Япония в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:59, доклад

Описание работы

Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта. Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование, металлопродукция, а в импорте - топливо, продовольствие, сырьё. Япония также занимает первое место в мире по размерам золото -валютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долларов, что составляет 11,7% мировых инвестиций.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 74.32 Кб (Скачать файл)

            Объем  товарооборота  России  с Японией к 1999 г., по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое;  начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из  Японии в Россию. В отдельные годы  резкое  уменьшение  товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным  снижением расчетного  курса иены  по отношению  к  доллару.

           Товары  традиционного российского  экспорта во второй половине 90-х  годов сталкивались с трудностями  при поставках на  японский  рынок. Так, объем продаж российских  коксующихся и  энергетических  углей  за 1996—1998 гг. сократился  с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн.  долл.  (4  млн. т). Снижение экспортных  поставок в основном связано  с падением базисных  цен коксующегося  угля на японском рынке в  среднем на 3 долл.  за  тонну   в  год. Это  обусловлено   структурной  перестройкой   японской   промышленности,   в результате которой объем  производства стали в стране  снизился с 120  до  90 млн. т.  Одновременно происходила разработка  и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для  производства стали более дешевые  слабококсующиеся угли из Китая,  Австралии и Канады.

            Уменьшение в 90-е  годы  размеров  экспорта  в  Японию  некоторых  других российских товаров во  многом  объясняется конъюнктурными  причинами. Это относится, в  частности, к лесоматериалам,  спрос  на  которые  в   Японии резко сократился в  условиях экономического спада.

            Сокращение объемов  взаимных  поставок  в  рамках  «большой»   торговли сопровождалось свертыванием  прибрежной торговли. Резко понизился,  например, уровень покупок в приморских  городах Японии автомобилей, бытовой   техники  и других товаров  российскими моряками и  туристами. 

           По  сведениям  корпорации «Транс  Сибериа»,  к  середине   90-х   годов 70% автомобильного парка  Владивостока приходилось на  японские автомобили. В Японии  появились десятки небольших  компаний, специализировавшихся на  продаже подержанных автомобилей  российским клиентам. После кризиса  1997—1998 гг. и девальвации рубля  поток этих товаров из Японии  в Россию ощутимо сократился. Данные японской таможенной статистики  о двух портах (Фусики и Ниигата), специализирующихся на  торговле  с  Россией, показывают, что  экспорт подержанных автомобилей в РФ уменьшился почти  вдвое (примерно с 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). 

             Для разрешения проблем и поддержки  расширения двусторонних экономических  связей в ноябре 1994 года во  время визита в Японию первого  вице-премьера РФ Олега Сосковца  была достигнута договоренность  о создании Межправительственной  комиссии по торгово-экономическим  вопросам (МПК). Ее сопредседателями  стали Сосковец и заместитель  премьер-министра, министр иностранных  дел Йохэй Коно. В рамках МПК  были поставлены задачи о ликвидации  препятствий на пути двусторонних  торгово-экономических отношений  и повышение деловой активности  частного капитала; обеспечение  программ помощи России; укрепление  экономических связей между Японией  и дальневосточными районами  России.

           На заседание МПК по торгово-экономическим  вопросам 9 июня 1997 года в Токио  была единодушно отмечена важность  увеличения притока внутренних  и внешних инвестиций в Россию, а также необходимость решения  задачи привлечения частных инвестиций. Стороны выразили единое мнение, что следует уделить особое  внимание экономическим отношениям  между Дальним Востоком и Японией  и стремиться к активизации  экономических обменов. 

           24-25 марта 1998 года в Южно-Сахалинске  одновременно с 3-м заседанием  подкомиссий по Дальнему Востоку  Межправительственной комиссии  по торгово-экономическим вопросам  прошла встреча дальневосточного  отделения неправительственного  японо-российского экономического  комитета и российской дальневосточно-забайкальской  ассоциации. После этого впервые  была проведена совместная конференция  представителей государственных  структур и частного сектора. 

           В 2002 г. удельный  вес Японии  в общем объеме  российской внешней торговли находился на уровне около 3%, а доля  России  в суммарном товарообороте Японии не превышала 0,5%, чтo не  соответствовало потенциальным возможностям обеих сторон. Оставались нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда  важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей  и рыбной промышленности.

           Из-за нерешенности вопроса об  островах и мирном договоре, Япония  среди стран восьмерки осталась, чуть ли не единственной, кто  достаточно осторожно подходит  к вопросу развития экономических  связей с Россией.

