Восстановление коленчатых валов. Дефекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:02, реферат

Описание работы

Восстановление посадочных поверхностей. Среди всех дефектов наиболее часто встречаются износы посадочных поверхностей коленчатых валов. У коленчатых валов тракторных двигателей посадочными являются поверхности под шкив, шестерни, маховик, противовесы (ЯМЗ-238НБ, СМД-60), сальники (ЯМЗ-238НБ), уплотнительные упорные кольца (ЯМЗ-240Б). Износ и нарушения геометрической формы посадочных поверхностей устраняют наплавкой проволокой 1,2Св18ХГС (ГОСТ 2246—70) в среде углекислого газа.

Файлы: 1 файл

СМД-14.docx

— 111.66 Кб (Скачать файл)

Восстановление коленчатых валов. Дефекты

В процессе эксплуатации у  коленчатых валов накапливается  значительное количество дефектов, основные из которых приведены в таблице 44.

Технология восстановления коленчатых валов

ВНПО «Ремдеталь» и ГОСНИТИ разработаны технологические процессы и необходимая оснастка для восстановления коленчатых валов тракторных двигателей ЯМЭ-238НБ, ЯМЗ-240Б, А-41, А-01М, СМД-60, СМД-14, Д-50, Д-240, Д-65Н, Д-37, Д-21.

 
Рис. 103. Коленчатый вал двигателя  СМД-14: 1...17 — дефекты.

Для ремонта (восстановления) коленчатых валов двигателей СМД-14, Д-50, Д-240, Д-37, СМД-60, А-41, Д-65Н создана  унифицированная оснастка с учетом долговременного пользования его  при замене отдельных исполнительных органов. Эта технологическая оснастка высокопроизводительна в основном с пневмоприводом, легко переналаживается на выполнение соответствующей операции для любого из перечисленных валов. Она позволяет улучшить использование оборудования, повысить производительность труда на 30...35%, облегчить организацию серийного изготовления ее.

 
Рис. 104. Схема маршрутов технологического процесса восстанрвдения коленчатого вала двигателя СМД-14,

Схема маршрутов технологического процесса восстановления коленчатого  вала двигателя СМД-14 изображена на рисунке 104.

Основной маршрут (I) на схеме  показан сплошной линией, другие возможные  маршруты отмечены штриховыми линиями.

Восстановление посадочных поверхностей. Среди всех дефектов наиболее часто встречаются износы посадочных поверхностей коленчатых валов. У коленчатых валов тракторных двигателей посадочными являются поверхности  под шкив, шестерни, маховик, противовесы (ЯМЗ-238НБ, СМД-60), сальники (ЯМЗ-238НБ), уплотнительные упорные кольца (ЯМЗ-240Б). Износ и  нарушения геометрической формы  посадочных поверхностей устраняют  наплавкой проволокой 1,2Св18ХГС (ГОСТ 2246—70) в среде углекислого газа. Для наплавки применяют установку  для вибродуговой наплавки, включающую в себя головку ОКС-1252М, сварочный  преобразователь ПСГ-500 и токарно-винторезный  станок. После наплавки посадочные поверхности обтачивают и шлифуют. Частота вращения детали при обтачивании  — 200 об/мин, подача — 0,3 мм/об. При шлифовании частота вращения коленчатого вала— 125 об/мин, подача — 0,005 мм. Для обтачивания  используют токарно-винторезный станок 163М, для шлифования — круглошлифовальный станок ЗБ161.

Торцевое биение посадочной поверхности под маховик и  фланец для крепления маховика (СМД-14, Д-65Н, Д-37Е) устраняют протачиванием  торца на токарном станке (не более 0,1...0,2 мм).

Восстановление отверстий  и шпоночных пазов. В коленчатых валах тракторных двигателей восстанавливают  отверстия под штифты для установки  маховика и под подшипник вала сцепления, а также шпоночные  пазы. Изношенные отверстия и шпоночные  пазы заваривают проволокой 1,2Св08Г2С (ГОСТ 2246—70) в среде углекислого газа. При заварке рекомендуется использовать полуавтомат А-547Р и сварочный  выпрямитель ВС-300.

Изношенное отверстие  под подшипник вала сцепления  можно также восстанавливать  установкой втулки. Для этого отверстие  растачивают, изготавливают втулку и запрессовывают ее в подготовленное отверстие. После запрессовки вал  снова устанавливают на токарный станок, выверяют индикатором с точностью  до 0,03 мм и растачивают отверстие  до требуемого размера. После растачивания толщина втулки должна быть в пределах 2... 3 мм. Овальность и конусность отверстия  — не более 0,03 мм. Для восстановления отверстия под подшипник вала сцепления можно применять способ установки свертных втулок, который будет подробно рассмотрен позже (см. стр. 202).

Наплавленное отверстие  под подшипник вала сцепления  растачивают, а затем разворачивают.

Заваренные отверстия  под установочные штифты после зачистки торцевой поверхности на токарном станке рассверливают, зенкеруют и развертывают на радиально-сверлильном станке 2Н53. Для сохранения прежнего положения  осей отверстий при обработке  используют накладные кондукторы.

Заваренные шпоночные  пазы фрезеруют. При этом применяют  горизонтально-фрезерный станок 6М82Г  и приспособление для фрезерования. Смещение осей шпоночных пазов свыше  допустимых пределов не допускается. Особенно это важно для шпоночных пазов  под распределительную шестерню, так как от них зависит правильность газораспределения в цилиндре двигателя. Боковые стенки шпоночных пазов  должны быть чистыми, ровными и параллельными  плоскости симметрии вала.

Восстановление резьбы. Резьба подлежит восстановлению при ее износе или срыве более двух ниток. При  незначительных изно-сах и повреждениях резьбы калибруют.

Наружную резьбу (СМД-14, СМД-60, ЯМЗ-238НБ) восстанавливают наплавкой  проволокой 1,2Св18ХГС в среде углекислого  газа. Перед наплавкой старую резьбу обтачивают, так как она при  наплавке сгорает и попадает в  наплавленный металл в виде шлаковых включений, что приводит к выкрашиванию резьбы. Толщина наплавленного слоя должна быть 2...3 мм с таким расчетом, чтобы получить качественную чистую резьбу. Затем наплавленную поверхность обтачивают и нарезают резьбу нормального размера.

Резьбы в отверстиях для  крепления маховика и шкива восстанавливают  установкой резьбовых спиральных вставок. Технология ремонта резьбовых отверстий  спиральными вставками подробно была рассмотрена ранее (см. стр. 81).

Маслосгонную резьбу (СМД-14, Д-'65Н) при износе углубляют резцом до нормальной глубины за несколько проходов, а резьбовую шейку шлифуют до выведения следов износа. После шлифования шейки резьбу зачищают и полируют наждачной шкуркой.

Балансировка. При длительной работе и периодических ремонтах двигателей сбалансированность коленчатых валов нарушается.

После восстановления дисбаланс  коленчатых валов превышает допустимый в 6... 10 раз. Увеличение дисбаланса связано  с переходом на ремонтные размеры  шеек коленчатого вала, изменением толщины фланца для крепления  маховика и другими факторами* возникающими в результате ремонтных воздействий.

Коленчатые валы балансируют  перед окончательной операцией  ремонта (восстановления), т. е. перед  полированием шеек. При этом удается  сохранить состояние поверхности  шеек и уменьшить отклонения коленчатого  вала от правильной геометрической формы. В процессе балансировки может возникнуть необходимость наплавки металла  в отверстия в противовесах, просверленные  при ранее проводившейся балансировке, или снятия металла высверле-нием отверстий или фрезерованием площадок на противовесах.

Допускаемая несбалансированность коленчатых валов приведена в  таблице 43.

Динамическую балансировку коленчатых валов рекомендуется  проводить на универсальной балансировочной  машине БМ-У4. С помощью этой машины можно проводить динамическую балансировку деталей типа тел вращения (коленчатые валы и др.)» У которых диаметр  не превышает 800 мм, расстояние между  опорными шейками — не более 800 мм, масса — 5... 200 кг. Точность определения  неуравновешенности балансируемого коленчатого вала 5... 10 г/см, ошибка определения места расположения неуравновешенности детали в плоскости вращения — 0... 5°.

 

Коэффициент повторяемости дефекта

 

Наименование дефектов

от общего числа деталей, поступивших  на дефек-товку

от общего числа ремонтнопригодных деталей

Способы устранения

1. Смятие резьбы под храповик

0,01

0,01

Калибрование резьбы

2. Износ шатунных шеек

1

1

Шлифование на ремонтный размер, наплавка

3. Износ коренных шеек

1 1

1

Шлифование на ремонтный размер, наплавка

4. Износ третьей коренной шей

1

Шлифование торцов

ки по длине

 

0,051

 

5. Изгиб вала

0,045

Правка вала

6. Биение торца фланца

1

1

Шлифование торца

7. Износ поверхности маслосгонной резьбы

0,1

0,1

Обтачивание наружной поверхности и  углубление резьбы до нормального профиля

8. Износ поверхности фланца под  маховик

0,1

0,1

Наплавка проволокой 1,2 Св18ХГС в  среде СОг

9. Износ конусной поверхности

0,15

0,19

То же

под шкив

0,05

0,08

 

10. Срыв резьбы для крепления

»

блока шестерен

0,04

0,05

 

11. Износ поверхности под ше-

»

1 CpiinJ 12. Износ паза под сегментную шпонку

0,02

0,05

Заварка проволокой 1,2Св08Г2С в среде  С02

13. Износ паза под призматиче

0,15

0,19

То же

скую шпонку

0,1

0,12

 

14. Износ поверхности отверстий

»

под установочные штифты

0,05

0,08

 

15. Срыв резьбы для крепления  маховика

Установка резьбовых спиральных вставок

16. Износ штифтов под маховик

0,05

0,08

Замена изношенных штифтов на новые

17. Трещины

0,1

0,1

Обработка трещин, заварка


Балансировочная машина БМ-У4 позволяет в течение 10... 15 с после  пуска определить значение и место  расположения дисбаланса коленчатого  вала с высокой степенью точности.

Ремонт и восстановление коренных и шатунных шеек. Изношенные шатунные и коренные шейки коленчатых валов тракторных двигателей перешлифовывают  на ремонтные размеры, которые приведены  в таблицах 45, 46, 47.

Для шлифования шеек коленчатых валов применяют универсальный  шлифовальный станок 3A423 и специализированные станки: ХШ2-12 — для шлифования коренных шеек и ХШ2-01 — для шлифования шатунных шеек.

На станке 3A423 можно шлифовать  как коренные, так и шатунные шейки  коленчатых валов почти всех тракторных двигателей. К шлифованию шеек приступают только после устранения других дефектов коленчатого вала.

Шлифование на ремонтный  размер, как правило, выполняют за одну операцию! Сначала шлифуют коренные шейки, а затем шатунные. Шатунные шейки обычно шлифуют на другом станке, оборудованном центросмесителями, обеспечивающими совпадение осей шатунных шеек с осью вращения станка. При шлифовании коренных шеек базовыми являются поверхности центровых отверстий, и выполнение этой операции не представляет затруднений. При шлифовании шатунных шеек в большинстве ремонтных предприятий закрепляют коленчатый вал в патронах центросместителей станка, принимая за базовые поверхности фланцы под маховик и шейки под шкив. При этом погрешность базирования будет складываться из погрешности установки в патронах и погрешности,, возникающей в результате несовпадения конструктивной и технологической баз. В результате значение суммарной погрешности только базирования может достигать 0,07 мм и обеспечение размера радиуса кривошипа с допуском 0,08... 0,10 мм не гарантируется.

 
Рис. 105. Центросместители: 1 и 2— планшайбы передней и задней бабки станка; 3—планка; 4 — полукольцо; 5 — призма.

Обеспечение допуска непараллельности осей крайних коренных, и шатунных шеек в пределах 0,03 мм на длине 100 мм также представляет затруднения. При ремонте коленчатые валы крепят в, патроны двумя способами: центросместители устанавливают на определенный размер радиуса кривошипа и шатунную шейку выставляют только в горизонтальной плоскости; центросместители не устанавливают на определенный размер, а шатунную шейку выставляют как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

В первом случае точность размера  радиуса кривошипа не обеспечивается вследствие погрешности установки, превышающей допуск на размер. Во втором случае достигается исходная точность размера радиуса кривошипа, но вносится дополнительная погрешность из-за одностороннего износа шатунной шейки вала, подлежащей обработке.

С целью устранения рассмотренных  недостатков ГОСНИТИ разработана  конструкция центросместителей с базированием по крайним коренным шейкам, обеспечивающая погрешность базирования не более 0,03 мм. Центросместители (рис. 105) предварительно устанавливают на требуемый размер радиуса кривошипа.

Впоследствии при шлифовании шатунные шейки выставляются только в горизонтальной плоскости, для  чего предусмотрено специальное  приспособление (рис. 106). Предварительно шлифуемую^ шейку 2 устанавливают призмой У, окончательно — индикаторным устройством 3. Показания индикатора должны быть плюсовыми и равняться половине припуска на шлифование. При окончательно отшлифованной шейке индикатор устанавливают «на нуль».

В центросместители коленчатый вал устанавливают крайними коренными шейками на призмы 5 и закрепляют планками 3 (см. рис. 105). Вначале ставят съемные полукольца 4, соответствующие размеру коренных шеек. Такие кольца предусмотрены для каждого размера коренных шеек.

Рассмотренные центросместители унифицированы и могут быть применены при шлифовании коленчатых валов двигателей Д-37, Д-50, Д-240, СМД-14, СМД-60, А-41.

 
Рис. 106. Приспособление для выставления  шатунных шеек: 1 — призма; 2 — шатунная шейка; 3 — индикаторное устройство.

Шейки коленчатого вала шлифуют  алундовыми или электрокорундовыми шлифовальными кругами на керамической связке зернистостью 16...60, твердостью СМ2, Cl, СТ1 и СТ2.

Режим шлифования: окружная скорость - шлифовального круга— 25 ...35 м/с, окружная скорость шлифуемой  поверхности — 18... 25 м/мин (при шлифовании коренных шеек) и 7... 12 м/мин (при шлифовании шатунных шеек), поперечная подача круга  — 0,003 ... 0,006 мм/об, продольная подача — 7... 11 мм/об.

После шлифования одного-двух коленчатых валов рекомендуется  править шлифовальные круги алмазным карандашом.

С целью предотвращения появления  микротрешин при шлифовании применяют обильное охлаждение. Струя охлаждающей жидкости должна полностью покрывать рабочую поверхность шлифовального круга. В качестве охлаждающей жидкости используют 3...4%-ный раствор кальцинированной соды или эмульсию (10 г эмульсирующего масла на 1 л воды).

Перед шлифованием шеек на ремонтный размер углубляют фаски  масляных каналов и зачищают их при  помощи переносной шлифовальной машины. Перед полированием шеек необходимо полировать фаски. Окончательная операция механической обработки коленчатых валов — полирование. Полирование  производят на стенде 6749 для полирования  коленчатых валов с использованием алмазной шлифовальной бесконечной  ленты АЛШБТУ88 УССР ИСМ467-62 АС080/63-100% Р9.

Для доводки шеек коленчатых валов при больших программах ремонта вместо полирования применяют  суперфиниширование. Для суперфиниширования применяют специальный полуавтомат 3875К со сменными наладками для обработки коленчатых валов тракторных двигателей различных марок. Суперфиниширование производят абразивными брусками зернистостью 8...3. Наиболее эффективно суперфиниширование алмазными брусками АБХ8Х ХЗХЗЗ, М=100. В качестве охлаждающей жидкости при суперфинишировании обычно применяют смесь керосина с маслом, которая обеспечивает не только охлаждение, но и смазывание обрабатываемых поверхностей. Частота вращения коленчатого вала при суперфинишировании— 31 и 61 об/мин, а число двойных ходов ос-циллирования — 400 и 200 в минуту.

Информация о работе Восстановление коленчатых валов. Дефекты