История развития городского транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:26, практическая работа

Описание работы

Стремительный рост населения городов в второй половине XX века сделал вопрос о работе общественного транспорта насущным и важным во всех странах мира. Решая его, США, страны Европы и СССР шли каждый своим путём, что, впрочем, не мешало им перенимать лучшие разработки друг друга в данной сфере – в той степени, конечно, в какой это позволяло различие их социальных и экономических систем.

Файлы: 1 файл

Городской транспорт.pptx

— 629.63 Кб (Скачать файл)

История развития городского транспорта 

 

Выполнил:

Ст. гр. ТО-4209

Асташов Р.В.

Кошкин  Г.В.

Стремительный рост населения городов в второй половине XX века сделал вопрос о работе общественного  транспорта насущным и важным во всех странах мира. Решая его, США, страны Европы и СССР шли каждый своим  путём, что, впрочем, не мешало им перенимать лучшие разработки друг друга в данной сфере – в той степени, конечно, в какой это позволяло различие их социальных и экономических систем.

  

Россия

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в  конце XIX века. В начале это были гужевые  повозки омнибусы, которые вскоре начала вытеснять конка - прообраз современного трамвая на конской тяге. Постепенно конку начал заменять настоящий  электрифицированный трамвай, который  в начале XX века становится основным витом общественного транспорта в городах России. Параллельно  идут попытки внедрения транспорта с двигателями внутреннего сгорания - автобусов. Их преимущество заключается  в простоте и дешевизне прокладки  новых маршрутов, которые не требовали  ни рельсов, ни линий электропередачи. И хотя до середины XX века трамвай  оставался в России (и СССР) основным городским наземным транспортом, уже  в 1900 году в одном Санкт-Петербурге ездило 90 автобусов. 
После Второй Мировой войны в мире начинает стремительно развиваться новый вид общественного транспорта - троллейбус. Особо это заметно в СССР, где к середине 1960-х годов троллейбус берёт на себя основную пассажирскую нагрузку в крупных городах. К плюсам троллейбуса относят дешевизну его эксплуатации по сравнению с автобусами и независимость от рельсовых путей (в отличие от трамвая). Троллейбусный бум в СССР был настолько силён, что до сих пор Москва обладает крупнейшей сетью маршрутов этого вида транспорта. На данный момент троллейбусными сетями обладают 88 городов России.

 

После распада СССР, общественный транспорт в России начал меняться. На первое место по использованию  вырвался автобус, в городах стала  развиваться система маршрутных такси, бум которых в мире пришёлся на 1970-80-е годы. 
Трамвайные маршруты сохраняются в 70 городах России, однако, во многих из них - в частности, в Москве и Санкт-Петербурге - происходит их медленное сокращение и сворачивание. 

Европа

Долгое  время развитие и рост городов  Европы был наиболее существенным в  мире. Поэтому не удивительно, что  развитие общественного транспорта началось именно здесь. Здесь же, соответственно, были заложены и основы работы всей его системы -начиная с устройства остановок и распределения маршрутов  до разработки регламентации и правил пользования. 
Первыми видами общественного транспорта в Европе были железнодорожные: подземный - метро (появилось в Лондоне в 1863 году) и трамвай (появилось в Берлине в 1881). Достаточно быстро трамвай вышел на лидирующие позиции, где и оставался до 1930-х годов. К этому времени личный автомобиль, автобус и появившийся в городах троллейбус свели свели экономическую выгоду от трамваев на нет. К началу Второй мировой войны европейские трамваи почти были вытеснены с городских дорог.

 

Закат троллейбусов в Европе случился в период 1950-60 годов. В отличие  от СССР, где они стали стремительно расширять свои маршрутные системы, в Европе троллейбусы вытеснялись  автобусами. Именно автобусы после  отказа от трамвайного сообщения  и прекращения троллейбусного бума стали в Европе основным видом  городского общественного транспорта. Что же касается маршрутных такси, то в отношении их было принято множество  регламентирующе-запретительных мер - во многом, из-за проблем с безопасностью.

