История и развитие автомобильного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:27, реферат

Описание работы

История автомобильного рынка начинается с изобретением первого автомобиля и зарождением автомобилестроения в Германии в XIX веке. Задолго до этого были изобретены самодвижущиеся экипажи на паровых и двигателях внутреннего сгорания, однако реализация подобных автомобилей была незначительной. Только в конце XIX века Карл Бенц предложил покупателю готовое к эксплуатации транспортное средство, а Готлиб Даймлер запустил в производство функциональный автомобильный двигатель.

Файлы: 1 файл

Копия Доклад торговля.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

                        История и развитие автомобильного рынка

История автомобильного рынка начинается с изобретением первого автомобиля и зарождением автомобилестроения в Германии в XIX веке. Задолго до этого были изобретены самодвижущиеся экипажи на паровых и двигателях внутреннего сгорания, однако реализация подобных автомобилей была незначительной. Только в конце XIX века Карл Бенц предложил покупателю готовое к эксплуатации транспортное средство, а Готлиб Даймлер запустил в производство функциональный автомобильный двигатель.

Первым в мире автомобилем, запущенным в производство в 1886 году стал трёхколёсный автомобиль К. Бенца, сконструированный им в 1885 году. Он имел следующие технические характеристики:

    • объём двигателя — 1,7 л., который располагался горизонтально (сконструированный К. Бенцом в 1885 году автомобиль имел двигатель объемом 985 куб.см., чего было недостаточно для покупателей);
    • мощность двигателя — 0,75 л.с.;
    • электрическое зажигание;
    • двухступенчатую коробку передач.

Автомобили «Daimler», разработанные совместно Г. Даймлером и Вильгельмом Майбахом, были запущены в производство в 1895 году. Благодаря некоторым техническим решениям (например: низко расположенная легкая рама), автомобили «Daimler» были более надёжными, безопасными и легкими в управлении. Примерно с 1890 года начало развиваться автомобильное производство во Франции. Наиболее известной французской фирмой того периода была «Panhard et Levassor». Первым самостоятельно разработанным и поставленным на производство в Англии стал автомобиль марки «Lanchester» в 1900 году. Таким образом, мировой автомобильный рынок зародился и начал развиваться в Европе.

 

На первых этапах развития автомобильного рынка покупателям нередко приходилось покупать двигатель и шасси у одного производителя, а кузов у другого, так как многие фирмы специализировались на чем-то одном. При этом, в большинстве случаев, не возможно было купить готовый товар: все производилось «под заказ». Это было связано с преобладанием в отрасли кустарного производства. Первые автомобили были рассчитаны только на двоих пассажиров. С возрастанием спроса и увеличением конкуренции, производители стали прислушиваться к требованиям потребителей: появились автомобили на четыре пассажира.

Во времена формирования автомобильного рынка не существовало автомобильных брендов в современном их понимании. Каждая мастерская могла изготавливать автомобиль под своим именем. Для того, чтобы выделить свою продукцию среди многочисленных конкурентов, автопроизводители стремились участвовать в спортивных гонках, что является проявлением маркетинговой стратегии. В настоящее время этим приёмом пользуются только производители спорткаров.

Первые автомобили были весьма дорогими, что ограничивало круг потребителей. В дальнейшем автомобиль из предмета роскоши превратился в предмет потребления. Особенно стремительно это происходило в США, где был самый ёмкий автомобильный рынок в мире. Первый американский доступный автомобиль был произведен компанией «Oldsmobile» в 1901 году и назывался «American Curved Dash».

Новый этап развития автомобильного рынка начался с внедрения в автомобильной промышленности массового способа производства с использованием конвейера. Автомобилем, ознаменовавшим начало новой эпохи, стал «Ford Model Т» в 1908 году, сконструированный Генри Фордом. Это был недорогой (более че на треть дешевле конкурентов) и надежный автомобиль, способный проехать даже по сельским дорогам (дорожная система США в то время была слаборазвита). После нескольких лет производства «Ford Model Т», в 1913 году на предприятии был введен метод стандартизации и взаимозаменяемости частей автомобиля, а также конвейерная технология сборки. К 1923 году каждый второй автомобиль в США (50 % рынка) носил марку «Ford».

Третий этап развития автомобильного рынка связан с внедрением системы «бережливого» производства (lean production). Впервые этот способ производства автомобилей был применен компанией "Toyota Motor Corporation" в конце 40-х годов XX в. «Бережливое» производство позволяет достигнуть более выгодного соотношения цена/качество в условиях дефицита ресурсов и падения спроса. Также это позволило сократить сроки поставки товара и ускорить внедрение технических инноваций. Применение «бережливого» производства позволило автопроизводителям из Японии, в особенности "Toyota", достаточно быстро завоевать большую долю рынка, потеснив прежних лидеров, таких как GM. Критерии конкурентоспособности с этого момента подверглись изменению. Потребители увидели, что качественный автомобиль не обязательно должен быть дорогим.

С развитием компьютерных технологий возрастает влияние Интернета на развитие автомобильного рынка. Многие люди пользуются Интернетом для купли-продажи подержанных автомобилей. Торговля новыми автомобилями через Интернет пока незначительна даже в развитых странах.

С началом мирового экономического кризиса в 2008 году мировой автомобильный рынок пошел на спад. Объемы продаж уменьшились практически на всех рынках. Наименьшие потери понес рынок Китая. В настоящее время мировой рынок постепенно растает, приближаясь к докризисным результатам. Немаловажную роль в этом исполнили программы утилизации старых автомобилей, внедренные в большинстве развитых стран в период спада.

В последние годы на развитие автомобильного рынка возрастает влияние технологических инноваций в разработке силовых агрегатов автомобилей. В силу подорожания автомобильного топлива и загрязнения окружающей среды, потребители стремятся приобретать более экономичные автомобили. Свою роль в этом играют и правительства, устанавливая все более жесткие экологические нормы на выброс вредных веществ автомобилями. Возрастает, особенно в развитых странах Европы, количество автомобилей сдизельными двигателями. Несколько компаний уже продают на рынке автомобили с гибридными топливно-электрическими двигателями. Среди них: Toyota, Lexus, VW, Honda. Появляются автомобили исключительно на электрической тяге, подзаряжаемые от электрической розетки. Разрабатываются автомобили на водородных топливных элементах. Большим минусом автомобилей на альтернативных источниках энергии является их высокая цена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИРОВОЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ

В настоящее время мировой рынок легковых автомобилей отличается неоднородностью и развивается непропорционально. В 2012 году крупнейшие автомобильные рынки мира продемонстрировали различные тенденции – в США спрос на автомобили приблизился к докризисному уровню, Китай сумел сохранить звание крупнейшего авторынка мира, продажи в Европе обвалились на фоне финансового кризиса, а российский авторынок продолжил рост (табл. 1). 
Таблица 1 – Результаты продаж легковых автомобилей на ведущих мировых рынках.

№пп

Национальный рынок

Объем реализа-

ции автомобилей

в 2012 г., млн. шт.

Прирост объемов

реализации авто-

мобилей на рын-

ке, %

1

США

14,5

+13

2

Франция

1,9

-14

3

Испания

0,7

-13

4

Великобритания

2,04

+5,3

5

Германия

3,1

-2,9

6

Италия

1,4

-19,9

7

Япония

3,39

+26

8

Россия

2,76

+10

9

Китай

14,68

+6,8


 

 

Авторынок Китая начал резко расти в 2009 году, когда увеличение спроса на китайские машины составило 59,1% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. С тех пор китайский авторынок продолжает стабильно расти, не смотря на то, что темпы его роста существенно замедлились. 
Лидерами роста авторынка Китая в 2012году (без учета местных марок) стали преимущественно люксовые европейские бренды – BMW, Audi, а также Jaguar и Land Rover. Спрос на автомобили BMW (326 тыс. машин) и Audi (405,8 тыс. машин) вырос за год на 30 – 40%, а для Jaguar и Land Rover Китай стал крупнейшим рынком сбыта: спрос на эти машины увели- чился на 70% (73,3 тыс. машин в сумме для обеих марок). 
Кроме того, заметно вырос спрос на автомобили американских компаний Ford и General Motors (2,85 млн), но не столь заметно, как у европейских люксовых марок. Рост составил 21% и 14,7% соответственно. 
В январе-феврале 2013 года продажи легковых автомобилей в Китае выросли самыми быстрыми темпами с 2010 года, несмотря на ослабление макроэкономических показателей в стране. Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), продажи автомобилей дилерским центрам в первые два месяца 2013 года подскочили на 20% – до 2,84 млн. единиц с 2,37 млн. за аналогичный период 2012 года. Как прогнозирует CAAM, за 2013 год в целом продажи автомобилей на китайском авторынке увеличатся на 7% и впервые превысят 20 млн., чему будет способствовать восстановление экономического роста и продолжающийся отток населения в города. В прошлом 2012 году году наблюдался подъем на 4,3%, в 2011 году – на 2,5%. 
Наиболее продаваемым седаном в Китае в 2012 году явился автомобиль Volkswagen Lavida. Первое место среди внедорожников заняла модель Haval производства китайской Great Wall Motor Co.

