Формирование специализированных туристических предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:36, творческая работа

Описание работы

Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя «организатором поездок» и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.
Наибольший вклад в развитие туроператорской деятельности внес Томас Кук.

Файлы: 1 файл

Istoria_Turizma_konspekt_dlya_testa_v_pyatnitsu.docx

— 24.33 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Формирование специализированных туристических предприятий.

1. Первые турагентства

В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).

 

Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя «организатором поездок» и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.

Наибольший вклад в развитие туроператорской деятельности внес Томас Кук.

Изначально деятельность Т.Кука была направлена на организацию посещения выставок, экскурсий и групповых поездок для укрепления контактов между религиозно-общественными организациями пуританского толка.

Первая поездка, организованная Куком предполагала путешествие членов общества трезвенников  на квартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии.

В 1841 г. 570 человек проехали от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Прогулка включала в себя проезд, чай, бутерброды и корпоративные развлечения - танцы и крикет. От станции участники съезда трезвенников пошли в парк на трехчасовой митинг. Поздно вечером уставшие путешественники вернулись тем же поездом в Лестер.

Томас Кук внедрил базовые принципы организованного туризма. Он обозначил цель поездки, место, время, продолжительность, фиксированную цену, приобрел билеты всем участникам в оба конца, организовал питание и развлечения.

Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1851 году Кук учреждает первое в мире туристическое предприятие — Бюро путешествий или Travel agency Thomas Cook & Son, которое стало самым известным «брэндом»  в туристическом мире, существует до сих пор, хотя и много раз поменяло владельцев. Регистрация фирмы стала насущной необходимостью, потому, что дело развивалось, и Кук всерьез задумался об организации путешествий за пределы Англии. Первым  его заграничным опытом стала Вторая всемирная выставка в Париже в 1855 году, куда Кук доставил так много экскурсантов из Англии, что даже получил личную благодарность от первого лица Франции.

В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г. - в Северную Америку.

Среди достижений Томаса Кука в области развития индустрии туризма следует назвать:

  • Формирование принципов организованного туризма
  • Изобретение дорожных чеков
  • Внедрение рекламных буклетов и путеводителей
  • Создание организованного паломнического туризма
  • Формирование принципа "все включено"
  • Проведение первых школьных экскурсий
  • Проведение первых речных и морских круизов
  • Проведение первого в мире кругосветного путешествия

Основополагающими принципами успеха конторы Томаса Кука являлись:

Личная разработка маршрутов и персональная ответственность

Свои первые маршруты Кук проезжал лично, договаривался со всеми сторонами, но отвечал лично перед клиентами за удобство и комфорт своих путешественников. Кук очень дорожил своим именем, которое являлось гарантом качества его услуг. Это способствовало росту его репутации, доверию клиентов и как следствие – «вирусной» рекламе, когда люди по своей инициативе рекомендовали «контору Кука» своим знакомым. 

Ориентация на массового потребителя

Кук ставил целью сделать отдых и путешествие доступными для массового потребителя. Благодаря массовости, удавалось получать существенные скидки у транспортников, в гостиницах и точках питания. Это снижало стоимость туров и делало путешествия доступными для всё большего количества людей. На своих «постоянных» и уже отработанных  маршрутах Кук не просто договаривался о скидках - он выкупал целые вагоны, поезда или корабли. В выигрыше оказывались обе стороны.

 

 В настоящее время  компания Кука остается одной  из самых больших туристских  организаций в мире.

 

2. Развитие гостичного дела.

Слово "гостиница" происходит от латинского "hostеl", и от англо-саксонского "hospitality", что значит гостеприимство.

Позднее данное название преобразовалось уже в более привычное нам, имеющее французские корни - "hotel".

1) Античность

Древнейшие упоминания о местах для размещения путешественников можно найти в письменных источниках Древнего Египта.

В Древней Греции связь между городами поддерживалась «гемеродромамы» (дневными гонцами). На расстоянии, мог преодолеть лошадь без отдыха, существовали специальные станции, где можно получить пищу и свежих лошадей.

В период расцвета греческой цивилизации в городах и на дорогах, ведущих к ним, появляются заезжие дворы, гостиницы. Древнейший постоялый двор, который упоминается в источниках, находился на острове Крит (около 1500 г. до н.э.). Отели, как места отдыха посланцев правительства, появились значительно позже. Так, в древнегреческом городе Эпидавре (культурном центре бога исцеления) была гостиница на 160 комнат с прилегающими галереями со скульптурами, стадионом и театром на 17 тыс. мест.

