появился даже новый вид туризма — «альтернативный туризм» или «электронный туризм» [2;34].

Как известно, туризм представляет собой торговлю услугами.

Во-первых, - это комплексная и разнообразная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя.

Во-вторых, - это невидимая, изменчивая и интегрированная услуга.

В-третьих, - это информационно - насыщенная услуга. Именно эти характеристики туризма представляют его как отрасль идеально подходящую для применения информационных технологий [14].

 Устройство туристской отрасли очень похоже на устройство любой другой экономической сферы деятельности. Производители туристских услуг действуют внутри вполне определенной управляемой структуры, состоящей из правительственных и коммерческих организаций, торговых ассоциаций, например, гостиничных, воздушного транспорта, туристских агентов и т.д.. Производители туристских услуг классифицируются на вполне определенные категории поставщиков: авиакомпании, гостиницы, аренда автомобилей, обслуживание в туристской дестинации; оптовые фирмы: туроператоры, розничные фирмы: турагенты. Потребители (туристы) являются последней ступенькой всей туристской системы.

Что касается регулирования деятельности предприятий отрасли, рекламы, продвижения, то здесь информация играет важную роль в процессе соединения поставщиков туристских услуг в единую социоэкономическую систему. Именно информация является тем связующим звеном, которая увязывает в единое целое различных поставщиков в рамках единой туристской отрасли. Причем, важнейшей особенностью туризма является то, что взаимосвязь между производителями и поставщиками осуществляется не товаром, а потоками информации.

Всемирная компьютерная сеть развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объем информационных ресурсов практически удваиваются. Очевидно, что не остается в стороне от этого бума и туристический бизнес. В наше время интернет нельзя рассматривать как конкурента в бизнесе, поскольку всемирная паутина оказывает неоценимую информационную помощь и добавляет к традиционным новый канал реализации туристических услуг - электронный [11; 120].

Уже сейчас половина всей выручки, которая генерируется через интернет, приходится на отрасль путешествий и туризма. 62% пользователей, обращающихся в интернет, ищут тарифы отелей и авиакомпаний и сведения о наличии свободных мест. Каковы преимущества глобальной сети?

Во-первых, широчайший охват аудитории. Он позволяет 35 000 клиентов посещать самый популярный сервер по туризму TravelWeb, на котором представлено более 17000 отелей.

Во-вторых, сравнительно невысокие накладные расходы и прилагаемые усилия для продавцов и покупателей.

В третьих,  круглосуточный доступ в сеть для частных пользователей. Эти преимущества интернет, а также возможность обновления информации за считанное время, используют и туристские фирмы, перед которыми сеть открывает значительные возможности реализации туристских продуктов в режиме on-line и их рекламе, а также стимулирования продаж.

Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс [8; 94].

Инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм [7; 137].

Основные функции инноваций:

- они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

- повышают уровень жизни  каждого человека и общества  в целом за счет разнообразия  и качества производимой продукции  и услуг, удовлетворения потребностей  населения;

- помогают привести в  соответствие структуру производства  со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

- являются результатом  применения творческих возможностей  и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в  свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень новизны (улучшающие, прорывные);

- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

Инновации в туризме - разносторонние организационно - управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристических проектов, способность организации новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристического спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристического сервиса [11; 73].

Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.

Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому - успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов инновационного процесса может привести к качеству роста сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [1;13].

К основным принципам инноваций в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона; социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

Информация о работе Информационные технологии и инновации в международном туризме