Актуальные проблемы развития внутреннего туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 02:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление актуальных проблем развития внутреннего туризма в России.
В первой главе моей задачей было выяснить, что же такое внутрений туризм туризм в России.
Во второй главе главная задача – определение особенностей развития внутреннего туризма в России.
Задача третьей главы – выявление возможных путей развития внутреннего туризма в России.

Содержание работы

Введение 3стр.
Глава 1. «Внутреннийй туризм в России» 5 стр.
1.1. «Понятие внутреннего туризма» 5 стр.
1.2. «Преимущества внутренего туризма» 7 стр.
1.3.«История развития внутреннего туризма в России» 9 стр.
Глава 2. «Особенности развития внутреннего туризма в России» 12 стр.
2.1. «Классификация внутреннего туризма в России» 12 стр.
Глава 3.«Перспективы и возможные пути разрешения проблем внутреннего туризма в России» 17 стр.
3.1. « Пути разрешения проблем» 14 стр.
Заключение 20 стр.
Список используемой литературы 21 стр.

Файлы: 1 файл

сетяева.docx

— 21.54 Кб (Скачать файл)

1.3 «История развития внутреннего туризма в России»

Этапы развития туризма  в  России  –  стадии  процесса  возникновения,

   становления, развития и совершенствования  национального  туризма.  Можно

   выделить 5 этапов:

   Просветительский  (до  1890  г.)  характеризовался  отдельными  примерами

   использования экскурсий,  походов,  путешествий,  прежде  всего  в  целях

   образования и сбора научно-географической  и  краеведческой  информации  о

   различный районах и родном  крае. Туризм и экскурсии в  значительной  мере

   содействовали  выполнению  социальных  программ.  Поэтому   не   случайно

   наиболее активно  их  использовали  революционно-демократические  слои  и

   интеллигенция России.

   Предпринимательский – начался  с развитием капитализма  в  России.  В  это

   время не только быстро  растет  туристская  инфраструктура  –  рестораны,

   гостиницы, транспортная сеть,  но  и  начинает  формироваться  туристский

   рынок, в котором явно прослеживаются  2  основных  сегмента  –  элитарный

   туризм  состоятельных  слоев  и   экскурсионный,   рекреационный   туризм

   интеллигенции.  Появляются   многочисленные   туристские   фирмы,   бюро,

   компании,   клубы,   общества.   Первая   мировая   война,    обострившая

   экономические  и  социальные  противоречия  в  России   и   потребовавшая

   мобилизации всех ресурсов для  милитаристских целей, не  оставила  никаких

   шансов для развития наметившихся  организационно-хозяйственных тенденций.

   Организационно-централизованный –  начался с 1927 и завершился в  конце 60-

   х  гг.  Характеризуется   доминированием   идеологических   функций   над

   хозяйственными.  Не  только   большевики   идеологизировали   туризм,   -

   социальные  и  идеологические  функции  туризма  и  экскурсий   вошли   в

   программные документы практически  всех существовавших до 1917 г. партий  –

   эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили

   это более откровенно и последовательно.  Параллельно  с  социологизацией,

   политизацией  и   идеологизацией   туризма   сходные   процессы   шли   в

   здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре  и  других  сферах

   жизни   общества,    которые    использовались    как    важные    рычаги

   социалистического строительства. С  возникновением  в  1928  г.  Общества

   пролетарского туризма началась  монополизация туризма. Передача  туризма  и

   экскурсий в ведение профсоюзов  еще более монополизировала  ситуацию.  При

   этом развитие туризма пошло  чрезвычайно быстро,  экстенсивно  –  за  счет

   включения все  новых  ресурсов  и  территорий.  Так  формировалась  самая

   крупная  и  самая  дешевая  в  мире  материальная  база   социального   и

   самодеятельного туризма. Одновременно  к концу  этого  периода  в  туризме

   обострились противоречия, прежде  всего из-за невозможности удовлетворения

   рекреационных потребностей всего  населения при сохранении низких  цен  на

   отдых. Это привело к необходимости  перехода к  новой  системе  социальных

   нормативов, что и составило суть  следующего этапа.

   Административно-нормативный (1969-1990 гг.) –  характеризовался  быстрыми

   темпами развития социального  туризма и в то же время  еще  более  быстрым

   отставанием  качества  обслуживания  от  стандартов   индустрии   туризма

   западных стран. Попытки стимулировать  развитие туризма  административными

   мерами только обострили имеющиеся  противоречия. К позитивным итогам  этого

   периода следует отнести возросший  интерес  науки  к  проблемам  туризма,

   создание системы рекреационного  проектирования, начало формирования  новой

   профессионально-квалификационной   структуры   и   системы    непрерывной

   подготовки кадров туристской  сферы.  В  конце  периода  стала  очевидной

   невозможность  решения  задач   интенсификации   и   повышения   качества

   туристского обслуживания в  рамках  административно-командной  системы  и

   необходимость широкого использования  экономических методов.

   Переходный (с 1990 г.) –  в  нем  проявились  некоторые  новые  тенденции

   развития туристского хозяйства  в условиях экономических реформ:

      а) изменение структуры рекреационных  потребностей и начало сегментации

   туристского рынка;

      б) переход от монопольного  к  многоукладному  туристскому  хозяйству.

