Анализ развития туризма на территории Куршской Косы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка туризма на территории Национального парка «Куршская коса».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать факторы развития туризма на территории Куршской косы;
- Изучить опыт развития туризма в литовской части Куршской косы;
- Проанализировать развитие туризма в Калининградской области;
- Рассмотреть перспективы развития туризма в национальном парке «Куршская коса».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ КУРШСКОЙ КОСЫ…………………………………………………………………………….
1.1 Природные факторы…………………………………………………………
1.2 Культурно-исторические факторы ………………………………………...
1.2.1 Этапы формирования Куршской косы…………………………………...
1.2.2 История поселков Куршской косы……………………………………….
1.2.3 Архитектурные памятники Куршской косы……………………………
2 ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЛИТОВСКОЙ ЧАСТИ КУРШСКОЙ КОСЫ ……………………………………………………………………………
2.1 Развитие туризма в Литве…………………………………………………...
2.1.1 Основные центры туризма в Литве………………………………………
2.1.2 Музеи Литвы………………………………………………………………
2.1.3 Курорты Литвы……………………………………………………………
2.2 Туристская инфраструктура национального парка «Куршю нерия»……
2.2.1 Достопримечательности…………………………………………………
2.2.2 Средства размещения Неринги…………………………………………...
2.2.3 Культурно - досуговые мероприятия……………………………………
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ КУРШСКОЙ КОСЫ ……………………………………………………………
3.1 Развитие туризма в Калининградской области……………………………
3.1.1 Тенденции развития туристской сферы Калининградской области…..
3.1.2 Общая характеристика туристского потока в Калининградской области……………………………………………………………………………
3.1.3 Состояние туристской инфраструктуры Калининградской области….
3.1.4 Структура туристского бизнеса региона………………………………….
3.2. Перспективные виды туризма в Калининградской области…………….
3.2.1 Факторы развития туризма в Калининградской области………………
3.2.2 Перспективы развития востребованных рынком видов туризма ……..
3.3 Планы развития туризма в национальном парке «Куршская коса»……..
3.3.1 Перспективные виды туризма в национальном парке «Куршская коса»………………………………………………………………………………
3.3.2 Перспективные экскурсионные маршруты национального парка «Куршская коса»………………………………………………………………...
3.3.3 Эколого-просветительская деятельность национального парка «Куршская коса»………………………………………………………………...
3.3.4 Средства размещения национального парка «Куршская коса»………
3.3.5 Перспективы развития средств размещения в национальном парке "Куршская коса"…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Резкий спад въездного потока отечественных туристов продолжался до 1995 года. И только начиная с 1995 г. число туристических поездок в Калининградскую область характеризуется стабильным увеличением со среднегодовыми темпами роста 12,5 % (в России – 15,6 %). В условиях рынка внутренний туризм создается практически заново, и этот процесс сопровождается перераспределением собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу.

Вместе с тем, в это же время формируется рынок въездного туризма. Открытие Калининградской области для внешнего мира совпадает с кардинальными изменениями в экономике страны.

Активное подключение экономического потенциала Калининградской области к международным интеграционным процессам определило необходимость трансформации сферы туризма и рекреации из расходной в доходную, бюджетообразующую отрасль регионального хозяйства.

В 1996 г. Правительство России на своем заседании рассматривает первую очередь Федеральной программы по туризму, впервые обратив серьёзное внимание на туристскую отрасль. В том же году в администрации Калининградской области создается структура государственного регулирования туристкой сферы.

В 2002 году впервые разработана и принята «Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002 - 2006 годы», период действия которой сегодня можно оценить как этап заложения основ туристической деятельности в Калининградской области.

В 2007 году была принята целевая программа Калининградской области «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2011 годы», с доработками и изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Калининградской области от 12 февраля 2009 года № 69.

Начало иностранного (въездного) туризма в 1990 году выявляет проблему низкого уровня классности существующей туристской инфраструктуры области. Дороги, транспортный комплекс, прокатные фирмы, обеспечение безопасности, рекламная деятельность, производство сувениров – все это не соответствует международному уровню гостеприимства. Число туристов в Калининградскую область также сдерживается недостатком номерного фонда в гостиницах европейского уровня. Дефицит современной инфраструктуры не позволяет наращивать въездной и внутренний турпотоки. Необходимость модернизации и обновления материальной базы туризма можно назвать одной из главных проблем её развития.

