Информационные технологии на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Эффективность управления транспортной логистикой в значительной мере зависит от эффективности информационного обеспечения системы (информационная логистика).
Транспортная логистика (ТЛ) определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;
контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;
предоставление соответствующей информации грузовладельцам [8, c. 38].

Файлы: 1 файл

совр. информационные технологий в транспортной логистике.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Необходимость использования Ит в транспортной логистике

Эффективность управления транспортной логистикой в значительной мере зависит от эффективности информационного  обеспечения системы (информационная логистика).

Транспортная логистика (ТЛ) определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

  • процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;
  • контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;
  • предоставление соответствующей информации грузовладельцам [8, c. 38].

Автотранспортные предприятия, в особенности те, которые связаны с международными перевозками, одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Это обусловлено все возрастающим объемом подлежащих обработке данных. Обычными, традиционными способами уже не удается из этого потока извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Стало очевидным то, что без широкого использования информационных технологий и персональных компьютеров эффективная деятельность транспортных компаний уже невозможна.

Трудно представить  формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка ТУ.

Сегодня практически  невозможно обеспечить требуемое потребителями  качество обслуживания и эффективность транспортных операций без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений.

Все более важным становится обеспечение непрерывности управляемых  процессов в узловых точках, где осуществляется прохождение грузов между сетями различных транспортных агентов и тем самым там, где осуществляется прохождение информации между различными сетями.

Информационные  технологии в логистике несут  две полезные функции. Во-первых, с  их помощью ускоряется процесс получения заказов, доставки грузов, управления автопарком. Чем быстрее все это происходит, тем меньше длительность цикла выполнения работ с точки зрения заказчика, меньше бумажной работы и ошибок, а значит, и затрат. Если фирма может быстро отвечать на запросы заказчиков, она уменьшает для себя неопределенность в отношении колебаний спроса и сроков выполнения заказов, и таким образом избавляется от необходимости лишних страхующих запасов. Во-вторых, информационные технологии плодотворно сказываются на планировании и оценке альтернатив. Для этого можно использовать системы поддержки принятия решений (СППР), способные повысить скорость, точность и полноту логистических решений.

Обеспечение качества и доступности необходимой информации для специалистов, возможность её удобного представления и использования для решения различных производственных задач имеют сегодня главенствующий приоритет.

Основная проблема, с которой сегодня сталкивается система управления транспортными, грузовыми, складскими и аналогичными потоками, заключается в значительном увеличении количества людей участвующих в сборе, обработке и передачи данных. Но, так как у каждого в этой группе свои интересы, часто несовпадающие между собой, то возникают противоречия. Решением которых является организация соответствующей информационной технологии для обмена данными между участниками управления транспортным потоком вполне приемлемо.

Информационная система, отражающая ситуации в транспортном потоке должна быть, прежде всего, динамичной и предоставлять данные и их обработку в соответствии с виденьем управленцев, отсюда, требования к информационным технологиям с точки зрения логистики должны быть следующими:

  • анализировать ситуацию и поведение взаимодействующих элементов системы в реальном масштабе времени;
  • в динамическом режиме обеспечивать мониторинг и диагностику управленческих процессов;
  • моделировать реальные действия и события;
  • прогнозировать и предупреждать критические ситуации [10].

Глава 2 Современные ИТ, применяемые в транспортной логистике

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений. Реализация большинства логистических концепций была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения [8].

В настоящее время  между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов  информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для нее характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта [13].

Электронный обмен данными — процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, которые непосредственно организуют взаимодействие между компьютерами различных компаний. Чтобы реализовать эти возможности, компании заключают стандартные протоколы обмена и заключают между собой договора.

Для обеспечения электронного обмена данными в ТЛ используются следующие информационные системы:

  1. Система Gon-rand. Одной из задач информационной системы Gon-rand является сбор информации о наличии груза. Информация о грузах поступает в систему непрерывно. Система позволяет группировать грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправлении, наименовании грузополучателя.
  2. СТС(современнные технологические системы)предоставляет для экспедиторов информацию о наличии грузов, типах автомобилей, маршрутах наиболее рационального движения, адреса транспортных фирм, имеющих в наличии свободный подвижной состав, и т.п. Для перевозчиков система предоставляет следующую информацию: возможность загрузки грузом, адрес отправителя, место и время загрузки, время прибытия с грузом, адрес получателя и т.п.
  3. Система Espace Cat сообщает пользователю параметры перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного средства, представляя эти данные в виде трехмерных графиков. Система вычисляет параметры оптимальной упаковки. Обладая модульной структурой, она достаточно легко приспосабливается к требованиям пользователей.

