Территориальная организация машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом.
Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Значение машиностроительного комплекса РФ……………………………………………..4
2.Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения………………………….5
3.Анализ размещения отрасли по территории России……………………………………….7
3.1.Тяжелое машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………...11
3.2.Общее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроения……………………………………………………………………...13
3.3.Среднее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 42.70 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Кафедра управления в социально-экономических системах

 

 

Реферат

по дисциплине «Территориальная организация населения»

на тему «Территориальная организация машиностроения» 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  гр. 4242 
     ____________

 

Проверил

      ____________ К.В. Швецов

 

 

 

 

Санкт-Петербург 
2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Значение машиностроительного комплекса РФ……………………………………………..4

2.Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения………………………….5

3.Анализ размещения  отрасли по территории  России……………………………………….7

3.1.Тяжелое машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………...11

3.2.Общее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроения……………………………………………………………………...13

3.3.Среднее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

Машиностроение  по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом.

Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса  во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного  комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей  стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта  отрасль дает 12 % экспорта России1. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.

 

    1. Значение машиностроительного комплекса РФ

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, включающий машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет отрасли, сходные  по технологии и используемому сырью, создает орудия труда, машины и оборудование, аппараты и приборы, вычислительную технику, передаточные устройства, различного рода механизмы для материального  производства, науки, культуры, сферы  услуг – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.).

Металлообработка включает производство металлических конструкций  и изделий, ремонт машин и оборудования.

В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных  отраслей, куда входят 19 крупных комплексных  отраслей и более 100 подотраслей и производств.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий  машиностроения оказывает значительное влияние на темпы и направления  научно-технического прогресса в  различных отраслях хозяйства.

Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых  комплексов. Это обусловлено несколькими  причинами.

Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится около 1/5 объема производимой продукции  и 1/3 всех работающих в хозяйстве  России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия  в отрасли составляет по численности  рабочих около 1700 человек), большей  фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Наиболее сложной является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как  энергетическое машиностроение, электро-техническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и д.р.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место  по доле в валовой продукции и  промышленно-производственном персонале, (второе место после топливно-энергетического  комплекса), по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре  экспорта.

 Во-вторых, машиностроение  создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на  транспорте. Следовательно, научно-технический  прогресс во всех отраслях  народного хозяйства материализуется  через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных  отраслей как станкостроение, электро-техническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

    1. Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения

Машиностроение  России территориально слабо ориентировано                    на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири                 и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.     

Размещение  предприятий машиностроения находится  в прямой зависимости от характера  выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или  единичного применения. При этом            на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты  на транспортировку.     

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности                     для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводи  к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.      

Размещение  предприятий машиностроения зависит  в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих                            и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров                           при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная             и др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов.     

Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное  сближение этих отраслей дает возможность  металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.     

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную  продукцию, размещаются в районах  потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин  и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.     

Особенности размещения предприятий  машиностроения обусловливают большую  роль транспортного  фактора в  осуществлении кооперированных  поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации  и концентрации машиностроительного  производства в значительной степени  решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.

     Следует  также учитывать влияние на  географическое размещение машиностроительных  предприятий  энергоемкости и  фондоемкости производства.

 

    1. Анализ размещения  отрасли по территории  России

 

1. Центральный  экономический район. Этот район  расположен в центре европейской  части нашей страны и играет  огромную роль в ее народном  хозяйстве, сосредотачивая на  своей территории значительную  часть промышленного производства. Машиностроение представлено практически  всеми отраслями и подотраслями.      

Транспортное  машиностроение представлено производством  автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Широкое развитие транспортного  машиностроения в районе обусловлено  его центральным положением и  наличием густой сети путей сообщения.      

Крупным центром автомобилестроения является Москва. Здесь расположены завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), который в основном специализируется на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей, и завод малолитражных автомобилей (АЗЛК). В Московской области и Ликино-Дулево находиться автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей.     

В районе действуют многочисленные предприятия- смежники: машиностроительные, текстильные, химические, которые обеспечивают автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, комплектующими изделиями в порядке кооперирования.     

Одним из крупнейших в стране заводов транспортного  машиностроения стал Коломенский тепловозостроительный  завод им. В.В. Куйбышева, который  еще до 1917 года выпускал паровозы. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском и Муромском заводах. Вагоностроение представлено Тверским машиностроительным заводом (самым крупным в стране), который производит пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, Мытищинским машиностроительным заводом, выпускающим пассажирские вагоны для метрополитена. В Брянске производятся изотермические вагоны. Речное судостроение имеет преимущественно местное значение. Центры речного судостроения и судоремонта - Москва, Рыбинск, Кострома. В районе выпускаются мотоциклы и мотороллеры (Тула, Коворов), самолеты (Москва).     

На  территории этого района размещены  и предприятия тяжелого машиностроения (Электросталь, Брянск, Калуга).     

2. Северный экономический район. Машиностроение в этом районе обеспечивает функционирование основных народнохозяйственных элементов и внутренние потребности региона. Машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей промышленности, обеспечивающих производство трелевочных тракторов, бумагодетального оборудования (Петразаводск), лесопильных рам (Вологда), различных плавсредств и ремонт судов (Мурманск, Архангельск).     

3. Северо-западный  экономический район. Основу специализации  составляет машиностроительный  комплекс, на долю которого приходиться  более 1/4 производства промышленной  продукции в районе. Выделяют  наиболее сложные и точные  подотрасли, обеспечивающие НТП. Среди них энергетическое и транспортное машиностроение.      

4. Калининградская область. Этот район не отличается большим разнообразием подотраслей машиностроения. Машиностроение здесь выпускает в основном универсальные электропогрузчики, саморазгружающие вагоны-думпкары.     

5. Волго-Вятский  экономический район. Главная  отрасль специализации района - машиностроение  со сложной спецификой внутрирайонной  и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Развито и энергетическое машиностроение.     

Информация о работе Территориальная организация машиностроения