значение 
автомобильных дорог 
в развитие национального 
хозяйства страны
Дорожное хозяйство 
страны в настоящее время находится 
на сложном этапе развития, когда 
от преимущественного строительства 
новых дорог центр тяжести 
постепенно и неуклонно переходит 
к эксплуатации дорог, повышению 
их технического уровня и эксплуатационного 
состояния, капитальности дорожных 
одежд, реконструкции дорог и 
мостов. На первое место выдвигаются 
задачи повышения скорости, удобства 
и безопасности движения, инженерного 
оборудования и обустройства, архитектурно-эстетического 
оформления и другие задачи, составляющие 
комплекс эксплуатационного содержания 
дорог.
 Дорожные организации 
выполняют огромный объем работ 
по содержанию и ремонту дорог, 
обеспечению безопасности движения. 
На эти цели расходуется ежегодно 
от 60 до 85% всех затрат на развитие 
дорожного хозяйства, что в 
1,5-2 раза превышает затраты на 
строительство новых дорог.
 Рост автомобильных 
перевозок, их себестоимость, 
условия организации перевозок 
и обеспечение безопасности движения 
в значительной степени зависят 
от развития и состояния дорожной 
сети. При движении по плохой 
дороге уменьшается скорость, увеличивается 
расход топлива, возрастает стоимость 
перевозок, кроме того, возрастает 
количество дорожно-транспортных 
происшествий, усиливается износ 
автомобиля, что приводит к увеличению 
затрат и простоев в ремонте. 
На хорошо спроектированной и 
правильно построенной дороге 
с твердым и ровным покрытием 
автомобиль может развивать большую 
скорость и перевозить груз, соответствующий 
его максимальной грузоподъемности. 
Таким образом,, значение автомобильных 
дорог в современных условиях жизни значительно 
возрастает и чем лучше техническое состояние 
автомобильных дорог, тем полнее и экономичнее 
используется автомобильный транспорт.
 Автомобильные 
дороги представляют собой комплекс 
инженерных сооружении для непрерывного, 
удобного и безопасного движения автомобилей 
с расчетной нагрузкой и установленными 
скоростями. В этот комплекс входят земляное 
полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, 
другие искусственные сооружения, обустройство 
дорог и защитные сооружения, здания и 
сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных 
служб. Параметры и состояние элементов 
дороги и дорожных сооружений определяют 
ее технический уровень.
 Технический уровень 
дороги - степень соответствия постоянных 
ее параметров и дорожных 
сооружений нормативным требованиям: 
проектная ширина проезжей части и земляного 
полотна, длина прямых и кривых, протяженность 
и крутизна подъемов и спусков, высота 
насыпей, глубина выемок, габариты и грузоподъемность 
мостов и путепроводов, элементы обустройства.
 Эксплуатационное 
состояние - степень соответствия 
нормативным требованиям переменных 
параметров и характеристик дороги, 
изменяющихся под воздействием 
транспортных средств, метеорологических 
условий, уровня содержания: прочность 
одежды, состояние поверхности дороги 
и фактически используемая ширина 
проезжей части и обочин, сцепные 
качества и ровность покрытия, 
состояние разметки, инженерного 
оборудования.
 К основным 
транспортно-эксплуатационным показателям 
автомобильной дороги и дорожных 
сооружений относят обеспеченную 
скорость и пропускную способность, 
непрерывность, удобство и безопасность 
движения, способность пропускать 
автомобили и автомобильные поезда 
с осевой нагрузкой и общей 
массой, соответствующими категории дороги.
 На автомобильных 
дорогах общего пользования создают 
дорожную службу, основная задача 
которой - осуществлять комплекс 
работ по ремонту и содержанию 
дорог и сооружении на них, 
а также по организации движения, 
обеспечивающих требования к 
транспортно-эксплуатационным показателям 
дорог.
 Конечная цель 
деятельности дорожной, службы - поддержание 
и повышение технического уровня 
и эксплуатационного состояния 
дорог в соответствии с ростом 
интенсивности движения и нагрузки, 
и тем самым повышение производительности 
и эффективности работы автомобилей, 
снижение себестоимости перевозок.
 Для обозначения 
указанной деятельности применяют 
не вполне корректные термины 
«эксплуатация дорог» или «дорожно-эксплуатационная 
служба», так как дорожная служба 
не эксплуатирует дорогу, а обеспечивает 
ее функционирование. Поэтому правильнее 
будет термин «техническая эксплуатация 
дорог и организация движения», 
под которым следует понимать 
систему планово-предупредительных 
и ремонтно-восстановительных работ, 
а также организационно-технических 
мероприятий, обеспечивающих удобное 
и безопасное движение автомобилей 
и наиболее эффективное использование 
дорог для перевозки грузов 
и пассажиров.
 В состав работ 
по технической эксплуатации 
дорог входит изучение и анализ 
условий работы дорог, условий 
движения транспортных средств, 
постоянный уход за дорогами, 
дорожными сооружениями и полосой 
отвода; поддержание их в чистоте 
и порядке; регулярное содержание 
и периодические ремонты дорог 
и сооружений; озеленение, архитектурно-эстетическое 
оформление и обустройство; реализация 
мероприятии, повышающих технический 
уровень и эксплуатационное состояние 
дорог, приведение их в соответствие с 
возрастающими требованиями; организация, 
управление и регулирование движения, 
обеспечение его безопасности, совершенствование 
дорожного сервиса.
 Дорожная сеть 
- национальное богатство страны, 
и она заслуживает к, себе 
отношения именно как к национальному 
богатству, которое нужно беречь, 
преумножать и эффективно использовать. 
Этому посвящена вся деятельность 
по ремонту и содержанию дорог 
и организации дорожного движения.