Виды и причины дорожно-транспортных происшествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:16, реферат

Описание работы

Проблема безопасности движения по дорогам, существовавшая еще в эпоху конного транспорта, особенно активизировалась с появлением механических транспортных средств. Уже в 1831 г., когда в Лондоне делались первые попытки перевозки пассажиров на повозках с паровыми двигателями, случилось первое дорожно-транспортное происшествие, при котором повозка, объезжая детей, игравших на дороге, врезалась в стену дома и погиб водитель. После окончания второй мировой войны процесс автомобилизации опережает во всем мире темпы нового дорожного строительства и совершенствования существующей дорожной сети.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3 стр.
Виды и причины дорожно-транспортных происшествий……..4стр.
Роль дорожных условий в возникновении дорожно-транспортных происшествий ………………………….………………………....7стр.
Заключение……………………………………………………….11стр.
Список литературы……………………………………………....12стр.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  • Введение………………………………………………………….3 стр.
  • Виды и причины дорожно-транспортных происшествий……..4стр.
  • Роль дорожных условий в возникновении дорожно-транспортных происшествий ………………………….………………………....7стр.
  • Заключение……………………………………………………….11стр.
  • Список литературы……………………………………………....12стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Проблема безопасности движения по дорогам, существовавшая еще в эпоху конного транспорта, особенно активизировалась с появлением механических транспортных средств. Уже в 1831 г., когда в Лондоне делались первые попытки перевозки пассажиров на повозках с паровыми двигателями, случилось первое дорожно-транспортное происшествие, при котором повозка, объезжая детей, игравших на дороге, врезалась в стену дома и погиб водитель. После окончания второй мировой войны процесс автомобилизации опережает во всем мире темпы нового дорожного строительства и совершенствования существующей дорожной сети. В ряде стран насыщение дорожной сети автомобилями достигло значительных размеров и продолжает увеличиваться. В 1977 г. на 1 км протяженности дорожной сети Великобритании приходилось в среднем 46 автомобилей. В 1989 г. это число увеличилось до 89. Аналогично в Японии оно изменилось с 29 до 46, в Швейцарии — с 33 до 48, во Франции — с 23 до 34 и в США—с 19 до 29. Автомобилям становится все теснее на дорогах, а в число участников движения включаются новые, малоопытные водители. Все это проявляется в снижении эффективности автомобильного транспорта и росте числа дорожно-транспортных происшествий. Во многих странах число погибающих на дорогах соизмеримо с числом жертв войн, тяжелых болезней и эпидемий. Дороги стали своеобразным «полем сражений», где ошибки людей, неорганизованность движения, несовершенство дорог и неисправности автомобилей выдвигают перед человечеством актуальную проблему борьбы за жизнь пользующихся дорогами.

 

 

Виды  и причины дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее  в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой  гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, грузов или иной материальный ущерб.

Каждый участник дорожного движения, особенно водители механических транспортных средств, должны иметь представление о разновидностях ДТП, их причинах и механизме перерастания нормального режима движения транспортного средства в аварийный. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы в зависимости от тяжести последствий, характера ДТП, места происшествия и других признаков. По тяжести последствий ДТП делятся на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящие транспортные средства, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров, прочие происшествия. Кратко их определяют так:

Столкновением называется происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом на железной дороге;

Опрокидывание — происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этим происшествиям не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;

Наезд на препятствие — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

Наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде, или велосипедист натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство или ударилось в него;

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

Наезд на животных — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (исключая гужевой транспорт), в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

Прочие происшествия — все происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся: сходы трамваев с рельсов; падение перевозимого груза или отбрасывание колесом транспортного средства предмета на человека, животное, другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения, или на внезапно появившееся препятствие; падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне этого средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и пр.