США

Как и  в Европе, первыми видами общественного  городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и трамвай (1888, Ричмонд). 
Благодаря быстрому и бурному развитию американской автопромышленности частные автомобили довольно рано стали напрямую конкурировать с общественным городским транспортом, тем более, что сама структура американских городов с их развитыми пригородами этому благоприятствовала. В целом можно сказать, что ни трамвай, ни троллейбус не нашли в США широкого распространения и развития. 

 

В 1920-30 годах США пережили бум маршрутных такси, который, однако, быстро закончился из-за жалоб пассажиров. Несмотря на то, что маршрутки ходили чаще и быстрее трамваев, их хаотические  передвижения резко ухудшали транспортную обстановку городов. В ответ на это  многие муниципалитеты и штаты стали  либо запрещать подобную деятельность законодательно, либо подвергать её строгому регламентированию. Среди требований были запреты работать в районах  с высокой интенсивностью поездок  и запрет на пользование трамвайными  остановками. В некоторых местах был введён бесплатный проезд для  работников городских органов, а  скорость движения ограничивалась десятью  милями в час. В результате этих мер  число «маршруток» за один год  сократилось в десять раз, оставшиеся постепенно вытеснялись автобусами и вскоре окончательно исчезли. 
Что касается автобуса, то именно он постепенно стал основным видом городского общественного транспорта в США. 
Впрочем, в ряде американских городов наблюдается возрождение трамвая.

Выводы

Развитие  общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт  на себе основные черты исторического  данных стран и регионов. 
Автомобильная промышленность США сделала городской общественный транспорт в большинстве городов малорентабельным и неудобным для пассажиров. Поэтому он, в основном, сохранился лишь в крупных мегаполисах. На рынке пассажирских городских перевозок в городах США обычно представлено 2-3 крупные компании-перевозчика, каждая из которых представляет собой коммерческого гиганта с филиалами в разных городах штата.  

 

Тарификация поездок  в городском общественном транспорте в США строится на принципах разделения единичных поездок и поездок  по абонементу. Конкурирующие компании нередко договариваются о тарифном взаимодействии, делая прозрачным для  пассажира переход между маршрутами и разными видами транспорта. Важную роль при создании сетки тарифов  в США играют социальные программы. 

Принцип зональной тарификации  широко используется в общественном городском транспорте городов Европы. Кроме того, в тарифах большое  внимание уделяется туристам - для  которых нередко создаются специальные  тарифные предложения, сочетающиеся с  оплатой культурной программы (музеи, выставки, посещение знаковых мест). 
Городской транспорт в городах Европы развит весьма хорошо, нередко насчитывая по 2-4 вида. Обычно в городе присутствует 1-3 коммерческих компании-перевозчика, обслуживающих сразу несколько видов транспорта. Тарификация на разные виды транспорта обычно единая. Большое внимание в Европе уделяется обеспечению пассажиров всей необходимой информацией о маршрутах, а также вопросам безопасности и защиты.

Система общественного транспорта городов России, в целом, заметно  отличается от европейской и американской. Это связано с тем, что её развитие происходило в уникальной - социалистической - системе хозяйствования. 
За последние 20 лет отечественный общественный транспорт сильно изменился. Во-первых, произошло перераспределение транспортной нагрузки между его традиционными видами - автобусом, троллейбусом, трамваем. Во-вторых, на рынке городских перевозок появился и бурно развивается новый игрок - маршрутное такси.  
Эта тенденция, безусловно, носит экономический характер. 

Ситуация видами собственности  и количеством представленных компаний-перевозчиков в России сильно различно в зависимости  от города. Где-то мы можем наблюдать  полную монополию одной компании, контроль над которой принадлежит  городу. В других городах имеется  несколько конкурирующих между  собой компаний, эксплуатирующих  один или несколько видов общественного  городского транспорта. Такое многообразие говорит нам о том, что система  отношений только начинает складываться. Думается, что постепенно она будет  сформирована на принципах, схожих с  европейскими.

Система оплаты проезда в  нашей стране - одна из самых простых  и наименее гибких. В основе её лежит  принцип разделения единичных поездок  и поездок по абонементу с учётом возможностей и потребностей различных  социальных групп. Думается, что с  
Приходом на рынок большего числа коммерческих компаний, тарифная система будет перестраиваться и становиться более гибкой. 


Информация о работе История развития городского транспорта