Кодекс торгового мореплавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:56, реферат

Описание работы

Кодекс является законодательным и нормативно-правовым актом, который регулирует отношения, возникающие при торговом мореплавании. Кодекс торгового мореплавания Украины рассматривает торговое мореплавание как деятельность, которая связанна с использованием судов, которые предназначены для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, рыбных и других морских промыслов, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнения буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладки кабеля, также для других хозяйственных, научных и культурных целей
Целью данного реферата есть обозрение Кодекса торгового мореплавания в Украине.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. История создания кодекса………………………………………………………...3
2. Краткое содержание………………………………………………………….……4
3. Сфера действия…………………………………………………………………….5
4. Основные статьи:
4.1 Общее положение кодекса…………………..…………………...……….6
4.2 Порты Украины…………………………………………….……………..8
4.3 Общие правила морских перевозок и фрахтования.…………..………10
4.4 Претензии и иски………………….………………………………..……14
Заключение…………………………………………………………….……………16
Использованные статьи………………………………………………...…………..17

Файлы: 1 файл

ктм.docx

— 84.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

(рис.1) Морские порты Украины.

 

4.3 Общие правила морских перевозок и фрахтования

По договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти  вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному  на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку  установленную плату (фрахт). Фрахтователем  и фрахтовщиком признаются лица, заключившие  между собой договор фрахтования  судна (чартер).

Договор должен быть заверен письменно. Для  этого существует коносамент, который по сути является товарораспорядительным документом  и удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским но и речным транспортом.  

Владелец одного судна обязуется за вознаграждение отбуксировать другое судно или плавучий объект на определенное расстояние или буксировать его в течение определенного времени либо для выполнения маневра. Буксировкой называют транспортировку несамоходных судов самоходными. Ее осуществляют буксиры — самоходные суда, предназначенные для буксировки несамоходного (буксируемого) судна[7]. Буксировку производят в зависимости от условий специальные буксирные суда, грузовые, грузо-пассажирские и ледокольные суда. В зависимости от условий плавания и объектов буксировки последняя осуществляется на длинном и коротком тросах и вплотную лагом. 

Особым  видом буксировки является вождение судов методом толкания, который  применяют на реках, небольших водоемах и при соответствующей гидрометеорологической обстановке в морских условиях.

В зависимости  от назначения буксиры подразделяются на океанские, морские и портовые.

Во избежание  потери имущества при форс мажорных обстоятельствах судно и груз подлежат страхованию. Страхование используется в случаях общих аварий(убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований с целью спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности) и частных аварий

Объектами морского страхования выступают[8]:

  • Судно как вид транспортного средства, имеющее определённую стоимость.
  • Груз, который перевозит судно.
  • Фрахт — доходы получаемые владельцем судна от использования его в качестве транспортного средства или сдачи в аренду.
  • Гражданская ответственность судовладельца или грузоперевозчика за ущерб, который может быть нанесён третьим лицам, окружающей среде, в процессе эксплуатации судна.
  • Морские платформы.

По форме морское страхование  может быть[8,1]:

  1. Договорное. Предполагает заключение договора морского страхования со страховщиком, который за определённую плату (страховую премию) обязуется возместить страхователю или выгодоприобретателю убытки, причинённые страховым случаем. Договорное морское страхование является одним из первых видов страхования. Первый известный договор морского страхования был заключён в 1347 году.
  2. Взаимное. Взаимное страхование осуществляется в клубах взаимного страхования. Клубы взаимного страхования впервые возникли в Англии после 1720 года. Особенностью взаимного страхования является то, что возможные убытки члена клуба взаимного страхования возмещаются из общего фонда, формируемого за счёт взносов членов клуба.

Сфера применения правил по вознаграждению за спасение на море. применяется в случае спасение морских судов, которые находятся в опасности, а также в случае спасения морскими судами судов внутреннего плавания или любых иных плавающих объектов или таких, что буксируются, независимо от того, в что водах имело место спасение, в том случае, когда рассмотрение спора по вопросам спасения происходит в Украине[7].

Правила этой главы не применяются относительно закрепленных или плавающих платформ, прибрежных буровых установок, когда  эти платформы или установки  находятся на месте работы, связанной  с исследованием, эксплуатацией  или разработкой минеральных  ресурсов морского дна. 

Если  в период плавания или стоянки  судна имела место событие, которое  может явиться поводом для  предъявления судовладельцу имущественных  требований, капитан в целях обеспечения  доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельцев делает в установленном порядке заявление о морском протесте. Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Целью морского протеста является обеспечение, насколько  это возможно, полной информации относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информации об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Как было сказано выше, судовладелец -- это юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени. Судовладелец не обязательно является владельцем судна, им может быть лицо, эксплуатирующее судно на основании договора с собственником [1] [2].Наименование судовладельца указывается в Государственном судовом реестре или судовой книге [3].

Объём ответственности судовладельца  при перевозке грузов по коносаменту по международным правилам определён в Гаагских правилах. В соответствии с Гаагскими правилами судовладелец (перевозчик) обязан надлежащим образом с проявлением должной заботливости грузить, укладывать, перевозить, сохранять и выгружать перевозимый груз. В Гаагских правилах также предусмотрено, что любой пункт, статья или условие в договоре перевозки, освобождающие перевозчика от ответственности за убытки, возникающие вследствие небрежности, вины или упущений последнего, или уменьшающие эту ответственность иным образом, чем это предусмотрено Гаагскими правилами, считаются недействительными и не имеют юридической силы и правовых последствий. Вместе с тем в соответствии с этими Правилами перевозчик может быть освобождён от ответственности за потери или убытки, явившиеся результатом обстоятельств непреодолимой силы, карантинных ограничений, военных действий, восстаний или гражданских волнений, скрытых недостатков груза [5].