Классификация ДТП по степени тяжести последствий. В зависимости от степени тяжести  последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие, смерть потерпевшего, особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный  ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  дорожных условий в возникновении  дорожно-транспортных происшествий

Каждая дорога является сочетанием участков с различными элементами в плане и продольном профиле. Поэтому скорости движения автомобилей на маршруте не остаются постоянными. На длинных прямых горизонтальных участках, а тем более на спусках современные автомобили могут развивать скорости, существенно превышающие расчетные по строительным нормам и правилам. На длинных подъемах скорости значительно ниже расчетных.

Действовавшие в разное время Технические условия на проектирование автомобильных дорог и строительные нормы и правила всегда предусматривали напряженный режим движения. Поэтому водители автомобилей, если они не движутся в составе плотного транспортного потока, когда их режим движения вынужден, предпочитают спокойное движение со скоростями меньшими, чем предусмотрены расчетом, и избираемыми ими интуитивно, в соответствии со своим опытом и восприятием дорожных условий. Иногда при этом они как бы корректируют решения проектировщиков, заезжая на кривых малых радиусов на полосу встречного движения или проезжая их со скоростью, соответствующей удобным для них коэффициентам поперечной силы и скоростям изменения продольного и поперечного ускорений.

Водитель оценивает  условия движения преимущественно визуально. Дополнительными источниками информации являются также передающиеся на его организм ускорения, возникающие при проезде по кривым и неровным участкам дороги.

Факторами, влияющими  на избираемые водителями режимы движения, являются:

элементы дороги, непосредственно влияющие на управление автомобилем (изменения направления дороги, дорожные знаки, неровности проезжей части, примыкания, разветвления и перекрестки, обеспеченная видимость). Мысленно оценивая их влияние на условия движения, увязывая эту оценку с требованиями Правил движения, водитель подсознательно изменяет скорость движения. Обстановка движения — встречные и попутные автомобили, мотоциклисты и велосипедисты, пешеходы на обочинах, погодные условия; привлекающие внимание водителя объекты, не связанные непосредственно с движением - здания,  сооружения  и  деревья  на придорожной полосе, пролетающие над дорогой самолеты, горные вершины на горизонте и др.

В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на дороге и придорожной полосе на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Ими являются края проезжей части и земляного полотна, линии разметки и осевой шов бетонных дорожных покрытий, ряды придорожных насаждений, нависающие над дорогой скалы, дорожные знаки, встречные автомобили и др. При выборе объекта в первую очередь взгляд водителя останавливается на предметах более ярких и расположенных на пути следования автомобиля, особенно на проезжей части и обочинах дороги.

Количество  объектов, которые водитель может  различить и зафиксировать в  своем сознании, ограничено продолжительностью времени, необходимого для восприятия отдельных раздражителей его органами чувств. Для каждого из них существует пороговая величина, зависящая от эмоционального напряжения человека. В среднем для зрения она равна 1/10 с, для слуха— 1/20 с, для мускульной реакции на толчки и тряску — 1/5 с. Более частые воздействия, сливаясь, воспринимаются органами чувств как непрерывные процессы — мелькание в глазах, гул, вибрация. Обычно водитель в каждый момент времени сосредоточивает свое внимание только на одном конкретном явлении, получая о других, одновременно происходящих, только самое общее представление.

При возрастании  скорости взгляд водителя охватывает все меньшую ширину дорожной полосы и сосредоточивается на большем удалении автомобиля Сужение зоны сосредоточения внимания водителей повышает опасность  наезда  на  неожиданно появляющихся на дороге с придорожной полосы пешеходов или животных.

При монотонности дорожных условий — малой плотности  или однообразии объектов, привлекающих внимание, например при движении по длинному прямому участку в открытой степной местности или по однородной лесной просеке, поступающее к водителю количество информации меньше, чем необходимо для поддержания его активности. Наступает «сенсорный голод», по терминологии инженерной психологии. Водитель начинает ощущать повышенную утомляемость, своеобразное дремотное состояние, граничащее со сном — «дорожный гипноз», характерное заторможенное состояние высшей нервной деятельности. Возникновению его способствует, наряду с укачивающими колебаниями автомобиля, гипнотизирующее действие на водителя вида набегающей светлой полосы бетонного покрытия и белых линий разметки на асфальтобетоне, бликов на капоте автомобиля. Продолжительность реакции водителя увеличивается, а надежность работы снижается. Самое незначительное осложнение условий движения может явиться причиной дорожно-транспортного происшествия. Такой характер воздействий особенно типичен для водителей грузовых автомобилей.

В сознании водителя при движении происходит непрерывная  смена картин. В зависимости от дорожной обстановки, частоты встреч и обгонов, ландшафта местности количество объектов сосредоточения внимания — раздражителей — меняется. Основное внимание сосредоточивается на полотне дороги, дополняясь событиями на прилегающей дорожной полосе.

Детальный анализ обстановки возникновения дорожно-транспортных происшествий показывает, что в 70% случаев скорости в месте возникновения происшествий и в 500 м перед ним были практически одинаковы, т. е. водители, подъезжая к опасному месту, не снижали скорости. Происшествия явились результатом того, что в меняющихся дорожных условиях водители своевременно не изменили режим движения.

Признаком опасных мест является не столько значительное осложнение дорожных условий, сколько необходимость часто неожиданного для водителя изменения режимов движения транспортных потоков по сравнению с предшествующими участками. Это подтверждается тем, что на многих участках горных дорог со сложной и трудной трассой, создающей у водителей понимание ее опасности, относительное количество происшествий меньше, чем на дороге с более легкой трассой.

Опасность участков дороги определяется не абсолютной величиной геометрических элементов их трассы или состояния дорожного покрытия, а их отличием от характеристик предшествующих участков, вызывающим необходимость резкого изменения режима движения.

 

 

 

 

 

Заключение

 Дорожно-транспортное  происшествие – это событие,  возникающее в процессе движения  по дороге транспортного средства  и с его участием, при котором  погибли или ранены люди, повреждены  транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». В большинстве ДТП возникают в результате нарушения требований ПДД одним или несколькими участниками дорожного движения. Нарушения, имеющие серьезную общественную опасность, описаны в Кодексе об административных правонарушениях, за их совершение предусмотрены соответствующие санкции.

Аварийность на автомобильном транспорте в России считается острейшей социально-экономической  и демографической проблемой, которая  представляет, не больше - не меньше, а самую настоящую угрозу национальной безопасности страны. По статистике каждые сутки на автомобильных дорогах нашей страны погибают около девяноста пяти человек и около семиста получают различные телесные повреждения и увечья, разумеется, в эту статистику входят и несовершеннолетние дети. Эта статистика считается самой большой в мире, так как больше не существует подобной страны, где на дорогах погибало бы такое же количество человек, какое может погибнуть разве что при каких-нибудь терактах и стихийных бедствиях. Если верить данным, полученным из открытых источников (ru.wikipedia.org), более половины трагедий происходит из-за элементарного неуважения к правилам дорожного движения, к его участникам, к пешеходам. 30% ДТП происходит в результате того, что водители садятся за руль в нетрезвом состоянии, 25% аварий случается из-за превышения скоростного режима. Задумайтесь: стоимость человеческой жизни несоизмеримо больше, чем потраченное время!

 

Список  литературы

  1. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1993
  2. Волошин, Г.А. Анализ дорожно-транспортных происшествий / А.Г. Волошин, В. П. Мартынов, А.Г. Романов .-М.: Транспорт, 2007
  3. Лукьянов, В.В. Безопасность дорожного движения / В.В. Лукьянов. - М.:Транспорт,2003.-260с.
  4. Овечников, Е.В. Городской транспорт: учебник для вузов - М:Высшая школа ,2006.-325с.

Информация о работе Виды и причины дорожно-транспортных происшествий