            Тем не менее, последние годы  экономические отношения нашей  страны и Японии развиваются  по восходящей. Только за 2006 год  товарооборот России со Страной  Восходящего солнца увеличился  на 30% до 12,4 млрд долларов, в том  числе экспорт - на 24,9% (до 4,6 млрд  долларов), импорт - на 33,4% (до 7,8 млрд долларов).

            Расширение товарооборота обеспечивается  прежде всего, за счет высоких  темпов японского импорта машинно-технических  изделий, в том числе потребительских  товаров - автомобилей и бытовой  техники, а также промышленного  оборудования - строительной техники,  оборудования для связи и др. Российский экспорт продолжает  увеличиваться за счет товаров  традиционного вывоза, в особенности  по группе "металлы и изделия  из них".

            Данная структура торговых связей  указывает на традиционный сырьевой  перекос, который присущ торговле  России при взаимоотношениях  с более развитыми странами. Поэтому  одной из важнейших задач, по  словам премьер-министра РФ М.Е.Фрадкова, - является выстраивание последовательной  линии по диверсификации торговых  связей и обогащению сотрудничества  с Японией новыми сторонами.

            Таким образом, девяностые годы  и начало нового века были  не слишком удачными для экономики  Японии, которая пережила три  непростых периода спада и  затяжных рецессий промышленного  производства. С учетом складывающейся  в регионе новой экономико-политической  обстановки, сегодня для развития российско-японских многосторонних связей наступает особенно благоприятное время.

 

 

 

3.2 Знаковые примеры инвестиций японского капитала в Россию

        В конце декабря 2006 г. “Газпром”, Роял Датч Шелл (Royal Dutch/Shell), Мицуи (Mitsui) и Мицубиси (Mitsubishi) подписали протокол о вхождении “Газпрома” в Сахалин Энерджи (Sakhalin Energy) — оператора проекта “Сахалин-2”. Газпром стал ведущим акционером, выкупив 50% плюс одну акцию оператора проекта за 7,45 миллиарда долларов. Завершение сделки было запланировано на февраль 2007 года.

            После ее завершения Роял Датч  Шелл будет владеть 27,5% акций  оператора Сахалин-2, Мицуи – 12,5% и Мицубиси – 10%, сообщает РИА Новости.

            «Планируется, что во втором полугодии  2008 года заработает завод по  сжижению природного газа мощностью  9,6 миллиона тонн в год, и  в рамках подписанных контрактов  будут осуществлены поставки  этого вида топлива в Японию»,  – сообщил директор департамента  инвестиционной и инновационной  политики Минпромэнерго России  Владимир Саламатов. Эти поставки  покроют 8-10% общего объема потребностей  Японии в сжиженном природном  газе (СПГ).

           Общая стоимость Сахалина-2 оценивается  в $20 млрд. В рамках проекта  осваиваются Пильтун-Астохское и  Лунское месторождения, извлекаемые  запасы которых оцениваются в  150 миллионов тонн нефти и 500 млрд кбм газа.

           По новому соглашению «Газпром»  будет играть ведущую роль  в проекте, а Shell продолжит вносить существенный вклад в оперативное управление и останется техническим консультантом. Главной задачей Sakhalin Energy остаётся реализация проекта в соответствии с графиком работ, что позволит обеспечить своевременные поставки сжиженного природного газа (СПГ) потребителям в Японии, Корее и на западном побережье Северной Америки. Все заключенные до настоящего времени контракты на поставку СПГ остаются в силе.

           Сейчас Сахалин является нефтегазовой  провинцией мирового класса, запасы  которой оцениваются в 45 млрд  баррелей нефтяного эквивалента.  Проект «Сахалин-2» является крупнейшим  в мире комплексным нефтегазовым  проектом, его лицензионные запасы  составляют порядка 4 млрд. баррелей  нефтяного эквивалента.

           Производственный потенциал проекта  «Сахалин-2» сегодня — это 80 тыс. баррелей нефтяного эквивалента  в сутки. Благодаря второму  этапу освоения, с учетом производства 9,6 млн тонн в год сжиженного  природного газа (СПГ), производственные  возможности проекта возрастут  до 340 тыс. баррелей нефтяного  эквивалента в сутки.

            Работы в рамках второго этапа  проекта выполнены приблизительно  на 80%, в проект уже инвестировано  порядка $12 млрд. В настоящее время  в строительных работах по  проекту занято свыше 17 тыс.  человек, 70% из которых являются  российскими гражданами. По контрактам  с покупателями из стран АТР  уже реализован объем СПГ, равный  планируемой производительности  завода по сжижению природного  газа.

           Проект «Сахалин-2» регулируется  соглашением о разделе продукции  (СРП); акционеры проекта финансируют  затраты на строительство, принимают  на себя риски, связанные с  реализацией проекта, и возмещают  эти затраты из выручки от  продаж нефти и газа. На данный  момент объем общих поступлений  Российской Федерации от проекта  в виде роялти, бонусов и налогов  уже составил почти $600 млн. (9)

             По сообщению ПРАЙМ-ТАСС, крупнейшая телекоммуникационная компания Японии NTT Communications (NTT) и ведущий российский оператор магистральной связи ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) подписали Меморандум о взаимопонимании, согласно которому к концу 2007г. совместными усилиями проложат 500-километровый участок волоконно-оптического кабеля от Сахалина до Хоккайдо, который напрямую соединит сети России и Японии на маршруте "Невельск-Исикари". Предполагаемая емкость подводной кабельной системы - 640 Гбит/с. Подводный участок сети будет построен на основе технологии DWDM. должен начать функционировать в 2008 г.

            Соединяя магистральную сеть  ТТК и сети NTT COM в Азиатско-Тихоокеанском регионе, две компании реализуют проект кратчайшего бесшовного маршрута для доставки данных из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Как сообщили ИТАР-ТАСС, в пресс-службе ТКК, новый маршрут также будет играть роль альтернативной трансконтинентальной магистрали для доставки данных из Европы в Азию. Ранее для обмена данными между Европой и Азией преимущественно использовались магистрали, проложенные по дну Индийского океана. Наземный евразийский маршрут ТТК также более защищен от возможных аварий и стихийных бедствий.

            Необходимо отметить, что в октябре  2006 года "ТрансТелеКом" и NTT Communications уже подписали договор о межсетевом взаимодействии и объединении своих сетей IP MPLS, что позволило им значительно увеличить географический охват за счет покрытия значительной территории Азиатско-Тихоокеанского региона и России.

            Исполнительный вице-президент компании  NTT Communications Осаму Иноуэ, комментируя соглашение между ТТК и NTT, в частности, сказал: "Подписание этого документа - знак более тесного регионального взаимодействия между Россией и Японией и, безусловно, поможет транснациональным корпорациям вести бизнес в России".

            "Прокладка подводного кабеля  по маршруту Сахалин - Хоккайдо - важная часть реализации стратегии  ТТК по работе в Азиатско-Тихоокеанском  регионе" - отметил президент ЗАО  "Компания ТрансТелеКом" Сергей  Липатов.

            Для сведения, NTT Com - дочерняя компания японской корпорации Nippon Telegraph and Telephone /NTT/ и одна из крупнейших в мире телекоммуникационных компаний. Магистральная сеть NTT Com предлагает доступ к сетям более 200 стран мира. В корпорацию NTT Com входит более 30 компаний, действующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе и Америке.

           ЗАО "Компания ТрансТелеКом" основана в 1997 г, Ее акционером является ОАО "РЖД". "ТрансТелеКом" эксплуатирует и обслуживает крупнейшую в России волоконно- оптическую сеть связи протяженностью более 50 тыс км, которая проложена вдоль железных дорог страны и соединяет Европу и Азию.

           Таким образом, реализация этого  проекта позволит компаниям и  операторам связи АТР получить  прямой доступ к кратчайшему  евразийскому телекоммуникационному  маршруту, создать дополнительное  кольцо резервирования, обеспечить  еще более высокий уровень  надежности сети. ТТК совместно  с крупнейшей японской телекоммуникационной  компанией NTT создает оптимальные условия для пропуска больших объемов трафика между Европой и Азией.

           Результатом японо-российской встречи  предпринимателей стало еще одно  вливание японских инвестиций  в Россию - создание совместного  предприятия по производству  коммерческих автомобилей японской  компании Isuzu, протокол о создании которого был подписан 28 февраля 2007 г. в Токио представителями "Северсталь-авто" (страна - Россия) и Isuzu motors (страна - Япония). СП начнет работу уже в 2007 г. В рамках данного проекта планируется развернуть производство современных автомобилей, которые выйдут на рынок в 2008 году. Предполагается, что контрольный пакет акций совместного предприятия с Isuzu будет принадлежать российской "Северсталь-авто". Объем производства может составить порядка 25 тысяч автомобилей в год.

            Обобщая вышесказанное, сегодня  можно констатировать, что японский  капитал потянулся в Россию. Знаковыми  примерами капиталовложений стало  строительство завода "Тойоты" в Шушарах (инвестиции в проект  составят порядка около 20 млн  долларов), участие японских корпораций в проекте "Сахалин-2", строительство волоконно-оптического кабеля от Сахалина до Хоккайдо.

Информация о работе Япония в современном мире