Формирование туристской инфраструктуры в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:24, реферат

Описание работы

На сегодняшний день туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными ресурсами и культурно - историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако, несмотря на поддержку со стороны государства, данная отрасль является недостаточно развитой при всевозрастающим спросе на туристические услуги. Развитие туристического бизнеса можно отнести на период 2002-2005 гг., это был период спроса на рынке туристических услуг, который был связан с преодолением кризисных явлений в российской экономике и повышении уровня жизни населения.

Файлы: 1 файл

ИНФРАСТРУКТУРА. КОНЕЧНАЯ РАБОТА..docx

— 61.65 Кб (Скачать файл)
    1. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В Р.Ф. НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 

Государственная поддержка  развития туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ. В  настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг  России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается  реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое  строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее. Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в  историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России». В исторических городах, перспективных для привлечения  туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории  и культуры, но и объекты, предоставляющие  туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного  обслуживания и др. Особенностью таких  зон является их использование как  туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов  в целом. Таким образом, вопросы  создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями  в развитии исторических городов. Одним  из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма  является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и  Новгородскую области. Формирование единого  туристического пространства, объединяющего  все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и  Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать  такие региональные маршруты, как  «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица), «Московское  море» (Конаковский и Калининский  районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные  маршруты в сочетании с ресурсами  Новгородской области (Валдай, Великий  Новгород) позволяют сформировать разноплановую  и насыщенную экскурсионную программу  для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург  и города Золотого кольца России. Несомненно, важным является развитие сельского  туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения  престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в  европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается  как социальная программа для  поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее  время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в  организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и  формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.». Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.». Дополнительный импульс для въездного и внутреннего туризма может придать развитие индустрии развлечений, в том числе создание игорных зон. В настоящее время уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области. Создание условий для развития круизного туризма возможно путем разработки комплекса мер, включающих реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов. Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей.

Основу российского пассажирского  флота составляют трех-, четырехпалубные  круизные суда, построенные в 70-х  гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии. Последняя закупка относилась к  началу 80-х гг. Отечественное производство относилось к двух-, трехпалубным круизным судам и завершилось в 60-70 гг. Импорт новых круизных судов российскими  пароходствами и круизными компаниями сдерживается высокими таможенными пошлинами. Повышенному интересу иностранных туристов к новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский). Это требует подготовки специальных предложений по государственной поддержки с целью привлечения туристов на северные островные территории. Особую ответственность на туристскую индустрию налагает проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня подготовки гостиничных средств размещения и соответствующего качества обслуживания. Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться и через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках. Неудовлетворительное состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье Черного моря в Краснодарском крае требует рассмотрения возможностей расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей Юга России: Каспийского и Азовского. Оба моря имеют огромные рекреационные ресурсы. Они требуют современной туристской инфраструктуры, средств размещения, подготовленных кадров. Создание туристских комплексов на побережье Азовского моря, привлекающего не только теплым морем, но и лечебными грязями, поможет повысить уровень жизни населения на этих территориях, обеспечить занятость и, как следствие, увеличить, поступления в бюджеты всех уровней. Что касается Каспийского побережья, наибольшую ценность представляют территории, находящиеся в Республике Дагестан, обладающие не только великолепными песчаными пляжами, но и богатым историко-культурным наследием. Главным историко-культурным объектом мирового значения, в перспективе интересным не только для внутреннего, но и для въездного туризма, является город Дербент, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО и насчитывающий пять тысяч лет с момента основания. Фактором, сдерживающим интенсивное развитие Каспийского побережья Дагестана, до настоящего времени является низкий уровень безопасности, однако успешный пример развития туристских центров в Египте и ряде других стран показывает на возможность и целесообразность подобной работы. Создание таких центров будет способствовать также политической стабильности в данном регионе. В связи с этим необходимо заблаговременное проведение широкомасштабных работ по созданию туристских комплексов на указанных территориях.

