Тяговый расчет автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.

Тяговый расчет автомобиля:
Определение полной массы автомобиля.
Подбор размера шин и расчета радиуса качения.
Подбор внешней скоростной характеристики двигателя.
Выбор передаточных чисел трансмиссии.
Построения тяговой характеристики автомобиля.
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии.
Построение графика мощностного баланса.

Содержание работы

Исходные данные
3
Задача тягового расчета
4
1
Определение полной массы автомобиля
5
2
Подбор размера шин и расчета радиуса качения
6
3
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя
9

Частота вращения коленчатого вала
9

Максимальная мощность двигателя
10

Построение внешней скоростной характеристики двигателя
10

Вращающий момент двигателя
11
4
Выбор передаточных чисел
13

Определение передаточного числа главной передачи
13

Подбор передаточных чисел коробки передач
13

Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач
14
5
Построение тяговых характеристик автомобиля
15
6
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией
18

Динамический фактор
18

Ускорение автомобиля
20

Время разгона
23

Путь разгона
26
7
Построение графика мощностного баланса
28
8
Построение экономической характеристики автомобиля

Файлы: 1 файл

тяговый расчёт зил курсовая.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство  по образованию

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра автомобильного транспорта

 

 

                                          Допускаю к защите

                                                                    Руководитель _________________

                             Бойко А.В.

 

 

Тяговый расчет автомобиля.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«Автомобили»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы     АТ-04-1      ________               Саблин Д.Е.

                                                                        подпись         

 

Нормоконтролер                       ________   ________   ____________________

                                                                        подпись               И.О. Фамилия

 

                                                                              Курсовой проект защищен

                                                                              с оценкой _______________

 

 

 

 

Иркутск 2007  г.     

 

Содержание

Исходные данные

3

Задача тягового расчета

4

1

Определение полной массы автомобиля

5

2

Подбор размера шин и расчета  радиуса качения

6

3

Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя

9

 

Частота вращения коленчатого вала

9

 

Максимальная мощность двигателя

10

 

Построение внешней скоростной характеристики двигателя

10

 

Вращающий момент двигателя

11

4

Выбор передаточных чисел

13

 

Определение передаточного числа главной  передачи

13

 

Подбор передаточных чисел коробки  передач

13

 

Определение числа передач и  передаточных чисел коробки передач

14

5

Построение тяговых характеристик  автомобиля

15

6

Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией

18

 

Динамический фактор

18

 

Ускорение автомобиля

20

 

Время разгона

23

 

Путь разгона

26

7

Построение графика мощностного  баланса

28

8

Построение экономической характеристики автомобиля

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные данные:

  1. Прототип автомобиля – ЗИЛ – 130 - 76
  2. Грузоподъёмность и пассажировместимость – 6000 кг.+3 чел.
  3. Максимальный коэффициент сопротивления дороги – 0,35
  4. Обороты кол. вала при максимальной мощности – 3200 мин-1
  5. Максимальная скорость – 90 км/ч
  6. Удельный расход топлива gN – 327 г/кВт ч

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача тягового расчета  автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.

 

Тяговый расчет автомобиля:

  1. Определение полной массы автомобиля.
  2. Подбор размера шин и расчета радиуса качения.
  3. Подбор внешней скоростной характеристики двигателя.
  4. Выбор передаточных чисел трансмиссии.
  5. Построения тяговой характеристики автомобиля.
  6. Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии.
  7. Построение графика мощностного баланса.
  8. Построение топливной экономичности автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Определение полной массы автомобиля.

 

Полную массу автомобиля определяют как сумму масс снаряженного автомобиля mб и груза mг по номинальной грузоподъемности и числу мест пассажиров включая водителя:

 

 

Снаряженная масса автомобиля:

                 ,                                                                                    (1)

где:

mг – масса груза;

 

, кг 

 

Полная масса  автомобиля:

   ma = mб+mг+ 80·z ,                                                            (2)

где:  

z – число мест для сидения;

mб – снаряженная масса;

 

mа = 5000+6000+80·3 = 11240, кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Подбор размера шин и расчет радиуса качения.

 

Для подбора шин и определения по их размерам радиусов качения колеса необходимо знать распределение нагрузки по мостам.

Развесовка для заднеприводного грузового автомобиля: на заднюю ось 74%, на переднюю 26% от полной массы автомобиля.

 

Модуль сил  тяжести автомобиля:

Gа = mа·g,                                                        (3)

 где:

 g – ускорение свободного падения;

Gа = 11240·9.81 = 110152, Н

 

Нагрузки от полной массы  на переднюю  и заднюю ось автомобиля:

                                                     (4)   

где:

hб - при классической компоновке принимаем на задний мост равным 74%;

 Н

    G1 = Ga – G2                                                                                         (5)

G1 = 110152-81512 = 28640, H

 

База автомобиля: Основываясь на данных краткого справочника НИИАТ, принимаем:  L=3800 мм.

