Технологический расчёт нефтепровода Тенгиз-Атырау-Астрахань-Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Выполнить механический расчет трубопровода и определить толщину стенки
Выполнить гидравлический расчет трубопровода и определить число станций и магистральных насосов
Расставить станции на трассе трубопровод
На первом листе формата А3 привести карту с нанесением трассы нефтепровода
На втором листе формата А3 привести графики напоров станций и гидравлических уклонов, указать положение станций.

Содержание работы

Введение 5
1 Определение оптимальных параметров нефтепровода 8
1.1 Расчётные значения вязкости и плотности перекачиваемой нефти 8
1.2 Выбор насосного оборудования нефтеперекачивающей станции и расчет рабочего давления 9
1.3 Определение толщины стенки трубопровода 12
1.4 Расчёт прочности и устойчивости нефтепровода 14
2 Гидравлический расчет трубопровода 20
2.1 Расчет характеристик нефтепровода и нефтеперекачивающих станций 20
2.2 Циклическая перекачка 29
2.3 Расстановка перекачивающих станций на трассе нефтепровода 30
2.4 Напоры, развиваемые магистральными и подпорными насосами 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 4 файла

Карта55.grs.grb

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Копия Курсовая офор (Автосохраненный).docx

— 572.00 Кб (Скачать файл)

Из  баланса этих напоров  находится длина  лупинга (параллельного  участка трубопровода)

 

 

 

или

 

 

 

Длина лупинга не должна превышать 1/5 (20%) длины  всей магистрали

 

 

 

то  есть допустимо. Поэтому число насосных станций округляем в меньшую сторону n = 4.

Потери  напора на участке трубопровода с  лупингом определяются выражением hлуп = 1,02Lлупiлуп а суммарные потери напора в сложном трубопроводе будут складываться из потерь на участках без лупинга и с лупингом:

 

Hлуп = 1,02i (L - Lлуп) + 1,02 Lлупiлуп + ΔZ + Nэhост=2198,005 м.         (2.6)

 

Как видим, применение лупинга позволяет уменьшить  потребный напор до располагаемого.

Далее строим характеристики магистрального и подпорного насосов – зависимостей развиваемых  напоров от подачи насоса. Для этого  в выражения для напоров (1.6) и (1.7) подставляют часовые объемные расходы (подачи) в диапазоне от 0,5Q0 до Q0 + 500 м3/ч (в любом случае в этот диапазон должен попадать диапазон рабочей зоны насоса Q1 – Q2) c произвольным шагом.

Ранее были приведены выражения для расчета  напоров насосов (1.6) и (1.7) для одного значения Q = 4484 м3

 

 м,

 

.

 

Для автоматического  расчета напоров при различных Q необходимо ввести функцию Н(Q). Выбираем последовательность чисел, выражающих расход, при котором требуется рассчитать напор.

 

Результаты  автоматического расчета напоров  насосов, м.

 



 


 

Рисунок 1 – Функциональные зависимости напоров  от часовой подачи

 

Расчет  характеристик трубопровода постоянного диаметра без лупинга и  с лупингом.

Предварительно  определяем, в какой  зоне трения происходит течение при минимальном  и максимальном расходе. Для этого определяем числа Re по формуле (2.1)

 

Qmin = 2200 м3/ч,  м3/c,

 

Qmax = 5000 м3/ч,  м3/c,

 

Поскольку минимальные значения Рейнольдса больше первого критического, а максимальные меньше второго критического числа

 

Re1= 90000 <Re = 241385,238<Re2 = 4500000,

 

то, следовательно, в  данном диапазоне объёмных расходов течение не выходит из зоны смешанного трения, где m = 0,123, β = 0,0067.

Рассчитываем гидравлический уклон i магистрального трубопровода по формуле Лейбензона (2.3) для простого трубопровода и (2.4) – с лупингом. Затем находим потери гидравлического напора в функции от расхода (то есть определяем точки характеристики магистрального трубопровода без лупинга по формуле (2.5) и магистрального трубопровода с лупингом по формуле (2.6)).

Суммарная характеристика нефтеперекачивающих  станций с суммарным числом всех магистральных насосов nн (число магистральных насосов выбирается, исходя из числа работающих на станции насосов и числа всех станций.

Число станций n = 4, тогда общее число насосов будет nн = 1·3 = 3; 2·3 = 6; 3·3 = 9; 4·3 = 12.   

