Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Договор перевозки: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный. Он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя. Договор перевозки заключается в письменной форме. Письменной формой договора перевозки являются: транспортная накладная (товарно-транспортная накладная — на автомобильном), а также чартер (при перевозках груза морем в международном сообщении). В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, стоимость перевозки.

Содержание работы

1.Понятие, виды, предмет, содержание и формы договора перевозки груза 2
2.Перевозка опасных грузов и особенности заключения договоров на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом 5
3.Обеспечение исполнения обязательств по договору перевозки автомобильным транспортом, обеспечение сохранности грузов и ответственность за причинение вреда грузу, форс-мажорные обстоятельства 8
4.Особенности правоотношений при перевозке грузов автомобильным транспортом в смешанном сообщении 11
5.Узловые соглашения 14
Нормативно-правовая база 17
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

Для осуществления перевозок  грузоотправитель на основании заключенного договора представляет в автотранспортную организацию заявку в общеустановленные  сроки. В левом верхнем углу заявки ставится надпись красным цветом "Опасный груз".

В сроки, установленные договором, грузоотправитель предъявляет к  перевозке опасные грузы, а автотранспортная организация принимает его в  обусловленных объемах.

Товарно-транспортная накладная  оформляется как грузоотправителем  и грузополучателем, так и представителем автотранспортной организации с  обязательным наличием подписей всех заинтересованных сторон. Отметки в  путевом листе делает работник ГИБДД в случае нарушений водителем Правил дорожного движения или Правил перевозок опасных грузов.

Договор перевозки опасных  грузов является основанием для оплаты перевозок, а также осуществления  расчетов за выполнение дополнительных услуг, определяемых спецификой перевозки  конкретного вида опасного груза.

3. Обеспечение исполнения  обязательств по договору перевозки  автомобильным транспортом, обеспечение  сохранности грузов и ответственность  за причинение вреда грузу,  форс-мажорные обстоятельства

 

Исполнение обязательства  по подаче транспортных средств и  предъявлению груза к перевозке  предполагает совершение его сторонами (грузоотправителем и перевозчиком) определенных действий с соблюдением  требований, предъявляемых транспортным законодательством.

Гражданский кодекс РФ в  отношении ответственности за нарушение  любых обязательств устанавливает  общее правило, заключающееся в  том, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением  или ненадлежащим исполнением обязательств (ст. 393 ГК РФ). Размер убытков в общем  случае определяется в соответствии со ст. 15 ГК РФ как совокупность реального  ущерба и упущенной выгоды.

В то же время гражданское  законодательство допускает возможность  применения ограниченной ответственности, однако только в тех случаях, когда  это прямо предусмотрено законом  или договором (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 400 ГК РФ).

Для единого применения нормы  рабочего времени, стороны используют следующий порядок: время работы менее получаса рассчитывается за полчаса, а более получаса - за полный час. 

В целях обеспечения исполнения обязательств по договору Исполнитель  вправе требовать от Заказчика внести авансовый платёж, сумма, которого определяется по соглашению сторон.

Перевозчик обязан в установленный (согласованный) срок подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, и в достаточном количестве.

Ответственность при осуществлении  перевозки грузов может возникать  в связи с нарушением различных  условий договора, однако наиболее часто встречающимися на практике являются ситуации применения ответственности  в связи с нарушением сроков доставки груза или не сохранностью груза, под которой понимается утрата, недостача  или повреждение (порча) груза.

Ответственность за нарушение  сроков доставки в Гражданском кодексе  РФ отсутствуют нормы, регулирующие ответственность за нарушение сроков доставки грузов. Такая ответственность, но только для междугородных перевозок, предусмотрена УАТ РФ от 8 ноября 2007 г. В соответствии со ст.34 п.11 главы 6 за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза.

За просрочку платежа  сверх срока Заказчик оплачивает Исполнителю пеню1 в размере 0,5 % от суммы платежа за каждый день просрочки.

Исполнитель вправе приостановить  оказание услуг без предварительного уведомления, если Заказчик неоднократно нарушал срок и порядок оплаты, а также при наличии задолженности  за ранее оказанные услуги.       

Исполнитель вправе в одностороннем  порядке изменить стоимость услуг, в случае повышения стоимости  ГСМ2. При этом, Исполнитель в течение 3-х дней с момента изменения отпускной цены, обязан уведомить Заказчика об увеличении стоимости услуг. Изменение стоимости услуг оформляется дополнительным соглашением к договору.

Перевозчик наряду с возмещением  ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых  груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, провозную  плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

Ответственность за несохранность груза возлагается на перевозчика с момента принятия груза к перевозке и до выдачи его грузополучателю, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательств, при наступлении форс-мажорных обстоятельств, возникших помимо воли сторон, которые  нельзя было предвидеть, включая военные  конфликты на территории действия договора, гражданские волнения, эпидемии, стихийные  бедствия. В частности, к обстоятельствам, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, относятся случаи несохранности груза в следствие: а) вины грузоотправителя (грузополучателя); б) особых естественных свойств перевозимого груза; в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму. Перечень таких обстоятельств приведен в ст.34 гл.6 УАТ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ п.7.

Сторона, для которой форс-мажорные обстоятельства, повлекли невозможность  исполнения обязательств, обязана письменно  уведомить другую сторону об их наступлении. При отсутствии такого извещения, сторона  впоследствии лишается права ссылаться  на наличие таких обстоятельств.

Срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия форс-мажорных обстоятельств.