Продажи автомобилей в Китае, по мнению экспертов, будет увеличиваться вместе с растущей экономикой, но местные автопроизводители столкнутся с более заметными трудностями в своей борьбе за удержание и увеличение доли на рынке. Конкуренция на китайском авторынке будет усиливаться, поскольку иностранные производители будут наращивать меры, направленные на увеличение своей доли. В частности, в наступившем году немецкий автоконцерн Volkswagen и американский General Motors будут соперничать за лидерство среди зарубежных автопроизводителей, улучшая свои позиции за счет снижения спроса на автомобили японских марок. Volkswagen в 2013 году может реализовать в Китае 2,7 млн. автомобилей, а GM – 2,65 млн. машин. 
Положительная динамика роста наметилась на автомобильном рынке США. В США в 2012 году было продано 14,5 млн. машин, что на 13% больше, чем годом ранее. Для местного авторынка 2012 год стал лучшим за последние пять лет и ознаменовал возвращение к докризисным показателям (в 2007 году в США купили 16,1 млн. машин).

Эксперты считают, что расширению авторынка США поспособствовало укрепление экономики страны, а также рост уверенности американцев в завтрашнем дне – многие автовладельцы, державшиеся за свои старые машины во время рецессии, наконец решили сменить свои автомобили. У людей появилась уверенность в перспективах собственного трудоустройства, а банки и другие кредиторы стали более открытыми – эти факторы повлияли на возвращение клиентов на рынок. 
Лидерами роста в США в 2012 году стали компании Volkswagen за счет модели Passat, а также Chrysler, чьи автомобили Dodge Caravan и Jeep Grand Cherokee помогли компании достичь высоких результатов. Более того, Volkswagen смог превысить установленный ранее план продаж в 500 тыс. машин в США: по данным за ноябрь, компания уже продала в Соединенных Штатах 577 тыс. автомобилей. 
Продажи японских компаний Toyota, Honda и Subaru выросли в США в 2012 году на 24–28%, эффективно компенсировав, таким образом, низкие показатели 2011 года, связанные с землетрясением в Японии. Из-за при- родного катаклизма поставки машин ключевых японских автопроизводи- телей на крупнейшие рынки были сорваны. 
Кроме того, американские потребители продемонстрировали значи- тельный интерес к автомобилям с альтернативными силовыми установка- ми. По данным компании Mintel, продажи гибридов и электрокаров вырос- ли на 73% в 2012 году в США, достигнув показателя в 440 тыс. машин.

Помимо этого американские производители первыми отреагировали на еще одну важную тенденцию мирового автомобильного рынка – массовое увлечение потребителей автомобильной продукции эко ориентированными системами. Переход автомобильной индустрии на более безопасные (для окружающей среды) механизмы – вынужденная мера, продиктованная пересмотром европейских стандартов. Вынужденные адаптировать соб- ственные автомобили под международные требования, первыми занялись выпуском экономичных эко ориентированных установок в американской компании Форд (системы ЭкоБуст). 
Не смотря на то, что по мнению аналитиков рынка экономическая не- определенность внутри США и побочный эффект от замедления ведущих экономик за рубежом будут замедлять темпы экономического роста, вклю- чая показатели продаж автомобилей, тем не менее в данном секторе про- должается рост. Так, по итогам февраля 2013 года американский авторы- нок вырос на 4% и составил 1,2 млн. легковых автомобилей и внедорожни- ков. Наибольший рост реализации по итогам первых двух месяцев 2013 года показали Volkswagen, Ford и General Motors. 
Очищенный от сезонности годовой уровень продаж, рассчитанный из результатов февраля 2013 года, составил 15,4 млн. автомобилей, что чуть выше по сравнению с январем (15,3 млн. машин). По итогам двух месяцев 2013 года американский авторынок вырос на 8% до более чем 2,2 млн. ма- шин. 
Рынок Японии в 2012 году увеличился на 26% и достиг отметки в 3,39 млн. проданных машин. Кроме того в 2012 году японцы купили 1,98 млн. мини-каров – микролитражных автомобилей с двигателями объемом до 660 куб. см., набирающих популярность в последнее время, как наиболее экономичный вид легкового транспорта [8]. Данный результат стал первым показателем роста за два года. Причиной тому стали государственные суб- сидии, нацеленные на популяризацию экологически чистых автомобилей. Государственная поддержка способствовала стабилизации ситуации в японском автопроме и началу нового роста авторынка после падения в марте 2011 года в результате сильнейшего землетрясения, которое нанесло существенный урон японским производителям автомобилей и автокомпо- нентов, а также дилерам и потребителям, что на целый год парализовало рынок. К настоящему моменту государственная программа субсидирова- ния экологически чистых автомобилей свернута, однако, за время реализа- ции ею успели воспользоваться множество японцев, что прямо отразилось на развитии авторынка. Тем не менее, не смотря на общий за год прирост, в последние четыре месяца 2012 года продажи автомобилей в Японии со- кращались – наиболее заметное падение составило 9% и было зафиксиро- вано в октябре. По данным Японской ассоциации автодилеров (JADA) [9], продажи легковых автомобилей в Стране восходящего солнца по итогам февраля 2013 года снизились на 13,3% до 261585 единиц, без учета мини- каров. В связи с завершением госпрограммы по субсидированию покупки экологически чистых автомобилей, а также ожидаемым увеличением раз- личных налогов и удорожанием страховых полисов в JADA прогнозируют падение японского авторынка в 2013 году на 13% к показателям прошлого года (3 млн. 14 тысяч машин).