L = a + b                                                           (6)

где:

a - расстояние от передней оси до центра масс;

b - расстояние от задней оси до центра масс;

 

                                                                                         (7)

 мм

b = L – a                                                        (8)

b = 3800 – 2812 = 988, мм

 

Радиус качения колеса rк выбирается в зависимости от нагрузки на одно колесо. Наибольшая нагрузка на колесо определяется положением центра масс автомобиля. 

Нагрузка на каждое колесо передней и задней оси автомобиля:

 

                                                       (9)

,                                                             

где:

nk1- число колес на передней оси;

nk2- число колёс на задней оси;

 

 Н

 Н

Таблица 1 – Шины автомобилей:

Обозначение шины

Max нагрузка, H

Обозначение шины

Max нагрузка, H

155-13/6,45-13

3870

240-508 (8,15-20)

20400

155/82 R13

4250

260-508Р (9,00Р-20)

20500

175/70 R13

4500

320-508 (12,00-20)

28000

165/80 R13

4750

370-508 (14,00-20)

42600

185-14/7,35-14

5600

430-610 (16,00-24)

61500

205/70 R14

6300

500-635 (18,00-25)

85000

185/80 К15

8750

570-711 (21,00-78)

88500

220-508P

14000

570-838 (21,00-33)

118000

240-381

19000

760-838 (27,00-33)

155000




 

.

Из таблицы 1, по нагрузки на заднюю ось выбираем обозначение шины: 260-508Р (9,00Р-20) с максимальной нагрузкой которую выдержит резина 20500 Н.

b = 260,

d = 508,

где:

b - ширина профиля;

d - диаметр обода шины;

 

Свободный радиус колеса:

                                                     (10)

 м

 

Радиус качения (определяется с учетом деформации зависящей от нагрузки):

 

rк =0,5 · d + (1-k) · b                                             (11)

rк = 0,5 · 508 + (1-0,12) · 260 = 482,8, мм = 0,4828,  м

где:

k - коэффициент радиальной деформации. Для стандартных и широкопрофильных шин принимаем k = 0,12.

 

Рисунок 1 – Эскиз автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Расчет внешней скоростной характеристики двигателя.

 

Расчет начинается с определения мощности Nеv необходимый для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью Vmax:

 

;                                      (12)

где:

Vmax - максимальная скорость (м/с), Vmax=90 км/ч=25 м/с;

KB - коэффициент обтекаемости, принимаем: Кв= 0,3 Н с2 м4;

kР - коэффициент коррекции, принимаем kР = 0,75;

hт – КПД трансмиссии, принимаем hт = 0,9;

 

Коэффициент дорожного сопротивления для легковых автомобилей:

 

Yv = (0,01 – 0,02) + 6·10-6· V2max                                                             (13)

Yv = 0,015 + 6·10-6·252 = 0,02

 

Лобовая площадь для грузового автомобиля:

 

FA = B·Hг,                                                                                    (14)

где:

В - колея, В = 1,8 м;

Hг - габаритная высота, Нг = 2,4 м;

FA =1,8·2,4 = 4,32 м2

Подставляя в формулу (12) полученные значения по формулам (13)и(14), получаем:

 кВт.

 

3.1   Частота вращения коленчатого вала двигателя.

Частота вращения коленчатого вала двигателя на максимальной скорости движения:

nv = Vmax·hn ,                                                        (15)

где:

       hn - коэффициент оборотистости двигателя, для грузового автомобиля, принимаем hn = 37;

nv = 90·37 = 3330 мин-1

 

3.2 Максимальная мощность двигателя.

Максимальная  мощность двигателя:

 ,                                     (16)

где:

nv/nN – отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости движения автомобиля частоте вращения при максимальной мощности двигателя;

a,b,c – коэффициент постоянные для каждого двигателя, (для бензиновых двигателей a = b = с = 1);

 

 кВт

 

3.3 Построение внешней характеристики двигателя.

Внешняя характеристика двигателя рассчитывается по формуле Лейдермана:

,                                (17)

где:

      nT – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя.

nmax = nN * 1,2

nmax = 3200*1,2= 3840 мин-1

nmin = nN * 0,13

nmin = 3200 * 0,13=416 мин-1

по формуле (17) при 400 об/мин Ne составляет:

, кВт

далее решаем аналогично, меняя  nт, заносим значения в табл. 2.

 

3.4 Вращающийся момент двигателя.

Определим вращающийся  момент двигателя:

                                                    (18)

по формуле (18) при 400 об/мин MB составляет:

 кН·м

Текущие  значения частоты вращения коленчатого вала двигателя выбирают произвольно через определенный интервал, как заданно в Таблице 2, эти значения подставляют в формулы 17 и 18.

Параметры двигателя.

Скоростной режинм работы двигателя, n мин-1.

400

900

1400

1900

2400

2900

3400

3900

Ne, кВт

15,5

37,87

61,06

82,5

99,7

110,1

111,1

100,1

Ме, Н·м

370

402

416,7

415

397

363

312,2

245,3


Таблица 2 – Внешняя скоростная характеристика двигателя.

По значениям таблицы 2 строим график внешнескорстной характеристики двигателя рисунок 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Тяговый расчет автомобиля