Анализ конкуренции транспортных услуг по перевозке населения на направлении Москва-Волгоград

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом «ядре» рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15% – равное распределение или 35, 10, 10 и 5% – явное доминирование ведущей фирмы.

Файлы: 1 файл

konkurenty.docx

— 173.85 Кб (Скачать файл)

ФГБ ОУ ВПО

Московский Государственный  Университет Путей Сообщения (МИИТ)


Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

 

 

 

 

Отчет

по дисциплине «Экономика пассажирских перевозок»

на тему:

«Анализ конкуренции  транспортных услуг по перевозке  населения на направлении Москва-Волгоград»

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭЭТ-511

Трубчанинова Я.И.

Проверила: ст. пр. Рахимянова И.А.

 

 

 

Москва – 2013 г.

 

Анализ конкуренции  в отдельных сегментах рынка транспортных услуг населению

 
таблица 1. «Параметры конкуренции при  перевозке пассажиров на жд транспорте на направлении Москва-Волгоград»

№ п/п

Параметры конкуренции

Вариант конкуренции

автотранспорт

авиатранспорт

  1. Ситуация в отрасли

1.1

Число и мощность фирм конкурента на рынке

ООО «Транс-Тур», ООО «Нежин-Экспресс», ООО «Альянс-Тур», ООО «НОЙ», ООО  «Автобусные линии-Волгоград», ООО « Экспресс-Тур»

Аэрофлот, S7, ЮТэйр, Руслайн

1.2

Изменение платежеспособного спроса

Билеты на поездку в среднем 1500 рублей,  растущий спрос

Билеты на перелет эконом-класса в среднем 6000 рублей, постоянный спрос

1.3

Степень стандартизации товара предлагаемого  на рынке

стандартизировано

стандартизировано

1.4

Издержки переключения клиента с 1 производителя на другого

Исходя из средней цены на плацкарт : 2500-1500= 1000 рублей против ждт

Исходя из средней цены на плацкарт : 6000-2500=3500 рублей в пользу ждт

1.5

Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли

идентичны

Идентичны

1.6

Ситуация на смежных товарных рынках

Высокий уровень

Высокий уровень

1.7

Привлекательность рынка данного  продукта

Вход в отрасль проще, чем у жд и авиа; регулярность рейсов – регулярность прибыли; первоначальные вложения меньше, чем у жд и авиа; отсутствие необходимости в постройке отдельного вокзала – рейсы с жд вокзалов или автостанций (меньшие затраты на содержание); меньшее количество работников, меньше затрат на зпл.

Относительно молодой вид транспорта, высокая прибыль, значимый для государства, возможность развития с крупными иностранными компаниями

  1. Влияние конкурентов

2.1

Трудности входа на отрасль в рынке

Большие денежные вложения  в закупку  автобусов, необходимы профессионалы своего дела, которые смогут качественно и безопасно организовывать перевозку людей и отвечать за их безопасность; необходимость получения пакета документов, разрешающих проводить перевозки

Еще большие денежные вложения в закупку  самолетов, топлива, вложения по содержанию транспорта, необходимость подбора квалифицированного и специально обученного персонала ( летные школы, институты, с автобусным транспортом проще), пакета документов на перевозку

2.2

Доступ к каналам распределения

Доступ к каналам распределения  билетов: открытый

Доступ к каналам распределения  билетов: открытый

2.3

Отраслевые преимущества

Свободная конкуренция, чаще всего перевозчик выбирается не от качества услуг, а  по времени или имеющимся билетам

Отрасль отсеивает слабые компании путями поглощения от крупных, существует деление  по классу перевозок пассажиров, конкуренция  меньше, чем на автобусном транспорте ( войти на рынок сложнее)

  1. Влияние поставщиков

3.1

Уникальность канала поставок

Бензин, продукция в салон ( комфорт  пассажиров, уход за транспортом) 
уникальность инфраструктуры заключается в автостоянках, стоянках при жд вокзалах , дорогах России

Топливо, форма работников, борт питание, продукция в салон ( комфорт и удобство пассажиров) 
уникальность инфраструктуры заключается в воздушных пространствах и аэропортах

3.2

Значимость покупателя

в отдельных лицах не значим, весомость  имеет информация о качестве и  уровне компании. В общей массе  имеет значение

Отдельная компания имеет слабое влияние,  маленькие компании легко поглощаются  или уходят с рынка, имеют влияние  только наиболее долгие на рынке компании например Аэрофлот или S7 – бывшая Сибирь

  1. Влияние покупателей

4.1

Статус покупателей

Важны удовлетворение потребностей и получение прибыли от населения, услуга стандартна для всех, существуют разницы в степени комфорта автобусов, пассажиры же, все равны

Идут разделения на эконом и бизнес классы, так же выделяется особый рейс компании Руслайн на 50 человек

4.2

Значимость товара у покупателя

В основном поездки в командировки, к родственникам, на учебу или  работу раз в какой-то определенный промежуток времени.

