Анализ туристского рынка Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в стране действуют 52 региональные целевые программы развития туризма, утверждены и реализуются 8 региональных концепций развития сферы туризма, в стадии утверждения находятся 17 отраслевых стратегий и концепций.
. Все эти программные документы исходят из того, что подавляющее большинство регионов Российской Федерации обладают всеми необходимыми условиями и предпосылками для формирования и развития туристского сектора региональной экономики, способного стать стимулом для диверсификации экономики российских регионов.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

б)   индивидуальные: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем;

5)  класс обслуживания:

—  люкс апартаменты — размещение в 3—5комнатных номерах, предоставление автотранспорта на любые поездки, услуги гида переводчика, экскурсии, питание в ресторанах за наличный расчет,

—  люкс — размещение в гостиницах в номерах с ванной, предоставление автотранспорта для поездок на экскурсии, организация встреч и проводов, питание в ресторанах за наличный расчет,

—   полулюкс — размещение в одно или двухместных гостиничных номерах с ванной, питание в ресторанах: для групп — трехразовое, включенное в стоимость тура, для индивидуальных туристов — по желанию и за наличный расчет,

— первый класс — размещение в одно или двухместных гостиничных номерах с ванной или душем, экскурсии на автомашинах или автобусах, трехразовое питание в ресторанах,

—  туристский класс — размещение в двух или трехместных гостиничных номерах с ванной или душем, предоставление автобуса на группу для встреч и проводов и для поездки на экскурсии, трехразовое питание,

—  бизнес класс — размещение в гостинице и питание в ресторане за наличный расчет;

6) возрастной состав туристов: дети и подростки, молодежь (до 33 лет), лица среднего возраста (3449 лет), лица старшего возраста (50—69 лет), лица пожилого возраста (70 лет и старше);

7) сезон: весенний, летний, осенний, зимний, весенне-летний и другие варианты, в том числе на протяжении всего года;

8)  тип маршрута:

—  тематический — с преобладанием занятий познавательной направленности (обзорных и тематических экскурсий, посещения музеев и др.),

—   походный — с обязательным участием туристов в многодневных походах с различными активными способами передвижения, составляющими не менее 25% от продолжительности тура,

— спортивно-оздоровительный — с преобладанием спортивных и оздоровительных мероприятий (походы, прогулки, катание на лыжах, виндсерфинг, спортивные игры и др.),

— комбинированный — сочетающий в программе обслуживания элементы тематических, походных, физкультурно-оздоровительных маршрутов;

9)  вид трассы:

— линейная, начинающаяся в одном пункте и заканчивающаяся в другом,

—  радиальная, начинающаяся и заканчивающаяся в одном пункте с прохождением маршрута туда и обратно одним и тем же путем,

—  кольцевая, начинающаяся и заканчивающаяся в одном пункте с прохождением маршрута только новым путем,

—  комбинированная или линейно радиальная — включает элементы линейного и радиального маршрутов.

Туристский бизнес имеет достаточно мощную и постоянно расширяющуюся индустрию, к которой относятся следующие объекты:

-  гостиницы и иные средства размещения;

-  средства транспорта;

-   объекты санаторно-курортного лечения и отдыха;

-  объекты общественного питания;

-   объекты и средства развлечения;

-   объекты познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения;

-  организации, осуществляющие туристскую деятельность;

-  операторы туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов переводчиков и инструкторов проводников. 

По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, сувениров и т.д.

Вся совокупность потребителей туристских услуг и предприятий — производителей этих услуг объединена понятием туристского рынка.

На туристском рынке возможны три основных вида предложений туристского продукта:

1)  комплексные турпакеты;

2)  отдельные туристские услуги;

3)  отдельные товары туристского назначения.

Турист может приобрести тур — комплексную услугу как непосредственно у туристской фирмы, ее разработавшей, так и у посредника, который по договору с разработчиком реализует туры на рынке. Отдельные виды услуг могут быть куплены клиентом непосредственно у поставщика этой услуги — у гостиницы, ресторана, экскурсионного бюро и т.д.

Все участники туристского рынка (перевозчики, турфирмы, средства размещения, предприятия питания, туристы и др.) имеют дело с туристским продуктом — комплексом услуг по перевозке, размещению, питанию, досугу, оказываемых за общую цену по договору между туристом и турфирмой. Турфирмы, разрабатывающие туристские продукты, называются туроператорами. Туроператорская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристского продукта юридическим лицом. Турфирмы, реализующие туристские продукты туроператоров, называются тур агентами. Турагентская деятельность связана с продвижением и реализацией туристского продукта. Работа туроператоров и тур агентов, а также иных участников туристского рынка, организующих путешествия, называется туристской деятельностью. Она может осуществляться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турфирма может быть одновременно и туроператором, и тур агентом, но эта особенность характерна в основном для российского турбизнеса. За рубежом, как правило, эти виды деятельности разделены.

Любой туристский продукт разрабатывается для конкретного потребителя. Таким потребителем или заказчиком туристского продукта может быть турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.

Разработка конкурентоспособного туристского продукта возможна лишь при наличии привлекательных туристских ресурсов — природных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты т5фистского показа, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

 

1.2. Факторы, определяющие тенденции развития туристского рынка

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов прошлого века вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.

Средние темпы роста туризма составляют 7 - 9% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги.

Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ):

- ВВТ создает рабочие  места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 - 10 рабочих мест);

- стимулирует развитие  внутренних подотраслей: гостинично-туристского  и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного  бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку  в страну (область) иностранной валюты;

- стимулирует инвестиции  в местную туриндустрию, способствуя  увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;

- стимулирует модернизацию  местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению  и восстановлению историко-культурного  и природного наследия страны (области);

- стимулирует возрождение  и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;

- способствует продуктивному  экоориентированному использованию  земель, не имеющих сельскохозяйственного  значения, что позволяет сохранять  естественную флору на больших  площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- формирует престиж области  и страны в целом.Факторы, определяющие  тенденции и динамику развития  туризма в России, могут быть определены на основе PEST-анализа (таблица 1.1).

Как видно, Россия в целом следует общемировой тенденции по стиранию границ и облегчению визовых режимов, предоставляя своим гражданам возможность активного выездного туризма.

Таблица 1.1

Факторный PEST-анализ тенденций развития туризма в России

 

Этот факт, однако, имеет и позитивное значение, т.к. «экзотичность» российских регионов может выступать хорошим стимулом для туристов, стремящихся открыть для себя новые направления путешествий. Вместе с тем, обращает на себя внимание негативная тенденция восприятия России как дорогой страны с несоответствующим уровнем обслуживания. С нашей точки зрения, данный факт может быть объяснен общей неразвитостью туристической инфраструктуры и ее элементов, низким уровнем конкуренции среди туристических компаний; некомпетентностью компаний, оказывающих какие-либо услуги, в вопросах взаимодействия с туристами, а также неподготовленностью (непрофессионализмом) персонала  виду отсутствия образования и специальной подготовки в сфере туризма. Напротив, наличие данных факторов позволяет сформировать так называемый «туристический менталитет» среди населения региона и страны в целом, т.е. восприятие туризма как неотъемлемого социального явления, проявляющееся в личном активном участии в туристско ориентированной деятельности, например, в открытии малого, зачастую семейного бизнеса: мини-отелей, ресторанов, магазинов; работе гидом и т.д.      

 

1.3. Проблемы развития современного рынка туристических услуг в РФ

Вхождение России в третье тысячелетие знаменует собой качественно новый этап в истории ее развития и, в частности, этап коренных рыночных преобразований во всех сферах жизни общества. В этих условиях представители различных отраслей знаний пытаются не только оценить состояние российской политики, экономики и социальной сферы, но и спрогнозировать дальнейшие тенденции их развития. Все более заметную роль начинает играть туристическая политика, которая оказалась востребованной в ходе экономических реформ, так как влияет на такие жизненно важные процессы, как использование природно-ресурсного потенциала территорий и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.

Современный рынок туристических услуг - это мощная индустрия, являющаяся одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, и за быстрые темпы туризм признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным стабилизатором социальности омического развития.

В настоящее время туристическая по данным Всемирной туристической организации, формирует 15% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 9%. Она вовлекает в оборот около 9 трлн. долл. США. Для трети стран - участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей. Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений в нее приносит 6 рублей суммарного дохода в других отраслях экономики.

Эффективное управление национальным туристическим продуктом в России и рост возможностей его продвижения на мировой рынок определяются балансом въездного и выездного туризма, поскольку именно в этой сфере сконцентрированы все условия для роста национального туристического потенциала и формируется устойчивая критериальная база оценки российского туризма.

В последние годы выездной туризм интенсивно развивается благодаря воздействию следующих факторов:

  • принятие закона о въезде и выезде из России, глобально изменившего политику государства, упрощение туристических формальностей, значительное расширение числа лиц, потенциально способных выезжать за рубеж;
  • введение политики валютного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значительных сумм валюты;
  • выделение устойчивого сегмента населения, обладающего средними и высокими доходами, достаточными для поездки за рубеж;
  • интенсивное продвижение иностранного туристического продукта в России, поддерживаемое значительным финансированием иностранных туристических фирм, туристических центров и курортов и принимающих стран.

Согласно статистике, общее число поездок россиян за рубеж в 2013 году составило около 40000000, или на 18% больше, чем по итогам 2012 года. В последние годы подобная динамика была зафиксирована в 2007 году (20,3%), с тех пор этот показатель свыше 15,5% (2009 год) не поднимался.

Информация о работе Анализ туристского рынка Нижегородской области