Создание интегрированных  систем для поддержки принятия решений при управлении распределением товаров является актуальной проблемой. Такие интегрированные системы включают базы и банки данных, банки моделей, систему информационной поддержки и позволяют проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений.

  • Система ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) является интегрированной информационной системой, обслуживающей логистический канал. Время доставки сообщений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолжительностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания, а обработка сообщений производится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban, "точно в срок" и др. .

2.2. Мониторинг грузопотоков и транспорта – системы слежения

Наибольшее распространение  из информационных технологий получили различные системы слежения, связи и диспетчеризации транспорта в ЦП на базе спутниковых систем навигации и связи. Они обеспечивают надежную и удобную двустороннюю связь между отдельными структурными звеньями — центром управления и распределительными центрами, стационарными пунктами и подвижным составом.

На сегодняшний день существует довольно большое количество различных систем мониторинга товарно-транспортных потоков. В табл.2 указаны самые распространенные из них.

Системы мониторинга  товарно-транспортных потоков

Система

Возможности

PC VTRAK

Работа с растровыми (сканированными) картами;

отображение в реальном времени одного или нескольких транспортных средств в виде условного значка на карте;

слежение за выбранным транспортным средством;

нанесение на карту отдельных точечных объектов, линий и путевых точек;

сигнализация отклонения от маршрута;

возможность получения координат с транспортного средства в режиме разделения времени или по запросу;

возможность подключения практически к любой радиостанции

GPS/AVL SUBSYSTEM

Работа с векторными и растровыми картами; отображение различных информационных слоев (дороги, кварталы, дома и т.д.);

перевод почтового адреса в точку на карте, а также отображение адреса заданной точки; отображение в реальном времени группы транспортных средств в виде условных значков в одном или нескольких картографических окнах на экране компьютера;

слежение за выбранной группой транспортных средств;

отображение географических координат, курса, скорости, почтового адреса транспортного средства;

двусторонний обмен текстовыми сообщениями между диспетчером и водителем;

возможность подключения к системе различных прикладных программ, созданных пользователем;

сигнализация о прекращении передачи информации с транспортного средства

BLACK BOX

Двусторонняя передача данных (в том числе и через спутник);

планирование маршрута;

учет работы водителя;

обмен информацией и документами с таможней;

распознавание местоположения АТС;

связь с банками данных

CIT

Определение местоположения с точностью до 10м;

речевое оповещение об опасностях, ограничениях и пр.;

клавиатурный ввод маршрута;

поддержка и пополнение БД маршрутов

LOGIQ DISPATCH

Оперативная связь с транспортным средством;

контроль местоположения транспортного средства на электронной карте;

контроль состояния автомобиля и груза по данным с разнообразных датчиков на транспортном средстве

EUTELTRACS

Регулярное автоматическое определение местоположения всех транспортных средств;

автоматическое получение и хранение информации даже в отсутствие диспетчера;

возможность связи с автотранспортным средством;

возможность текстовой связи;

дистанционный контроль параметров автомобиля и груза;

сигнал тревоги в чрезвычайной ситуации


2.3. Мониторинг продукции  – радиочастотная идентификация,  штриховое кодирование

Технология радиочастотной идентификации (РЧИ или RFID – Radio Frequency Identification) основывается на использовании  небольших по размеру и невысоких по стоимости радиоответчиков, называемых радиометками или метками (транспондерами). Эта технология начала развиваться около десяти лет назад и на сегодняшний день рассматривается Европейским союзом в качестве ключевой технологии в таких областях как транспортные перевозки, производство и распределение.

Ситуация меняется очень  быстро, и РЧИ становится все более  экономически привлекательной технологией  не только для идентификации, но и  для передачи данных.

Применение технологии РЧИ ведет к улучшению учета, управления и безопасности ресурсов, снижению издержек, повышению производительности, снижению потерь времени и более эффективному использованию оборудования и персонала. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что радиочастотная идентификация становится самым быстрорастущим сегментом рынка систем автоматической идентификации.

Автоматическая  идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей  частью с помощью нанесения и  считывания информации, закодированной в штрих-коде. Штрих-коды позволяют быстро, просто, и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле. Этикетки со штрих-кодами очень легко приклеиваются практически к любой поверхности.

Появление систем автоматической идентификации значительно  увеличило скорость, эффективность  и точность обработки и сбора  информации.

Штрих-коды помогают отслеживать  движения грузов и в режиме реального времени и благодаря этому позволяют экономить время, оперативно отвечать на запросы и реагировать на любые изменения.

С помощью штрих-кодов  сбор и запись информации становятся более быстрыми и точными процессами, что и позволяет снижать цены, сводить к нулю вероятность ошибок, а также упрощать все процессы товарооборота.

 


Информация о работе Информационные технологии на транспорте