Командировки, поездки к родственникам, туризм, другое

4.3

Стандартизация товара

стандарт

стандарт

  1. Влияние товаров-заменителей

5.1

Влияние товаров-заменителей

Нет товаров-заменителей

Нет товаров-заменителей

  1. Влияние государственных институтов и других заинтересованных сторон

6.1

Важность для страны

Важность удовлетворения потребности  в перевозках , роль в соц сфере, выполнение стабильных рейсов по перевозке для пассажиров-экономов

Важность удовлетворения потребности  в перевозках , роль в соц сфере, выполнение стабильных рейсов по перевозке для пассажиров, любящих комфорт и скорость

6.2

Влияние правительства на данную отрасль

Влияние присутствует : цены на нефть, бюджеты регионов, цены на билеты, состояние дорог, ситуация в стране и тд

Влияние присутствует : цены на топливо, цены на билеты, разрешение на пользование воздушным пространством, положение в стране

6.3

Льготы

Льгот нет

Льгот нет, есть различные акции по накапливанию баллов «миль» и оплаты ими полетов


 

 

 

 

 

Таблица 2. «  Сравнительная характеристика , конкуренция жд транспорта с авиационным и автобусным транспортом на направлении»

Признак конкуренции

ЖД

АВИА

АВТОБУС

1.  Этический

Равная конкуренция, правила законодательств

2. Ценовой

Ценовая конкуренция

Коэффициент сезонности, цена зависит  от даты покупки ( за 45 суток) , график гибкого регулирования тарифов, акции на полки ( скидки на боковые полки)

Туристические направления, слабый госконтроль  цен, акции по картам

нет

Неценовая конкуренция

Классы поездов ( 1 скорый, 15 обычный  и тд), классы купе : плац,  купе, св, люкс

Вид аэротранспорта, класс билета : эконом, бизнес, акции по картам ( мили)

Небольшие различия в виде автобусов ( наличие уборной комнаты, большее количество кресел, наличие ТВ и тд)

3. По типу конкурентов и их  роли в конкурентной борьбе

Пассажирооборот

1002144*1068=1070,29 * 10^6

418290*910=380 * 10^6

456280*968= 441 *10^6

Количество перевезенных пассажиров

320*0,78*365*11= 1002144 в год ( все)

2746 в день ( все) 
455520 ( ФПК) 
Доминантный

180*2+156*4+112+50= 
418290 в год (все)

1146 в день ( все)

188340 (Аэрофлот)

170820 (Сибирь)

Новичок

365*50*25=456250 в год (все)

1250 в день ( все)

109500( ООО «НОЙ»)

Претендент на лидера

4. В зависимости от степени открытости

Открыт по заранее оговоренным правилам

Открыт по заранее оговоренным правилам

Открыт по заранее оговоренным правилам

5. В зависимости от функциональных  моментов

Качественные и безопасные перевозки, возможность ехать в условиях повышенной комфортности, питание, вагон-ресторан, проводники, постельное белье, гигиенические  средства и тд, привязка билета к паспорту, отсутствие регистрации

Качественные перевозки, скорость выше, комфортнее автобуса, возможность онлайн регистрации, питание , упаковка багажа

Откидывающиеся кресла, отсутствие регистрации,ТВ, уборная в транспорте


 

 

 

 

Индексы

  1. Метод оценки силы конкуренции на основе рыночных долей компаний

 

  1. Индекс концентрации.

Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в  процентах. Определяется как сумма  рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке.

Например, для трех крупнейших фирм

 

 

 

где k– доля i-й фирмы в отрасли в %.

Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется  высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно  рассматривать как конкурентный.

Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и  в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции  отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли  всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме  того, и в самом «ядре» рынка  может быть различное распределение  долей. Четыре фирмы по 15% – равное распределение или 35, 10, 10 и 5% – явное  доминирование ведущей фирмы.

Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к  оценке региональных и местных рыночных структур.

Тем не менее, данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли  небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной  и монополистической конкуренции, или в качестве дополнительного  показателя, применяющегося совместно  с другими показателями концентрации.

 

CR4 = (455520+188340+170820+109500)/(1002144+418290+456250)= 924180/1876684 = 0,49

Данный показатель говорит  о том, что конкуренция на среднем уровне. 

  1. Индекс Герфиндаля-Хиршмана

 Недостатки, присущие  индексу концентрации IС, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в настоящее время в качестве главной характеристики рынка используется индекс Герфиндаля-Хиршмана IН

IН – рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме. 
 

Максимальное значение, которое  может принимать IН, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае очевидно  .

Если число фирм на данном рынке больше единицы, то IН может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Индекс Герфиндаля-Хиршмана используется для классификации слияний в три широкие группы в зависимости от значений IН после слияния. 