   Активное развитие малых и  средних туристских предприятий;

      в) переход к использованию природных  ресурсов и  культурного  наследия

   на основе экономических отношений;

      г) переход  от  административного  регулирования  функций  туристского

   хозяйства к экономическому  стимулированию  туристского  рынка  на  новой

   законодательной основе.

      Одновременно  резко  обозначились  негативные   моменты   современного

   периода: в новых условиях цены  на отдых  значительно  выросли,  поскольку

   возможности дотаций практически  исчерпаны; многие  предприятия  народного

   хозяйства остановились  или  перестали  приносить  прибыль;  спрос  упал,

   население не имеет необходимых  средств на отдых, но потребности  остались.

      В истории развития туризма  нет плавного течения. Дважды, в  начале и  в

   конце   ХХ в., устоявшиеся течения  подвергались революционным изменениям,

   при этом в конце столетия  произошел возврат к  системе  ценностей  начала

   века.

 

Глава 2. «Особенности развития внутреннего туризма»

2.1. «Классификация внутреннего туризма в России»

Несмотря на имеющиеся трудности, туристическая индустрия в России может стать важным сектором экономики. Этому должно способствовать проведение следующих мероприятий. Во-первых, требуется включение туризма в перечень приоритетных направлений структурной перестройки российской экономики; во-вторых, следует создать нормативно-правовую базу развития туризма, соответствующую международной практике; в-третьих, целесообразно обеспечить формирование экономических механизмов стимулирования развития внутреннего и 202 международного туризма и формирования благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных и гостиничных структур.

 

Россия - самое большое по площади государство мира. Освоение туристических ресурсов такой страны, как Россия, невозможно без развитой транспортной сети. В настоящее время одним из наиболее широко используемых видов транспорта в стране является железнодорожный транспорт. В этой связи одним из перспективных видов туризма в России может стать железнодорожный туризм.

 

Важным сегментом туристического рынка в России может стать организация специализированных туристско-экскурсионных поездов по заранее спланированным маршрутам. Возможен, например, маршрут «Русский Север» (Москва - Псков - Новгород - Санкт-Петербург - Москва). Железнодорожный туризм активно развивался в советский период, когда организовывались однодневные туристические поезда: «Поезд здоровья», «Снежинка», «Лыжник» и др. По-видимому, целесообразно возвращение к практике прошлых лет.Туризм в России может стать фактором регионального развития, в частности, аграрных, депрессивных, пионерных районов, малых и средних древнерусских городов. В нашей стране представляется также важным совмещать развитие перспективного в международном плане экологического туризма с проблемами развития природоохранных территорий и решением экологических проблем.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

 

По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

 

Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса .Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

Глава 3. «Перспективы и возможные пути разрешения проблем внутреннего туризма в России»

3.1. «  Пути разрешения проблем»

Несмотря на то, что индустрии туризма уделяется все большее внимание как со стороны правительства на федеральном и региональном уровнях, так и со стороны бизнеса, потенциальных инвесторов и все большего количества россиян, показатели внутреннего туризма России относительно низкие.

По данным ВЦИОМ за период с 2007 по 2013 гг. более половины населения страны, а именно 52–58% россиян во время своего отпуска оставались дома и никуда не выезжали. Слабую активность населения в сфере организованного внутреннего туризма подтверждает и структура продаж турагентства в Москве: 85% - заграничные туры и 15% - российские. Причиной тому служат существующие проблемы в данной отрасли в отношении средств размещения, транспортной сфере, кадров и маркетинговой составляющей, а также государственного регулирования.Развитие туризма в Российской Федерации является одной из наиболее распространенных тем научных статей и трудов, посвященных индустрии туризма в России. Несмотря на это, считаем необходимым подвести итог и обозначить основные проблемы развития внутреннего туризма Российской Федерации, отметив существующие тенденции и пути их решения.

1. Проблема  средств размещения. В данном  разделе следует указать отсутствие  достаточного количества средств  размещения особенно ориентированных  на массового туриста, а также  высокую стоимость действующих  средств размещения. Особенно остро  нехватка 3-х звездочных гостиниц  ощущается в Москве и Московской  области, где гостиницы заполнены  в среднем на 70–80% .

2. Транспортная  проблема. Высокие цены на авиаперелёты  внутри страны. В данном сегменте  рынка отсутствуют предложения  чартерных рейсов. Российский рынок  практически закрыт для иностранных  перевозчиков, что мешает развитию  конкуренции и, следовательно, не  дает возможности естественному  регулированию цен. По этой причине  многие российские туристы предпочитают  путешествиям в другой уголок  России европейское направление  или приобретение полного турпакета, включающего перелет на чартере, в такие страны как Египет  или Тунис.

3. Проблема  отсутствия комплексного сбора  и анализа статистической информации  в индустрии внутреннего туризма  России. Согласно ст. 4 Федерального  закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах  туристической деятельности в  РФ» классификация является формой  государственного регулирования  туристской деятельности. В то  же время в данном федеральном  законе не указано является  ли классификация обязательной  или добровольной. В настоящее  время обсуждаются поправки к  вышеуказанному закону в части  обязательной классификации объектов  туристской индустрии.

Информация о работе Актуальные проблемы развития внутреннего туризма в России