 

nн= 5,,

 

nн= 7, 

 

nн= 9,

 

nн= 11,

 

nн= 12, .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Совмещённые характеристики нефтепровода и нефтеперекачивающих станций

 

Как правило  из графиков, напорные характеристики трубопроводов с лупингом и без  лупинга мало отличаются, об этом и  говорит и относительно малая  длина лупинга.

Как следует  из приведённых кривых, потребный  напор (точка пересечения характеристик  нефтепровода и перекачивающих станций) обеспечивается только при работе 9-ти насосов.

Проверяем дополнительно при 11-ти и 13-ти насосах:

 

nн= 11,

 

nн= 12, ;

 

nн= 13,.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Характеристики трубопровода и  насосов


Для графического определения рабочих точек –  координат точек пересечения  характеристики трубопровода с лупингом Нлуп(Q) и характеристики Н9 (Q) нефтеперекачивающих станций с числом насосов 9 необходимо:

1) перед рисунком поставить интервал изменения Q через 1 м3/ч, т.е, записать диапазон чисел в виде:

 

,

 

(если поставить  интервал через 300 м3/ч, как это сделано на рисунке 2, то указатель мыши будет показывать значения Н только в узловых точках с этим шагом, кроме того, если перед рисунком 3 поместить такой интервал, то все символы на линиях сольются в сплошные жирные линии);

2)затем поместить указатель мыши на рисунок и нажать правую клавишу мыши, в появившемся контекстном меню выделить Trace. В появившейся таблице X–Y Trace убрать галочку Trackdatapoints; поместить стрелку мыши в точку пересечения этих характеристик (кривых) и нажать левую клавишу мыши; слева для осей X и Y координат читаем для точки пересечения характеристики трубопровода  и характеристики нефтеперекачивающих станций с 3–тью насосами

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Графики, построенные при шаге 1 м3

 

Точное  определение координат точек  пересечения характеристик производится путём совместного решения напорных характеристик трубопровода Н(Q) и насосных станций Н11(Q), Н12(Q), Н13(Q) c помощью встроенной функции Given-Find:

 

Given;

 

Given;

 

Given.

 

Погрешность графического определения координат  точки пересечения характеристик:

 

.

 

По результатам  расчёта можно сделать следующие  выводы:

1) уточненное значение расхода Qл = 4484 м3/ч соответствует плановому расходу Q0 = 4484 м3/ч, что указывает на правильность вычислений.

2) при 8-ти насосах расход Q8 = 4334 получается больше минимального Q1 = 4000, то есть лежит в рабочем диапазоне насоса.

3) при 13-ти насосах расход Q12 = 5020  получается больше максимального рабочего диапазона Q2 = 5000.

Снова задаём большой шаг для вывода табличных  значений, далее в табличном виде выводятся значения всех видов напоров

 

 

 Значения  всех видов напоров 

 

2.2 Циклическая перекачка

 

При использовании  9-ти насосов пропускная способность трубопровода становится больше плановой. Для снижения пропускной до плановых значений перекачку ведём циклически, с подачей Q1 = Q8 в течение времени τ1 и Q2 = Q10

в течение времени  τ2.

Так как  условие Q1 = 4294<Q0 = 4484<Q2 = 4790 выполняется, то для расчёта времени нефтепровода на режимах, соответствующих расходам Q1 и Q2, используем систему уравнений

 

 

   .

 

Откуда  находим

 

 

 

ч.

 

Проверка  расчётов: общее время работы станций  на всех режимах должно быть равно годовой продолжительности перекачки .



 

Рисунок 5 – Совмещённая характеристика нефтепровода при циклической перекачке

 

 

2.3 Расстановка перекачивающих станций на трассе нефтепровода

 

Проведем  расчёт положения четырёх станций для 12 магистральных насосов трубопровода с лупингом

 

Q = Qл = 4519 м3/ч,

 

Q0 = 4484 м3/ч,

 

Q = Q0.

 

Гидравлический  уклон при этом расходе составляет

 

.

 

 

По карте  трубопровода определяются высоты (15–20 точек на весь участок). Расстояния от начала первой станции берутся  в километрах, а высоты вдоль трассы в метрах и записывают в виде матрицы М. Необходимо учесть, что по заданию разность геодезических высот конечной и начальной точек трубопровода ∆Z =46 м. Поэтому, если геодезическая высота начальной точки нефтепроводаzн = 292 м, то высота конечной точки zк =zн + ∆Z= 338 м.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью  программы сплайновой интерполяции Mathcad табличные значения координат и высот преобразуем в кривую зависимости высот от координаты х: z(х).