4. Особенности правоотношений  при перевозке грузов автомобильным  транспортом в смешанном сообщении

 

Под перевозкой груза в  прямом смешанном сообщении понимается такая перевозка, которая осуществляется по единому транспортному документу  различными транспортными организациями  разных видов транспорта.

Основная особенность  правоотношений, связанных с перевозками  грузов в прямом смешанном сообщении, выделяющая их в относительно самостоятельную  отдельную область правового  регулирования, состоит в том, что  в процессе перемещения грузов и  доставки их в пункт назначения для  выдачи грузополучателям участвует  несколько перевозчиков (не менее  двух), принадлежащих к различным  видам транспорта. Данное обстоятельство предполагает во всех случаях перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих  в прямом смешанном сообщении, с  одного вида транспорта на другой.

Перевозка в прямом смешанном  сообщении производится по единому  транспортному документу, составленному  на весь путь следования.

«Договор смешанной перевозки» означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется  осуществить или обеспечить осуществление  международной смешанной перевозки.

Автомобильный транспорт  осуществляет перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - железнодорожным, морским, речным и воздушным, организуя  систему прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других сообщений.

Грузы в прямом смешанном  сообщении принимаются к перевозке  по плану, утверждаемому в установленном  порядке.

При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении и водно-автомобильном сообщении предусматривается, что сдающая сторона обязана заблаговременно (время устанавливается узловым соглашением), до наступления отчетных суток, уведомить принимающую сторону о количестве груза, подготовленного к передаче в предстоящие сутки.

Таким образом, при исполнении обязательств по перевалке грузов в  прямом смешанном сообщении применяется  заявка-уведомление, предусматривающая  передачу определенного количества груза в течение предстоящих  суток.

Что касается традиционного  договора перевозки груза, заключаемого грузоотправителем с перевозчиком, в качестве которого выступает первая транспортная организация, принимающая  груз к перевозке, то и здесь имеется  определенная специфика. Такой договор отличается особым содержанием, например, в части условий договора: о сроке доставки груза, который увеличивается на время, необходимое для перевалки перевозимого груза с одного транспорта на другой; об обеспечении сохранности груза с учетом того, что эта обязанность распределяется среди всех транспортных организаций, участвующих в процессе перевозки; об уплате провозной платы и всех причитающихся транспортным организациям платежей. Особым образом регулируется ответственность транспортных организаций, принимающих участие в транспортировке груза.

Сроки доставки грузов определяются по совокупности сроков доставки их автомобильным  и другими видами транспорта и  исчисляются на основании действующих  на этих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов.

Расчеты между автотранспортными  предприятиями или организациями, железными дорогами и пароходствами  по перевозкам грузов в прямом смешанном  сообщении осуществляются:

    по платежам  и сборам, включенным в перевозочные  документы, - в безакцептном порядке;

    по всем другим  сборам и штрафам - в акцептном  порядке по счетам на общих  основаниях.

За невыполнение плана  перевалки грузов автотранспортные предприятия и организации несут  материальную ответственность.

    Автотранспортные  предприятия и организации несут  ответственность за невыполнение  суточной нормы вывоза грузов  и предъявления их к перевалке. 

    Автотранспортные  предприятия и организации, железные  дороги и предприятия других  видов транспорта освобождаются  от ответственности за невыполнение  в отдельные дни среднесуточной  нормы перевалки грузов:

    а) при соответствующем  перевыполнении нормы перевалки  в предыдущие дни месяца в  результате сгущения перевалки; 

    б) при восполнении  в течение первой или соответственно  второй половины месяца недогрузов  или неподачи вагонов по плану  перевалки, допущенных в отдельные  дни данной половины месяца.

Ответственность за сохранность  груза до момента фактической  передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном автомобильно-железнодорожном  сообщении взыскивается в следующем  порядке:

    а) по отправкам  с автотранспортных предприятий  и организаций: в пункте отправления  - за протяжение всего автомобильного  пути и в пункте назначения - за протяжение железнодорожного  пути;

    б) по отправкам  с железной дороги: на станции  отправления - за протяжение железнодорожного  пути всех железных дорог, участвующих  в перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего автомобильного  пути.

    Причитающиеся  автотранспортному предприятию  или организации провозная плата  и другие сборы в перевозочные  документы не включаются и  взыскиваются с грузоотправителя  или грузополучателя непосредственно  по счетам автотранспортных предприятий  и организаций. 

    Сборы за перевозку  перевалочных грузов автомобильным  транспортом из порта (с пристани) на станцию или обратно включаются  станцией в сумму платежей, причитающуюся  железной дороге, а расчеты с  автотранспортным предприятием  или организацией за эти перевозки  производятся железной дорогой. 

    Плата за перевозку  грузов в прямом смешанном  автомобильно-водном, автомобильно-воздушном  и автомобильно-водно-воздушном  сообщениях взыскивается в порядке, определяемом правилами перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

5. Узловые соглашения

 

Бесперебойная перевалка  груза с одного вида транспорта на другой возможна только при слаженной  работе всех транспортных организаций  в пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобильные и водные пути, - в  транспортных узлах. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок должны определяться соглашениями между ними, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК).

Юридической формой, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении по перевалке  грузов, является узловое соглашение, которое заключается между транспортными  организациями сроком на 5 лет между  дорогой и портом, автохозяйством.

В юридической литературе узловое соглашение рассматривается  либо как один из видов организационных  договоров (действующих на транспорте), либо как договор особого рода. Особенностью узловых соглашений является то, что они заключаются только между транспортными организациями. Узловые соглашения не регулируют отношений транспортных организаций с грузоотправителями и грузополучателями, отправляющими и получающими грузы в прямом смешанном сообщении.

Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом