Анализ рейтинга деятельности туристических экспортёров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:27, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами.
Следовательно, можно определить задачи данной работы::
- рассмотреть понятие и значение мировой торговли услугами,
- рассмотреть динамику и структуру мировой торговли услугами,
- рассмотреть особенности международной торговли услугами Россией.
- на примере туризма исследовать результаты влияния мирового кризиса ан торговлю услугами.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1.1 История развития туризма
1.2 Понятие, структура и динамика торговли услугами
1.2.1 Понятие мировой торговли услугами
1.2.2 Структура мировой торговли услугами
1.2.3 Динамика мировой торговли услугами
1.2.4 Динамика развития международной торговли услугами
Глава 2
2.1 Формы, виды и разновидности туризма
2.2 Туризм в РФ
2.3 Экономическая сущность и содержание туризма
Глава 3
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса
3.2 Факторы, влияющие на развитие туризма
3.3 Факторы, вызывающие потребность в туризме
Заключение

Файлы: 1 файл

187684.rtf

— 6.27 Мб (Скачать файл)

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредствуются вещью, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве, тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными). Примером этого вида услуг являются услуги по производству продуктов питания для туриста.

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводительными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и на предприятиях питания, по организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга представляет собой единство потребительской стоимости и стоимости.

В качестве потребительской стоимости труд удовлетворяет конкретную потребность людей. Потребление такой услуги означает особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару. Данная потребительская стоимость этого труда называется услугой, так как труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Нематериальные услуги имеют и стоимость, эквивалентную затратам общественного труда, необходимым для их производства.

При обмене услуг на услуги, как и при всяком обмене товара на товар, эквивалент дается за эквивалент. Обладая стоимостью, нематериальные услуги, естественно, должны иметь и меновую стоимость. Для производителей этих услуг они являются товарами. Поэтому они имеют потребительную стоимость, а значит, и издержки производства и меновую стоимость.

В процессе производства нематериальных услуг затрачивается как конкретный, так и абстрактный труд, которым создается как их потребительская стоимость, так и стоимость.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъектами.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

1) производство услуг туризма;

2) реализация этих услуг;

3) организация потребления данных услуг.

В процессе реализации и организации потребления услуг происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль - туризм.

До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризм не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.

Развертывание научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасли» как таковой постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.

При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей. Поэтому в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги вместе взятые), и выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысл единый функциональный критерий.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.

Туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры. Особенность туризма определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

3.3 Факторы, влияющие на развитие туризма

 

На развитие туризма сегодня влияют следующие факторы:

Во-первых, что так называемый синдром «11 сентября». Эксперты уверенны, что он все еще оказывает влияние на мировой туристский рынок, но иногда его влияние преувеличивается. Фактор террористической угрозы, уже прочно занял свое место в современном мире, По мнению специалистов ВТО в 2002 г. его влияние на туризм было локальным и ограниченным во времени.

Наибольший ущерб индустрии туризма, по-видимому, принес теракт на тунисском курорте Джерба, отразившийся на динамике туристских прибытий всей Северной Африки, поскольку он был совершен в преддверии высокого сезона. Взрывы в Момбасе, произошедшие поздней осенью, оказали на туристскую индустрию Африки гораздо меньшее влияние. Не вызвали серьезного кризиса в туризме и теракты в Индонезии, хотя трагедия на Бали обернулась для страны падением туристского потока на 2,2%. Все эти факты свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в мире оказывает на международный туризм намного большее влияние, чем террористическая угроза.

Во-вторых, финансовый кризис. В результате чего резко снизился спрос на туристские услуги, что составило в общей сложности на 30%, Причиной такому снижению спроса стало боязнь людей в условиях кризиса тратить деньги на поездки.