Решение данных задач позволит России существенно повысить свою конкурентоспособность  на внутреннем и мировом туристских рынках.

             2.1. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

В настоящее время мировой  туристский рынок характеризуется  высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой  на сегодняшний день является повышение  качества туристских услуг. С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов - проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). С этой же целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов (переводчиков) в целях укрепления единства культурно-информационного пространства Российской Федерации, в том числе доведения до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире. Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средств размещения, внедрения систем классификации пляжей и горнолыжных склонов, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Это соответствует целям Правительства Российской Федерации по привлечению трудовых ресурсов и обеспечению занятости населения, повышению профессиональной подготовленности кадров, а также повышению доступности и качества предоставляемых населению услуг. Для совершенствования туристского образования необходима корректировка существующих и создание новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно широко использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений, в течение многих лет, успешно работающих на образовательном рынке в Европе. В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующих учебных заведений в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма, при этом необходимо передавать как базовые теоретические знания, так и практические навыки. Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок. Для подготовки работников смежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений. Необходима разработка критериев и внедрение системы рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что позволит обеспечить молодежь достоверной информацией о состоянии рынка образовательных услуг в сфере туризма. Одной из основных задач в ближайшие годы является подготовка квалифицированных кадров для обслуживания гостей и участников Зимней Олимпиады в Сочи. Для этого необходимо разработка и внедрение специальных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации работников туристской индустрии Сочи.

    1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РФ. 

 

Механизмы реализации Стратегии

Сроки реализации

Содержание мероприятий

Создание туристско-рекреационных  комплексов на побережьях Азовского  и Каспийского морей.

2008-2009 гг.

Подготовка и внесение в установленном  порядке в Прав-во РФ предложений  по разработке Федеральной целевой  программы «Туристско-рекреационное  развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.»

Развитие туристско-рекреационного комплекса республик Юга России: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи, Калмыкии.

2008-2012 гг.

Модернизация и реконструкция  существующей инфраструктуры туристских комплексов в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Дагестан. Создание новых туристских комплексов «Архыз»  в Республике Карачаево-Черкесия, «Северный  склон» в Республике Кабардино-Балкария, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Лаго-Наки»в Республике Адыгея, «Новый Каякент» в Республике Дагестан, оздоровительного комплекса  с.Березовское в Республике Калмыкия в рамках раздела «Развитие туристско-рекреационного комплекса» ФЦП «Юг России» (2008-2012 гг.).

Создание туристской и сервисной  инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений  РФ.

2008-200 гг.

Подготовка и внесение в установленном  порядке предложений по разработке ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России».

Создание условий для развития сельского туризма.

2008-2010 г

Создание туристской инфраструктуры в рамках раздела ФЦП «Социальное  развитие села до 2010 г.»

Развитие туристских комплексов в  регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

2008-2013 гг.

Создание, модернизация и реконструкция  туристской инфраструктуры в рамках раздела «Развитие туристско-рекреационного комплекса» ФЦП «Экономическое и  социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года».

Создание на территории РФ туристско-рекреационных  особых экономических зон.

2009-2015 гг.

Взаимодействие с субъектами РФ по вопросам реализации проектов создания и функционирования инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Повышение уровня инвестиционной, рекламной  и социальной привлекательности  культурно-исторических центров России путем присвоения статуса «Туристический центр России» малым и средним  историческим городам, успешно развивающим  туризм.

2009-2015 гг.

Организация и проведение ежегодного конкурса среди малых и средних  исторических городов на присвоение статуса «Туристический центр России»

Подготовка гостиничного хозяйства  г.Сочи к проведению XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр 2014».

2008-2014 гг.

Участие в работе Координационного совета по организации мероприятий  при подготовке и проведении XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр 2014 г. Обеспечение выполнения обязательств в соответствии с Заявочной Книгой.

Развитие существующих и освоение новых пляжных территорий в Российской Федерации.