В 1998-1999 г.г. комитет по туризму проводит инвентаризацию объектов туристской инфраструктуры Калининградской области: номерного фонда гостиниц, природных парков и заповедников, музеев, досугово-развлекательных центров, экскурсионных маршрутов, учебных заведений туризма, историко-культурных и архитектурных памятников. В результате проведенной инвентаризации формируется и размещается на сайте администрации области «Туристский паспорт региона». На основании проведенной диагностики туристских ресурсов администрация области разрабатывает сначала концепцию, затем государственную программу развития туризма и рекреации. Программа направлена на создание сбалансированного рынка туристских услуг и имеет, прежде всего, выраженный инвестиционный характер. Государственная инвестиционная политика становится одним из основных условий успешного развития туристской сферы.

Калининградская туристская отрасль живет по тем же законам, что и экономика страны и области в целом.

Более половины инвестиций направлены в топливно-энергетический комплекс и транспорт. Большая часть иностранных инвестиций приходится на промышленность, торговлю и общественное питание. Ситуация с инвестициями в туризм в России в целом не меняется.

Тем не менее, в результате превышения спроса над предложением услуг по размещению туристов в последние годы несколько повысилась ликвидность инвестиций в строительство гостиниц. Новые объекты размещения, предлагающие адекватное соотношение цены и качества, продаются практически «с колёс».

Меняется территориальный охват предпринимательской туристской деятельностью. Высокая активность по-прежнему проявляется в областном центре, г. Светлогорске и на Куршской косе. Однако, уже в период разработки «Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002-2006 годы», в которой практически все районы рассматривались как потенциальный туристский рынок, главы муниципальных образований обратили внимание на туристскую сферу, решая в дальнейшем вопросы развития инфраструктуры туризма в практической плоскости.

Во взаимодействии с Ассоциацией муниципальных образований администрацией области на базе туристско-фермерских хозяйств Литвы и Польши осуществлена подготовка кадров для работы в сельских районах, издается информационно-рекламная и справочная литература.

Проведенный анализ состояния въездного туристского рынка в Калининградскую область показывает, что основными странами, поставляющими туристов в регион, являются Германия, приграничные Литва и Польша, затем Белоруссия, Скандинавские страны. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров. Такая ориентация спроса формирует туристское предложение в рамках городского, культурно-познавательного, событийного и делового туризма. Высокая мобильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы, что требует совершенствования межведомственной координации.

Анализ структуры пребывания туристов, зарегистрированных в гостиницах области, показывает, что практически не подвержен кризисам и продолжает неуклонно расти сектор деловых поездок и конгрессного туризма. На его долю падает 38% от всего количества туристов. 57% приходится на организованных туристов и 5% - на туристов, прибывших с частными целями.

В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание морских круизных судов, заходящих с кратковременной стоянкой в порты Калининград, Балтийск. Перенасыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Регулярное паромное сообщение с Санкт-Петербургом позволило сформировать постоянный пассажиропоток туристов из России в наш регион. При содействии администрации области был открыт железнодорожный туристский маршрут по программе «От Кельнского до Кенигсбергского Кафедрального собора», что позволило в течение 4 лет обеспечивать дополнительный поток иностранных туристов в объеме 1,5 тысяч человек ежегодно.

Калининградская область становится популярным направлением для туристов из регионов России, исключительно, за счет которых, по временным рамкам продлевается на Балтийском побережье туристский сезон. В основном, это туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Северо-Запада, Центральной России и Сибири.

Таким образом, можно делать вывод об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами в последние годы.

Любая отрасль экономики может успешно развиваться только при условии наличия подготовленных и квалифицированных кадров, в том числе и в туризме. Это - серьезная проблема, поскольку в период становления туристской сферы специальных учебных заведений туризма в России не было. Поэтому администрация области предприняла конкретные шаги по переподготовке кадров, организовав ряд обучающих семинаров в Польше, Болгарии, Турции, Греции, в которых приняли участие практически все руководители туристских фирм и гостиниц региона. [23,24]

 

Таблица 1

Учебные заведения, готовящие кадры для сферы туризма [33]

 

Тип учебных заведений

Уровень образования

Количество

Университеты и институты

Высшее образование

5

Колледжи

Среднее специальное образование

3

Профессиональные училища

Начальное профессиональное образование

2

Туристские специальности считаются престижными и пользуются высоким спросом у абитуриентов.

Постепенная ротация кадров, когда на место неквалифицированного персонала приходят образованные специалисты, происходит за счёт увеличения часов практики и стажировок в организациях туризма, гостиницах, ресторанах как Калининградской области России, так и за рубежом. Всего в туристской деятельности региона занято свыше 25 тыс. человек.

 

 

3.1.2 Общая характеристика туристского потока в Калининградской области

 

 

Увеличение туристского потока на территорию Калининградской  области составляло в среднем 10-12 % в год в последние несколько лет. Эта цифра свидетельствовала об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами.  На данный момент в связи с экономическим кризисом 2009-2010 гг. наблюдается тенденция спада туристического потока в регион.

Министерство экономики Калининградской области ожидало в 2010 году увеличение количества туристов на 74,2% по сравнению с 2009 годом. Согласно прогнозу, в 2010 году ожидалось прибытие в регион 628 тыс. туристов.

В 2010 году министерство экономики Калининградской области ожидало 138 тыс. иностранных туристов и 490 тыс. россиян. На 2009 год аналогичный прогноз составил 79,2 тыс. и 280,8 тыс. соответственно. [32]

Если говорить о соотношении "россияне - иностранцы" в структуре туристского потока, то можно констатировать, что большую его часть стабильно составляют российские туристы -  82%.  В потоке иностранных туристов значительную долю - 56% - составляют жители Германии.

По данным опроса менеджеров турфирм и руководителей средств размещения цели визитов у групп «россияне» и «иностранцы» отличаются.

 

Таблица 2

Данные по целям визитов в Калининградскую область российских и иностранных туристов [33]

 

Группа туристов

Рекреационно-оздоровительный туризм

Культурно-познавательный туризм

Конгресс туризм и прочие виды

Российские туристы

43%

35%

22%

Иностранные туристы

12%

70%

18%

 

Что касается средних сроков пребывания туристов в Калининградской области, то они составляют:

- для российских туристов - 7 дней;

- для иностранных туристов – 3 дня.

 

 

3.1.3 Состояние туристской инфраструктуры Калининградской области

 

 

Значительная часть объектов туристской инфраструктуры Калининградской области расположена на побережье. Развитие и модернизация базовой инженерной инфраструктуры в городах-курортах федерального значения «Светлогорск - Отрадное» и «Зеленоградск» финансируются за счёт средств федерального и областного бюджетов. Модернизация и развитие непосредственно средств размещения происходит за счёт финансирования из внебюджетных источников.

За счет внебюджетных источников за период 2002-2008 г.г. завершено строительство и проведена реконструкция ориентировочно 70 объектов инфраструктуры туризма. В области появились отели и гостевые дома, предлагающие высокий уровень комфорта, досугово-развлекательные комплексы, ряд новых средств размещения - гостиницы, гостевые дома и такой тип объектов размещения, как сельские усадьбы, пользующиеся устойчивым спросом у определенной (пока незначительной) группы  туристов.

Если говорить о качественных характеристиках, то по оценкам российских и международных экспертов уровень развития гостиничного комплекса Калининградской области значительно превышает качественный уровень средств размещения  других регионов Северо-Запада России (исключая г. Санкт-Петербург).

Что касается размещения объектов приема туристов, то характерной для области является неравномерность размещения объектов гостиничного и санаторно-курортного комплексов.  Большая часть гостиниц (около 45 %) сосредоточена в Калининграде, тогда как существует, например, потребность в гостиницах туркласса на побережье и в городах области.

В приложении 1 отражены средства размещения, введенные и планируемые к вводу в 2010-2011 годах.

Транспортная составляющая представлена в Калининградской области практически всеми существующими видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным.

Для развития туризма большое значение, в первую очередь, имеют следующие элементы транспортной инфраструктуры:

- строительство (реконструкция), обустройство объектов и техническое оснащения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в части касающейся пропуска туристских автобусов, легковых автомобилей, велосипедов. Условия работы пунктов пропуска через государственную границу являются  одним из существенных элементов в обеспечении требуемого уровня сервиса при международных пассажирских перевозках.  Одним из эффективных инструментов обеспечения надлежащего уровня сервиса и  ускорения процедуры прохождения пограничного контроля туристами может стать организация совмещенных российско-польских и российско-литовских пограничных переходов;

Информация о работе Анализ развития туризма на территории Куршской Косы