Несмотря на то, что за последние несколько лет туризм в нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все более заметное влияние на экономику и социальную сферу (от промышленного производства до сельского хозяйства, включая транспортные коммуникации, гостиничное хозяйство, общественное питание), в условиях кризиса, необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы. В результате чего, особое значение приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

В первую очередь от кризиса пострадала основная прослойка активно путешествующих - средней класс, ведь именно он всегда составлял основную часть путешествующих. Массовый туризм так же не мало пострадает от кризиса. Уже цены на дальние направления выросли на 10-40% по сравнению с 2008 годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Например, если в прошлом году в Таиланд, можно было улететь за $500, то сейчас место в эконом классе стоит не менее $1100. В среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и более, в дорогих сегментах удорожание составило 15-20%.

Негативные последствия финансового кризиса для туристской отрасли некоторые эксперты сравнивают с дефолтом в 1998 году. В то время тоже снизился турпоток, но тогда количество туристов уменьшилось незначительно. Ведь была девальвация, цена путевок уменьшилась, сейчас же этого не произойдет. Путевки, авиа - и железнодорожные билеты останутся дорогими, так как объективных причин для снижения цен нет, а вот денег у предприятий и граждан станет меньше. Основу стоимости авиабилетов составляют затраты на авиатопливо, а цены хоть немного и упали в последнее время, но остались по-прежнему достаточно высокими. Отдых на Байкале будет таким же дорогим для москвичей, как, к примеру, поездка в Турцию или Египет. Это объясняется просто. Себестоимость турпутевки, которую составляет завышенная плата за аренду земли, затраты на содержание и благоустройство турбаз, транспортные расходы - по-прежнему останется высокой, это не зависит от туроператоров.

Кризис коснулся в основном экзотических стран, дальнемагистральных направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиаперелет растут, а число чартеров сокращается. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристских компаний.

В-третьих, международные отношения. Они оказывают огромное влияние на туризм. Примером тому служит Таиланд, в двух крупнейших аэропортах которого, блокированных местной оппозицией в последних числах ноября, застряли десятки тысячи иностранных туристов. Это стало настоящей головной болью и для российских туроператоров. Проблему разрешил Конституционный суд этой страны, 2 декабря освободив от должности действовавшего премьера. После чего удовлетворенные решением КС оппозиционеры освободили аэропорты. Первый рейс в международном аэропорту Бангкока был принят 3 декабря, о чем информагентство ИТАР-ТАСС сообщило в числе первополосных новостей. В самые "горячие" дни политического продажа туров на таиландском направлении практически прекратилась, сейчас их реализация возобновляется.

Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70 75% совершаемых в мире поездок приходится на промышленно развитые страны.

В 2002 г. увеличилась на 3,2% средняя продолжительность путе шествий и составила 9,4 ночи (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень рас ходов при путешествиях по Европе, что связано с инфляционными процессами и переходом ряда стран на евро, который повлек за собой повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.

Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд человек, к 2020 г. до 1,5 млрд человек, а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн дол. США.

Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран туризм это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн человек, то прогнозируется, что к 2020 г. в мире будет создано 550 млн рабочих мест.

В настоящее время туризм в различных странах развит очень не равномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристской организации, странами поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где процент населения, выезжающего в заграничные поездки, выше 10. Количество таких стран невелико (12 17), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы, района Персидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, Республика Корея, Сингапур и др.

Странами поставщиками туристов формируется основной поток туристов в развивающиеся государства. Выездной туризм в развивающихся странах представлен слабо.

 

Заключение

 

Существует несколько точек зрения на определение понятия мировой торговли услугами. Обычно она понимается как торговля услугами между резидентами и нерезидентами каких-либо стран.

Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например, коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

В ведущих зарубежных странах международная торговля услугами выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 - 74 % в ВВП, 63 - 75 % - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства).

Интенсивность торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран, предназначается для других промышленно развитых стран. Для примера - на долю взаимной торговли развивающихся стран производится лишь четверть их экспорта.

Согласно докладу ВТО о мировой торговле в 2006 году и перспективах на 2007 год, в 2006 году объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8% - это второй по величине результат с 2000 года. Мировой экспорт товаров в 2006 году вырос на 15% - до $11,76 трлн, а экспорт услуг на 11% - до $2,71 трлн. Как считают авторы доклада, такой результат был достигнут благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату.

Информация о работе Анализ рейтинга деятельности туристических экспортёров