Первая группа. Если IН меньше 1000, то рынок оценивается как неконцентрированный и слияние, как правило, допускается. 

Вторая группа. Если IН больше 1000, но меньше 1800, то рынок рассматривается как умеренно концентрированный. Однако при уровне IНвыше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны правительственных органов. 

Третья группа. Если IН превышает 1800, рынок считается высококвалифицированным и слияние фирм запрещается.

Для точного расчета индекса IН – Герфиндаля-Хиршмана необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, что при большом их числе не всегда возможно.

Lн = 24,27^2+10,04^2+9,1^2+0,06^2= 772,64

Рынок неконцентрированный, предполагает наличие 10 или более  фирм, слияние допускается

 

  1. Индекс Линда

В странах западной Европы широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕЭС в Брюсселе Ремо Линда.Этот индекс, как и индекс концентрации, рассматривается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на “окраине” рынка. Однако, в отличие от индекса концентрации, он ориентирован на учет различий в “ядре” рынка.Особенности расчета заключаются в следующем. Переномеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке их убывания, как и при расчете индекса концентрации IC, таким образом: 
 

где ^ К – доля каждой фирмы в %.

Тогда индекс Линда – Iдля крупнейших фирм будет равен процентному отношению их равных долей: 
 
Например, если К= 50 %, а К= 25 %, то  

В случае, если фирм три, т.е. m = 3, индекс Линда – I– определяется арифметической средней двух соотношений: 
а) соотношением между долей крупнейшей фирмы и арифметической средней долей второй и третьей по размерам фирм; 
б) соотношением между средней арифметической долей двух крупнейших фирм и доли третьей по размерам фирмы, т.е. 
 

Для четырех компаний, m = 4, индекс Линда определяется арифметической средней следующих трех соотношений и так далее.

IL4 = {1/3 ( 24.27/((10,04+9.1+0.06)/3) + ((24.27+10.04)/2)/((9.1+0.06)/2)+ ((24.27+10.04+9.1)/3)/0.06}*100% = 82,9 %

Однако самым сложным  при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение  границ рынка в пространстве товаров.  Для определения структуры рынка необходимо изучить информацию о том, на какие товары и на сколько процентов вырастет или, наоборот, снизится спрос при повышении или снижении цены на товары заменители. Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно приступить к расчету границы исследуемого рынка.

 

  1. Метод определения обобщающего показателя силы конкуренции

Практика  конкуренции показывает, что большинство изменений конкурентной среды находит отражение "в динамике рыночных долей конкурентов, темпах роста и рентабельности рынка", поэтому "для удобства проведения сравнительного анализа интенсивности конкуренции на различных рынках(сегментах рынка) и оценки их привлекательности (с точки зрения конкурентной активности) представляется полезным оперирование обобщенной характеристикой интенсивности конкуренции.     

                                                                   

где Ик – обобщенный показатель интенсивности, 0 ≤ Ик ≤ 1,

Ид – показатель интенсивности  конкуренции, учитывающий  доли конкурентов  по данным рынка, Ир- учитывающий рентабельность рынка, Ит – учитывающий темпы роста объема продаж

 

  1. Матричный метод определения конкурентной позиции на основе рыночных долей компании

 

 

Группы по размерам рыночной доли

Группы по динамике изменения  рыночной доли,%

Лидеры

43,7

Сильная конкурентная позиция

43.69-20.1

Средняя конкурентная позиция

20.0-16,6

Слабая конкурентная позиция

16.59-0.5

Аутсайдеры 
0.49-0

С быстро улучшающейся конкурентной позицией (10,1 и более)

         

С улучшающейся конкурентной позицией 0 и до 10

         

С ухудшающейся конкурентной позицией -0,1 до -10

         

Быстро ухудшающаяся позиция -10 и более

         

 

 

Доли вида транспорта к  общему:

Все: 1002144+418290+456250=1876684

ЖД: 1002144/1876684*100=53,4%

АВИА: 418290/1876684*100=22,3%

АВТОБУСНЫЙ: 456250/1876684*100=24,3%

 

Выводы

На направлении Москва-Волгоград  основными видами транспорта являются железнодорожный, авиатранспорт и  автобусный транспорт. По проведенным  анализам показателей и характеристик  деятельности видов транспорта, можно  судить о том, что наибольший поток  пассажиров берет на себя ЖД, а АВИА и АВТОБУСНЫЙ идут по показателям  совсем рядом, с небольшим отрывом  последнего. Также можно судить о  том, что на данном направлении, все  же, приоритет путешествиям на самолетах  отдают предпочтение платежеспособные клиенты, любящие комфорт и скорость или клиенты, которые отправляются в командировки. Клиенты со средними и высокими доходами не спешащие и  делающие акцент на безопасности –  выбирают ЖД, остальные – поездки  на автобусах.

Информация о работе Анализ конкуренции транспортных услуг по перевозке населения на направлении Москва-Волгоград