 

 

 

Таблица 1 – Координаты высот

 

Х

Y

0

292

30

45

60

195

90

109

120

54

180

128

200

51

230

-37

270

43

310

155

340

178

380

134

420

-39

450

37

500

95

550

121

600

181

678

338


 

 

Геодезические отметки в начале и в конце  трассы (проверка):

 

zн = М1,2 = 292 м,zк = М18,2 = 338 м.

 

С помощью  программы сплайновой интерполяции Mathcad табличные значения координат и высот преобразуем в кривую зависимости высот от координаты х: z(х):

 

S = lspline(Х,Y),

 

z(x) = interp(S,X,Y,x).

 

Проверяем начальные и конечные высоты:z(0) = 292, z(678) = 338.

 

 

2.4 Напоры, развиваемые магистральными и подпорными насосами

 

Расстановка перекачивающих станций выполняется  графически на сжатом профиле трассы. Метод размещения станций по трассе впервые предложил В.Г. Шухов и  носит его имя. В данной курсовой работе расстановка станций осуществляется аналитически с использованием системы  Mathcad.

В работе находятся 4 перекачивающие станции, оборудованных  однотипными магистральными насосами, создающих одинаковые напоры

 

м.

 

На головной НПС установлены подпорные насосы, создающие одинаковые напоры

 

 

 

В конце  участка (в конечном пункте) обеспечивается остаточный напор hост = 35 м.

Напор первой станции с числом магистральных  насосов

 

м.

 

Место положения  на трассе второй перекачивающей станции  определяется в точке пересечения  линии падения напора, создаваемого первой станцией с профилем трассы

 

.

 

Добавляя  к напору станций подпор, передаваемый с головной НПС, получим действительную линию распределения напоров  по длине нефтепровода (с учетом подпора)

 

.

 

или

 

 

 

Место положения  на трассе четвертой перекачивающей станции определяется в точке  пересечения линии падения напора, создаваемого первой, второй и третьей  станциями, с профилем трассы.

 

mн2= 3,– напор второй станции,

 

 – суммарный напор  от 1-й и 2-й станций,

 

 – напор от 1-й  и 2-й станций с учётом подпора;

mн3= 3,– напор третьей станции,

 

 – суммарный напор  от 1-й, 2-й и 3-й станций,

 

 – напор от трёх  станций с учётом подпора;

 

mн4= 3,– напор четвёртой станции,

 

 – суммарный напор  от 1-й, 2-й, 3-й и 4-й станций,

 

 – напор четырёх  станций с учётом подпора.

 

После 4-й  станции устанавливается лупинг длиной 28 км. Координата начала лупинга (от 1-й станции)

 

.

 

До этой точки потери напора определялись по гидравлическому уклону i

 

 

 

или

 

;

 

.

 
Обозначим для краткости 

 

,

 

.

 

Начиная с точки хлуп, потери параллельных участков уменьшаются от начальных напоров по уравнениям

 

,

 

 

 

Таким образом, линия изменения напора от четырёх  станций будет состоять из линии Н4(х) до лупинга и линии Нлуп(х) после начала лупинга, что в Mathcad выразится так

 

.

Точки пересечения  прямых линий и кривой определяют положение 2-й, 3-й и 4-й станций.

Расчёт  координат станций на сжатом профиле  трассы хст1 = 0, zст1 = zн = 292. Координаты остальных станций ищем как точки пересечения сжатого профиля трассы z(x) с линиями падения напора по длине трассы.

Предварительно  в соответствии с точками пересечения  характеристики с поверхностью земли  задаём значения координаты х

 

 

Рисунок 6 – Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода

 

Точки пересечения  прямых линий и кривой определяют положение 2-й, 3-й и 4-й станций.

Расчёт  координат станций на сжатом профиле  трассы хст1 = 0, zст1 = zн = 292. Координаты остальных станций ищем как точки пересечения сжатого профиля трассы z(x) с линиями падения напора по длине трассы.

Напор1ы.grs.grb

— 70.00 Кб (Скачать файл)

начало.docx

— 47.10 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Технологический расчёт нефтепровода Тенгиз-Атырау-Астрахань-Грозный