В Греции появляется разветвленная сеть общественных и частных гостиниц, пунктов обмена денежных знаков, посредников-организаторов путешествий.

Путешествия особенно активизировались после завоевания Греции римлянами.

Постоялые дворы Римской империи возникли в I в. до н. н.э. Они находились друг от друга на расстоянии дневного конного перехода, располагались в городах и на главных путях, которыми проезжали курьеры и государственные служащие из Рима. Римляне первыми применили определенную классификацию гостиниц. Существовало два типа «пристанищ» в провинциях и в самом Риме: одни из них назначались только для патрициев, другие - для плебеев.

Кроме того, в римском законодательстве было предусмотрено нормативное регулирование гостиничной деятельности - в частности, особая ответственность такого заведения за вещи гостя.

2) Зарубежная Европа

Первые средства размещения в Европе представляли собой бесплатный ночлег, монастыри, церкви, княжеские дворы и др.

Значительное развитие гостиничного дела в Европе наблюдается только с VIII-IX вв. после того, как Карл Великий издал эдикт, которым обязал монастыри и церкви содержать «госпиции» - дома, которые предоставляли путникам и паломникам ночлег, питание, отдых, а иногда даже и лечебные процедуры. Наибольшее распространение «госпиции» приобрели в Швейцарии, которая благодаря старым традициям и теперь считается наиболее авторитетной в сфере гостиничного хозяйства и гостиничных услуг.

В XIII-XIV вв. в связи с ростом и развитием ремесла и торговли, оживлением внутренних и международных экономических связей в Европе, широкое распространение получила система временного проживания за плату в гостиницах. Первыми такими отелями были частные жилые дома (или отдельные комнаты в них). Владельцы отелей нередко выполняли и функции посредников в делах своих клиентов, выступали как перекупщики и агенты. Таким образом, появляются прототипы современных гостиниц. Примерно в это же время была осуществлена первая официальная попытка их классификации. В Берлине, в котором на то время проживало около 130 тыс. жителей, было 9 постоялых дворов I класса, из них два уже назывались отелями, 10 заезжих дворов II класса и 13 постоялых дворов III класса.

С появлением железных дорог, пароходов расширяются возможности развития туризма. В новых транспортных средствах создаются удобства, достигается высокий уровень комфорта: появляются спальные вагоны, вагоны-рестораны и т.д. На более высокую ступень поднимается и гостиничное дело. Подавляющее большинство туристов составляли аристократы и буржуазия. Они выдвигали повышенные требования к уровню и качеству обслуживания, побуждая этим владельцев гостиниц заботиться об усовершенствовании своих заведений. Постепенно в столичных европейских городах стали появляться комфортабельные отели, расположенные в специально построенных зданиях (по типу частных резиденций) или в великолепных государственных особняках. Отсюда происходит французское название «отель», что означает городской дворец магната, место пребывания правительства или городских властей. Это были гостиницы-люкс с ресторанами и высоким уровнем обслуживания. Так, в 1861 г. гостиница «Морис» в Париже имел 700 номеров с водой, лифт, ресторан на 1500 мест. Наряду с созданием упорядоченных отелей и роскошных ресторанов начинают действовать и новые средства развлечений: ночные клубы, кабаре и т.д.

3) Россия

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII -XIII вв. В них отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - “ямы”, как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

В XV в. создаются многочисленные почтовые станции, которыми ведает Ямской приказ. По велению Ямского приказа открывались новые станции, ему же подчинялись и ямщики. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.

В XVIII в. гостеприимные дворы строились с открытыми на улицу арками и колоннами (гостеприимные дворы в Петербурге, Калуге и других городах).

Гостиные дворы в русских городах строились неподалеку торговых центров - «торжищ». Гости поселялись по национальному признаку. Так, в Москве существовали английский, греческий и шведский, а в Новгороде - немецкий и голландский гостеприимные дворы.

В XVI-первой половине XVII в. одним из главных торговых центров Восточной Европы был Киев, через который проходили купеческие караваны из Польши, Крымского ханства, Турции, Молдовы, Греции, Венгрии, стран Западной Европы, которые направлялись к Московскому государству.

В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII -XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями.

После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.

К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.

В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.

Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы:

    • развитие существующих городов и появление новых;
    • рост промышленности, науки, культуры и искусства;
    • увеличение материального благосостояния людей.

Все это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.

 

В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц.

 

Тема 5. Первые организованные экскурсии

В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться краткие экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся. Они проводились с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного польского педагога Яна Амоса Коменского.

Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых отечественных экскурсионных учреждений - Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе.

Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.

Информация о работе Формирование специализированных туристических предприятий