Транспорт в Якутии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Транспорт в Якутии — важная составляющая экономики Якутии и всего северо-востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных условий проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное снабжение стратегически важных отраслей экономики — предприятий горнодобывающей промышленности и других. Транспортная сеть не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой для социально-экономического развития региона.

Файлы: 1 файл

транспорт.docx

— 17.35 Кб (Скачать файл)

Транспорт в Якутии — важная составляющая экономики Якутии и  всего северо-востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого  северного завоза и комфортных условий  проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное  снабжение стратегически важных отраслей экономики — предприятий  горнодобывающей промышленности и  других. Транспортная сеть не только обеспечивает потребность экономики и населения  в перевозках, но и служит материальной базой для социально-экономического развития региона[1][2].

 

Транспорт Якутии — очень  большая отрасль народного хозяйства, в которой заняты десятки тысяч  людей. Её отличают следующие характерные  черты:

Многообразие. В Якутии представлены практически все виды транспорта — железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный. Отсутствует электротранспорт —  нигде в Якутии нет электрифицированных  железных дорог, трамваев и троллейбусов в городах.

Сложная транспортная схема  — сезонность и дороговизна транспорта. Дешёвым круглогодичным транспортом  охвачен только юг республики, точнее, полоса вдоль АЯМа. Крайний Север, и вообще весь север Якутии, вынужден жить на сезонном обеспечении грузами и использовать дорогие виды транспорта — например, авиационный, что напрямую сказывается на стоимости жизни на Крайнем Севере[3].

 

Доля транспорта в валовом  региональном продукте республики составляет 4,4 %. Годовые объёмы грузоперевозок превышают 40 млн т, а пассажироперевозок составляют около 80 млн чел. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте составляет около 60 %.

 

В 2004 г. Правительством республики утверждена и реализуется Транспортная стратегия развития Республики Саха (Якутия), основанная на положениях Транспортной стратегии России и определяющая транспортную политику, этапы и направления  её реализации на период до 2020 года

Водный транспорт —  на сегодняшний день основной вид  транспорта в республике, играет очень  большую роль в обеспечении северного  завоза. Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной завоз грузов как в республику, так и внутри неё.

 

Протяжённость эксплуатируемых  водных путей на её территории составляет 21,8 тыс. км, из них на обслуживаемые  пути приходится 13,6 тыс. км. Якутия обладает разветвлённой сетью водных путей  сообщения: участок Северного морского пути; через всю её территорию протекает  р. Лена — главная водная магистраль с притоками рр. Алдан и Вилюй; в северной части республики — реки Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма. Морской транспорт обслуживает 12 арктических улусов — от Хатангского залива до пункта Певек, а также районы Чукотки. Особенностью СМП как водной транспортной магистрали является его ледовитость и краткость навигационного периода (40-70 дней). Всё это обуславливает необходимость специального технического оснащения магистрали и особую организацию плавания (строительство ледоколов, использование воздушного флота для ледовой разведки, создание специальной метеослужбы, средств навигационного слежения и т. д.).

 

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский) и два морских арктических порта — ОАО «Тиксинский морской порт» и ОАО «Зеленомысский морской порт».

 

Главным водным перевозчиком в республике является ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) — одно из ведущих транспортно-производственных предприятий не только Республики Саха (Якутия), но и северо-востока страны в целом, внесённое в список системообразующих предприятий России и перечень стратегических предприятий Якутии.

 

Отличительной особенностью водного флота республики является наличие уникального флота судов  класса «река — море» (танкеры, сухогрузы  и др. суда). Это позволяет компании ЛОРП выполнять грузоперевозки по Лене, её притокам, другим рекам Якутии и  осуществлять каботажное плавание по морю. ЛОРП оперирует на участке  Северного морского пути от Хатангского залива до Певека и производит завоз всех необходимых грузов в порты Хатанги, Анабара, Оленёка, Яны, Индигирки, Колымы[11]. Таким образом, ЛОРП играет важную роль в экономике не только Якутии, но и всего северо-востока России.

 

Кроме ЛОРПа, в транспортном комплексе республики оперируют другие юридические лица — водные перевозчики, такие как «Арктическое морское пароходство», «Колымская судоходная компания», «Янское речное пароходство», ХК «Якутский речной порт» с дочерними предприятиями «Судоходная компания „Якутск“», «Судоходная компания „Вилюй“», «Пассажирское райуправление», а также судоходная компания «АЛРОСА — Лена», являющаяся дочерним обществом ОАО «АЛРОСА»[12].

