Мировой транспортный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Транспорт - важная составляющая часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта, Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Целью данной работы является изучение транспортной системы в мировой экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТРАНСПОРТ
1.1. Транспорт как отрасль материального производства
1.2. Классификация транспорта
1.3. Необходимые свойства транспорта
2. ВИДЫ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА
2.1. Сухопутный транспорт
2.2. Водный и воздушный транспорт
2.3. Трубопроводный транспорт
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1. Правовое регулирование по видам транспорта
3.2. Международные морские сообщения
3.3. Международные речные сообщения
3.4.Международные воздушные сообщения
3.5. Международные железнодорожные сообщения
3.6. Международные автомобильные сообщения
3.7. Международные смешанные сообщения
4.СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
5. ВОЗДЕЙСТВИЕ НТР НА ТРАНСПОРТЕ И СДВИГОВ В ЕГО СТРУКТУРЕ НА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ.
6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТА
7.ПРОТЕВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
8. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 113.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДГТУ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА  И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И МЕЖДУНАРОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА  И МЭО»

 

(Мировой транспортный  комплекс)

 

 

Автор курсовой работы

 

 

А.И. Красникова

Группа ИБЭ24

Направление 080100

 

«Экономика»

Руководитель курсовой работы,

к.э.н., доцент

 

Н.С. Яровая

   

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТРАНСПОРТ 
1.1. Транспорт как отрасль материального производства

1.2. Классификация транспорта

1.3. Необходимые свойства  транспорта

2. ВИДЫ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Сухопутный транспорт

2.2. Водный и воздушный  транспорт

2.3. Трубопроводный транспорт

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1. Правовое регулирование  по видам транспорта

3.2. Международные морские  сообщения

3.3. Международные речные  сообщения

3.4.Международные воздушные  сообщения

3.5. Международные железнодорожные  сообщения

3.6. Международные автомобильные  сообщения

3.7. Международные смешанные  сообщения

4.СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ  МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

5. ВОЗДЕЙСТВИЕ НТР НА  ТРАНСПОРТЕ И СДВИГОВ В ЕГО  СТРУКТУРЕ НА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  СВЯЗИ.

6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА  НА РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  ТРАНСПОРТА

7.ПРОТЕВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕНСПОРТНЫХ  СИСТЕМ

8. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС  РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И  ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт - важная составляющая часть мировой экономики, так  как является материальным носителем  между государствами. Специализация  государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта, Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса равных материалов готовой продукции, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является важным преимуществом для размещения производственных сил и дает интеграционный эффект. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта

Выбор данной темы в качестве исследования можно обосновать её актуальностью  для России, а именно попытки согласовать  транспортную систему с усиливающимися в последнее время (5-10 лет) процессами формирования и развития международных  транспортных коридоров:

    • согласованное развитие транспортной инфраструктуры с целью интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов - рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи;
    • оптимизация транспортного процесса с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров - создание условий для снижения тарифов на перевозки пассажиров и грузов во внутреннем сообщении посредством повышения загрузки отечественной транспортной сети и лучшего использования имеющихся резервов;
    • содействие освоению новых территорий и развитию приграничного сотрудничества, освоению новых внутренних и международных рынков - повышение мобильности населения и улучшение транспортной доступности регионов;
    • переключение транзитных и российских внешнеторговых грузопотоков с портов других стран на отечественные морские порты;
    • повышение привлекательности инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров - развитие международного туризма и культурных связей.

Целью данной работы является изучение транспортной системы в  мировой экономике.

 

1.ТРАНСПОРТ

1.1. ТРАНСПОРТ КАК ОТРАСЛЬ  МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития отраслевых и территориальных  комплексов, внешнеэкономической деятельности традиционно определяется функционированием  транспорта.

Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.

 

 

 В структуре общественного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис.1).

(рис.1)

Транспорт как отрасль  материального производства имеет  ряд особенностей. Он не создает  продукцию, но способствует увеличению ее стоимости при перемещении  на величину транспортных издержек. Отношение  суммарных транспортных издержек к  полной стоимости продукта у потребителя  называется коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил.

Состояние транспорта зависит  от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в  общественном производстве. Своевременное  качественное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения  в перевозках, повышение экономической  эффективности работы транспорта зависит  от согласованной работы единой транспортной системы страны, ее взаимодействия с другими отраслями, появления  новых видов транспорта, широкого применения прогрессивных способов перевозок.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТА

По назначению транспорт  подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу  обращения и население), транспорт  необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт  личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.). По характеру  выполняемой работы транспорт делится  на пассажирский и грузовой. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам: наземный (автомобильный, железнодорожный и др.), водный (морской, речной, озерный), воздушный. Особую группу образуют непрерывные виды транспорта (трубопроводный, электропроводный).

В мировой транспортной системе  можно выделить две главные подсистемы — развитых и развивающихся стран. 
 
         Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень. 
 
         Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики. 
 
           Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии. 
 
          В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России — одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.

 Транспортная сеть  формируется под влиянием таких  факторов, как размещение и развитие  хозяйства, расположение городов,  направление и мощность внутрирайонных  и межрайонных транспортно-экономических  связей, размещение курортов и  крупных объектов туризма.

Продукцией транспорта являются перевозки грузов и пассажиров. Помимо количества перевезенных грузов и пассажиров для оценки продукции отрасли  употребляют показатели грузо- и пассажирооборота (произведение количества перевезенных грузов и пассажиров на расстояние их перевозки — тонно-километры и пассажирокилометры). Последние показатели более информативны, так как отражают действительный объем работы транспорта.

 

 

 

1.3. НЕОБХОДИМЫЕ СВОЙСТВА  ТРАНПОРТА

Транспорт должен обладать рядом необходимых свойств и  удовлетворять определенным требованиям  в целях создания инновационных  систем сбора и распределения  грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и  отдаленные пункты, надежно обслуживать  клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени, в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА

Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии  электропередачи). (рис.2)


 

 

 

 

 

 

(рис.2)

 

 

Автомобильный транспорт часто называют транспортом XX в., т.к., зародившись в начале нашего века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла в настоящее время 24 млн. км, причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. По уровню автомобилизации в мире лидируют США и ряд стран Западной Европы. Автомобильный транспорт лидирует по объему пассажирских перевозок — 80 % мирового объема.

 

Достоинства: высокая доступность; возможность доставки груза "от двери до двери"; высокая маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота; срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность. 

 

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта, особенно по объему перевозимых грузов (10 % мирового объема). Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась еще в начале XX в., ее протяженность сейчас составляет 12,5 млн. км. Но размещение ее неравномерно. Хотя железные дороги имеются в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на "первую десятку стран": США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Особенно по густоте сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.

Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза. 

Трубопроводный транспорт - активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота.

Достоинства: низкая себестоимость; высокая пропускная способность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов. 

Водный  транспорт прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62 % мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и другие, причем обычно на расстояние 8 — 10 тыс. км. "Контейнерная революция" на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов — готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье — Индийский.

Информация о работе Мировой транспортный комплекс