Кроме того, в различных странах  действуют свои национальные системы  ответственности судовладельцев.

Статьи 348-357 об ограничении ответственности  судовладельца определяют такие  обязанности:

  1. Обеспечить членам экипажа судна:
    • безопасные условия труда;
    • охрану их здоровья;
    • наличие спасательных средств;
    • бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
    • наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха);
    • культурно-бытовое обслуживание.
  2. Cтраховать:
    • заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;
    • жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

 

 Ответственность судовладельца ограничивается границами, предусмотренными в статье 352 этого Кодекса, относительно требований, которые независимо от их правовой основы произошли в следствие:

1) причинение смерти или повреждения  здоровья лицу, которое находится  на судне, потери ли или причинение  вреда имуществу, которое находилось  на судне;

2) причинение в связи с плаванием  или эксплуатацией судна вреда  лицам или имуществу, которые  не находились на судне. 

Любое судно, зарегистрированное в Государственном  судовом реестре Украины или  Судовой книге Украины, может  быть заложено согласно действующему законодательству судовладельцем (ипотечным  залогодателем) для обеспечения  обязательства кредитору (ипотечному залогодержателю). Ипотечным залогодержателем может быть любое юридическое  или физическое лицо Украины или  иностранного государства, которому в  соответствии с законодательством  Украины судно может быть отчуждено[10].

 

4.4 Претензии и иски

Право на предъявление претензий и исков  имеют:

1) в случае  неподачи судна или подачи  его с опозданием - отправитель  груза;

2) в случае  потери груза - его получатель  или отправитель при условии  представления коносамента;

3) в случае  недостатка или повреждения груза  - получатель или отправитель  при условии предоставления коносамента,  а также коммерческого акта  или соответствующего документа,  составленного по правилам, которые  существуют в иностранном порту;

4) в случае  просрочки доставки или задержки  выдачи груза - получатель при  условии представления коносамента;

5) в случае  потери или просрочки доставки  багажа - предъявитель багажной квитанции,  а в случае недостатка или  повреждения багажа - предъявитель  коммерческого акта;

6) в случае  перебора провозных платежей - отправитель  или получатель груза при условии  представления коносамента. Если  предъявляются претензии, которые  произошли вследствие морской  перевозки грузов, которое осуществлялось  по морской накладной (накладной), вместо коносамента предъявляется  накладная, а если утрачен груз, который перевозится по накладной-квитанции. Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии и иска, если будет доказано, что в составлении акта было отказано и это условие было обжаловано.

Для предъявления перевозчику груза иска, которое  возникает из морской перевозки  груза, обязательным есть предъявление ему претензии. Претензии предъявляются  перевозчику, который осуществлял  морскую перевозку груза, а если перевозка не была осуществлена, - перевозчику, который согласно с договором  морской перевозки груза должен был осуществить перевозку. Претензии, которые возникают из за перевозки багажа, могут быть заявленные перевозчику или порту отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии[11].

К требованиям, которые возникают из договоров  перевозки пассажиров и багажа, фрахтование  судна без экипажа, фрахтование  судна на определенное время, лизинга  судна, буксирования, предоставления лоцманских услуг, морского страхования, соглашений, заключенных капитаном судна в силу предоставленных ему законом прав, столкновения судов, осуществления спасательных операций, применяется двухлетний срок исковой давности. Этот срок исчисляется:

1) по  требованиям, которые возникают  из договора перевозки пассажиров  и багажа: относительно пассажира  - со дня, когда пассажир оставил  или должен был оставить судно,  а если требование заявлено  в связи с причинением при  перевозке вреда здоровью пассажира, который повлек его смерть, - со дня смерти пассажира, но не больше трех лет со дня, когда пассажир оставил судно; относительно багажа - со дня выдачи багажа или со дня, когда он должен быть выдан;

2) по  требованиям, которые возникают  из договора фрахтования судна  без экипажа, фрахтование судна  на определенное время, лизинга  судна, буксирование, предоставление  лоцманских услуг, морского страхования,  соглашений, заключенных капитаном  в силу предоставленных ему  законом прав (статьи 58, 68, 69 этого  Кодекса), - со дня возникновения  права на иск;

3) по  требованиям относительно возмещения  вреда, причиненного вследствие  столкновения судов, - со дня столкновения  судов;

4) по  требованиям, которые возникают  из проведения спасательных операций, - со дня окончания спасательной  операции. По обратным требованиям,  предусмотренным статьей 302 этого  Кодекса, применяется годовой  срок исковой давности, исчисляемый  со дня уплаты соответствующей  суммы.

 

Заключение

Учитывая  все выше изложенное можно обозначить, что основными задачами Кодекса  торгового мореплавания Украины  является регулирование самого процесса мореплавания и условий труда  на морском транспорте, надзором за безопасностью людей и имущества связанных с торгово-мореходной деятельностью. А так же определяет права и обязанности лиц, предостовляющие и пользующиеся услугами водного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кодекс торгового мореплавания