 

В воднотранспортном комплексе  республики в перевозках также участвуют  судоходные компании, базирующиеся в  других регионах России. Из Иркутской  области: ООО «Верхнеленское речное пароходство» (линия Осетрово — Ленск), ОАО «Киренская РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и ОАО «Осетровский речной порт». Из Мурманской области: ОАО «Мурманское морское пароходство». Из Владивостока: ЗАО «РИМСКО» (завоз Северным морским путем).

 

На сегодняшний день, большинство  грузов в республику поступает по смешанному железнодорожно-водному  маршруту Транссиб — БАМ — порт Осетрово — река Лена. В порту Осетрово (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80 % грузов для республики. Эта устойчивая, сложившаяся десятилетиями транспортная схема может постепенно поменяться лишь при условии полной достройки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали с выходом её в Якутский речной порт и дальнейшим возрастанием роли железной дороги в деле обеспечения грузовых перевозок в республике[13].

 

Якутский речной порт —  важный логистический узел северо-востока России. Современный порт построен в 60-х гг. XX в. Играет важную роль в обеспечении северного завоза. Отсюда в период навигации судами класса «река-море» осуществляется завоз грузов на Колыму, Индигирку и другие северные реки, включая не только Якутию, но и Чукотку, север Красноярского края[14].

 

Основной объём перевозок  как грузов, так и пассажиров приходится на внутриреспубликанские перевозки. Межобластные перевозки тоже значительны  — это завоз грузов из порта  Осетрово (так называемый северный завоз), а также обмен грузами с Магаданской областью и Чукотским автономным округом. Грузовая обработка флота производится более чем в 200 портах-пристанях, около 30 из которых имеют причальные сооружения и перегрузочную технику. В остальных пунктах суда обрабатываются у необорудованного берега. Грузопоток, поступающий по Северному морскому пути, обслуживается в морских портах Тикси и Зелёный мыс. Водным транспортом перевозятся нефть и нефтепродукты, каменный уголь для нужд жилищно-коммунального хозяйства, лес в плотах, сухогрузы, строительные материалы, продовольствие и др.

 

Водный транспорт в  Якутии играет также важную роль в  пассажирских перевозках, так как  зачастую это не только самый удобный, но и единственный способ добраться  до места назначения. Судами пассажирских компаний выполняются рейсы СПК («Ракета», «Метеор», «Восход») по Лене — из Якутска по направлениям Якутск — Сангар — Жиганск и Якутск — Олёкминск — Ленск. Благодаря неразвитости дорожной инфраструктуры Якутии летом другой альтернативы нет, пассажиропоток обеспечен. В советское время «Ракеты» ходили также и от Якутска по Лене и Алдану до Хандыги — рейс отменён в 1998 г., а когда на Вилюе была судоходная обстановка (как правило, в начале навигации) — от Якутска по Лене и Вилюю до Вилюйска. Некоторые из этих рейсов превышают 600—700 км (самый дальний — Якутск—Жиганск 771 км). «Ракета», как правило, отправляется из Якутска рано утром, около 5-6 часов и прибывает к месту назначения вечером (см. расписание), то есть для рейса в одну сторону используется почти весь световой день. Все линии обслуживаются теплоходами ещё советского производства, замены которым нет, так как эти серии давно сняты с производства. Эти суда считались далеко не новыми ещё в 80-е годы — на некоторых из них уже тогда стоял второй или третий по счёту двигатель. Якутские речники по сей день поддерживают ресурс судов-ветеранов, чинят и меняют моторы. Проходит одно десятилетие за другим, но скоростное движение на Лене не умирает.

 

В советское время важную роль в пассажирских перевозках играли также теплоходы типа «Заря», особенно на небольших реках. Таков был  их флот на Лене, Вилюе и Алдане:

Якутск — не менее 6 судов

Пеледуй — не менее 4 судов

Ленск — не менее 4 судов

Олекминск — не менее 3 судов

Усть-Кут — не менее 4 судов

Нюрба — не менее 2 судов (действуют  в настоящее время)

Усть-Мая — 1 судно

 

По состоянию на начало 2010-х, подтверждённые данные о работающих т/х «Заря» имеются только из Нюрбы и Усть-Маи. Остальной флот, видимо, уже не существует.

 

Дальний морской транспорт  представлен Северным морским путём. Главный морской порт республики — Тикси. В советское время  на СМП наблюдалось оживлённое движение, но с 1987 по 2001 гг. грузооборот порта  Тикси сократился в несколько  раз[15][16]. В последнее время наметилась тенденция роста грузооборота порта  Тикси за счёт увеличения поставок сырой нефти и лесоматериалов на экспорт. В порты республики по СМП завозится около 60 тыс. тонн нефтепродуктов в год из портов Северо-Запада


Информация о работе Транспорт в Якутии