Общая социально-экономическая обстановка в Европе не могла не сказаться на состоянии европейского автомобильного рынка. В настоящее время авторынок Европы пребывает в условиях жесткого кризиса – в ряде европейских стран в 2012 году продажи автомобилей упали до минималь- ных отметок. В декабре 2012 года в ЕС было зафиксировано самое резкое снижение продаж новых автомобилей с 2008 года – на 16,3%. Годовой по- казатель уменьшился на 8,2%, до 12 млн. штук. Это худший результат с 1995 года и самое сильное падение продаж с 1993 года. На основных авто-мобильных рынках ЕС, кроме Великобритании, в декабре 2012 года отмечено падение продаж: в Германии – на 16%, во Франции – на 15%, в Италии – на 22,5%, в Испании – на 23%. 
В Германии, в целом по результатам за 2012 год продажи сократились на 2,9%, до 3,1млн. штук. По мнению авторитетных аналитиков, убытки автопроизводителей массового сегмента в прошлом году в Европе составили около 5 млрд. евро. А по мнению экспертов, опрошенных изданием Automotive News Europe, «реальный спад продаж гораздо хуже, чем от-раженный в статистике, так как цифры продаж по итогам года были искус- ственно раздуты в результате регистраций автомобилей дилерами и самими автопроизводителями, что особенно касается немецкого рынка».

Ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA) прогнози- рует еще большее снижение продаж на автомобильном рынке к концу 2013 года, которое может произойти, даже несмотря на общий макроэкономиче-ский рост. 
На фоне ухудшения общей ситуации по Европе (обвал авторынков в Италии, Франции, Испании) авторынок Великобритании в 2012 году достиг максимума за четыре года – 2 млн. проданных автомобилей, что на 5,3% больше, чем результаты 2011 года. Результат превзошел ожидания аналитиков на 6,5%, но все равно оказался ниже докризисного показатели в 2,4 млн. проданных машин, зафиксированного в Великобритании в 2007 году. Таким образом, к концу 2012 года британский авторынок стал в ЕС вторым по объемам реализации автомобилей после Германии, оттеснив Францию на третье место. Однако в начале 2013 года продажи в Велико- британии постигла такая же участь, как и другие европейские страны. 
В феврале 2013 года пессимистичные прогнозы аналитиков автомобильного рынка стали находить свое подтверждение – продолжили падение четыре из пяти крупнейших авторынков Европы. Наибольший спад объемов реализации автомобилей отмечен в Италии – 17 %. Продажи ма- шин в Германии упали на 11 % (и на 8,6 в январе). Испанский авторынок просел на 9,8 %. Продажи в Великобритании сократились на 7,9 %.

Падение продаж на европейском авторынке в январе 2013 года соста- вило 8,5 %. В феврале 2013 года в регионе было реализовано 829 359 но- вых машин, что на 10,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам первых двух месяцев текущего года в регионе было реали- зовано 1,75 млн. машин, что на 9,3 % меньше, чем в 2011 году. 
Больше всего пострадали General Motors Co. (–20 %), Fiat SpA (–16 %) и PSA Peugeot Citroen (–13 %), зафиксировав наибольшее снижение евро- пейских продаж в феврале. Однако нынешняя ситуация сказалась и на ре- зультатах традиционно благополучных немецких концернов. В частности, Volkswagen потерял 7,2 % в феврале. Его дочерний бренд Skoda – 12 %. Продажи непосредственно автомобилей марки Volkswagen сократились на 9,9 %, Audi – на 3,8 %. BMW потерял в продажах 2,8 % в феврале и 6,4 % в январе (по сравнению с показателями за аналогичные месяцы прошлого года). Результат Daimler сократился на 1,7 % в феврале и 3,7 % в январе. Многие европейские марки столкнулись с необходимостью закрытия своих заводов в Европе. К такой мере пришлось прибегнуть компаниям Opel, Ford, Peugeot, Citroen. Суммарное количество сокращенных из-за ликвидации заводов рабочих мест составит около 18 тысяч.

Информация о работе История и развитие автомобильного рынка