2008-201гг.

Разработка и реализация комплекса  мер по совершенствованию и развитию пляжных территорий, включающих мероприятия  по берегоукреплению, увеличению пляжной  полосы, строительству искусственных  насыпных сооружений и др.

Создание условий для развития круизного туризма.

2008-2015 гг.

Разработка предложений по комплексу  мер, стимулирующих развитие круизного  туризма, и участие в их реализации в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)».

Расширение возможностей использования  особо охраняемых природных территорий, в том числе национальных и  природных парков, для развития въездного  и внутреннего туризма.

2009-2015 гг.

Разработка и реализация предложений  по расширению эколого-просветительского  и туристического потенциала особо  охраняемых природных территорий, включая  национальные и природные парки

Создание условий для приема туристов на островных северных территориях  РФ (Земле Франца Иосифа, Командорских островах и др.)

2008-2015 гг.

Разработка и реализация предложений  по созданию условий для приема туристов на островных северных территориях.

Оказание содействия субъектам  РФ в разработке и реализации региональных программ развития туризма, а также  профильных разделов в программах соц-эконом. развития регионов.

2008-2015 гг.

Разработка и внедрение методических рекомендаций к региональным программам развития туризма.

Создание условий для повышения  инвестиционной привлекательности  сферы туризма в России

 

2008-2009 гг.

Разработка предложений по снижению или отмене таможенных пошлин на не производимое в РФ оборудование туристических  комплексов, ср-в размещения и трансп. ср-в, обслуживающих туристов.


          4. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.

Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих федеральных  целевых программ:

- «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса».

- «Социальное развитие села до 2010 года»,

- «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года»

- «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)»

- «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)»

- «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.».

1. Федеральная целевая программа «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса» реализуется совместно с Минрегионом России.

Целью раздела является реализация мер государственной поддержки  развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма, создание дополнительных условий для привлечения  инвестиций в туристическую индустрию  регионов, обладающих высоким рекреационным  потенциалом. Это определило задачи раздела по созданию новой туристских комплексов, способных повысить инвестиционную привлекательность таких республик, как Карачаево-Черкесия («Архыз»), Кабардино-Балкария («Северный склон»), Северная Осетия-Алания («Мамисон»), Адыгея («Лаго-Наки»), Дагестан («Новый Каякент») и Калмыкия (оздоровительный комплекс с. Березовское), модернизации и реконструкции существующей инфраструктуры туристских центров в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Реализация мер по развитию туристско-рекреационных комплексов в регионах Юга России основывается на практическом использовании различных форм частно-государственного партнерства. В связи, со стремительным развитием горнолыжных комплексов в России, в разделе, особое внимание уделено решению задач по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры на перспективных горнолыжных курортах, таких как «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии-Алании, «Лаго-Наки» в Адыгее. Общий объем финансирования из федерального бюджета по разделу «Развитие туристско-рекреационного комплекса» составляет 18,1 млрд. рублей. По экспертным оценкам развитие туристско-рекреационного комплекса в результате реализации программы позволит создать около 13 тыс. рабочих мест, снизить уровень безработицы на 25 %, увеличить количество туристов более чем в 2,5 раза.

2. Участие в реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» совместно с Минсельхозом России.

Основной целью участия  в реализации ФЦП является повышение  уровня жизни жителей сельской местности  за счет организации новых рабочих  мест, повышение престижности проживания в сельской местности, развитие общей  инфраструктуры на селе - дорог, транспортного  сообщения, водо-, и газоснабжения, торговли и др.). К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: создание условий для  привлечения частных инвесторов, развитие существующих туристских ресурсов сельской местности, создание сети сельских туристских хозяйств; воссоздание социокультурной  среды исторического поселения («историческая  деревня», «национальная деревня» или  другой тип поселения); улучшение  обслуживания сельского населения.

Информация о работе Формирование туристской инфраструктуры в Российской Федерации на современном этапе