Управленческая деятельность в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах…………..6
1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных
органах..........................................................................................................14
1.3 Организационные основы управления таможенными органами......19
Глава 2. Управленческая деятельность таможенных органов на основе международных стандартов ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества»
2.1 Международные стандарты ISO серии 9000 «Системы менеджмента
качества»: назначение, структура и основные требования.....................23
2.2 Совершенствование системы управления таможенным органом на
основе международных стандартов ISO серии 9000...............................26
Заключение...........................................................................................................32
Список использованных источников..............................................................34

Файлы: 1 файл

Управленческая деятельность в тамженных органах.Никитенкова Екатерина.docx

— 255.54 Кб (Скачать файл)

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели возможно в более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.

Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления:

- законности;

- непрерывности;

- оперативности;

- гибкости;

- ответственности;

- нацеленности на конечный результат и другие.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принципединоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.

На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России.

Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. Важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

 

1.3 Организационные основы управления  таможенными органами

 

Организационные основы управления таможенными органами представлены в проекте Федерального закона «О таможенном регулировании РФ» и Таможенном кодексе Таможенного союза. Основы организации системы таможенных органов раскрываются через следующие положения: общее руководство таможенным делом; система таможенных органов; функции таможенных органов; места нахождения таможенных органов; обязанности таможенных органов; взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами.

Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная таможенная служба (ФТС) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

ФТС осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Элементами системы таможенных органов являются:

- Центральный аппарат  ФТС (ЦА ФТС);

- региональные таможенные  управления;

- таможни;

- таможенные посты.

ФТС по согласованию с Правительством РФ определяет полномочия, функции, регион деятельности РТУ, таможен и таможенных постов. Кроме того, ЦА ФТС вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Функции таможенных органов установлены с учетом нормативной правовой базой, которая регламентирует полномочия и деятельность таможенных подразделений:

- осуществляют и совершенствуют  методы совершения таможенных  операций и проведения таможенного  контроля;

- ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику;

- взимают таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, контролируют  правильность исчисления и своевременность  их уплаты;

- ведут борьбу с контрабандой  и иными преступлениями в области  таможенного дела.

Список выполняемых функций таможенными органами может быть продолжен и расширен, в зависимости от той политики, которая определена Правительством РФ и Комиссией ТС в области таможенного регулирования.

Местами нахождения таможенных органов являются пункты пропуска через государственную границу РФ. Другие места определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

Обязанности таможенных органов определяются в соответствии с функциями, которые они выполняют:

- содействовать в пределах  своих полномочий развитию внешней  торговли РФ, способствовать ускорению  товарооборота;

- совершенствовать систему  таможенного контроля, способствующую  оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

- оказывать содействие  в пределах своих полномочий  участникам ВЭД в реализации  ими своих прав при совершении  таможенных операций в отношении  товаров и транспортных средств;

- обеспечивать своевременное  и полное взимание таможенных  пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на  таможенные органы;

- обеспечивать потребности  таможенных органов в проведении экспертиз и исследований, а также в оснащении техническими средствами таможенного контроля.

Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами является важной составляющей системы государственного регулирования в сфере ВЭД. Оно заключается в передаче информации между органами исполнительной власти для осуществления таможенного оформления и контроля, при этом со стороны таможенных органов такое взаимодействие носит информационно-образующий характер, а со стороны иных органов государственной власти консультативный, аналитический и пояснительный. В результате такой согласованной работы более эффективно применяются меры таможенного регулирования, обеспечивается безопасность всех сфер жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

 

 

2.1 Международные стандарты ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества»: назначение, структура и основные требования

 

Блок международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» предназначен для того, чтобы быть международным эталоном для единообразного создания и оценки систем качества на предприятиях, в организациях и учреждениях любых масштабов и форм собственности. Они определяют минимальный состав требований, которые должны быть реализованы в организации для обеспечения качественного выполнения работ или оказания качественных услуг.

Серия стандартов ИСО «Системы менеджмента качества» реализует принципы TQM– Всеобщего управления качеством, заключающиеся в следующих тезисах:

1. Ориентация всей деятельности  на удовлетворение требований  потребителя результатов труда.

2. Лидерство и ответственность  руководителя.

3. Документированность всех  операций, процессов и процедур.

4. Постоянное повышение  компетентности персонала.

5. Постоянное улучшение  системы управления деятельностью  организации на основе процессного  подхода, выявления причин несоответствий  и их предупреждения.

6. Формирование внутренней  мотивации персонала к обеспечению  качества результатов труда.

7. Внутренняя проверка  системы управления и ее элементов  на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000.

8. Вовлечение всего персонала  в процессы улучшения качества.

Применение стандартов ИСО серии 9000 при управлении деятельностью таможенных органов исследует цели повышения уровня удовлетворенности заказчика таможенного дела (государства) и ожиданий участников ВЭД. При этом с меньшими затратами могут быть улучшены такие характеристики таможенного дела, как:

- уровень соблюдения таможенного  законодательства;

- надежность таможенного  контроля;

- затраты времени на  прохождение таможенных формальностей  при таможенном оформлении товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу, физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;

- оперативность и полноту  выполнения таможенных функций;

- наличие ошибок в работе, претензий и жалоб участников  ВЭД;

- гарантированность защиты  от вывоза запрещенных к экспорту  товаров и гарантированность  защиты от запрещенных к ввозу  вредных, опасных и некачественных  товаров и др.

Некачественное выполнение таможенных функций или таможенных услуг – нарушение таможенного законодательства, недостаточная надежность таможенного контроля, пропуск на территорию России вредной, опасной и некачественной продукции и услуг, коррупция персонала, в совокупности характеризующие уровень качества таможенной деятельности, - приводит к серьезным негативным последствиям. Для государства – это потеря репутации таможенной системы, риски снижения объемов таможенных платежей. Для участника ВЭД – это потери от простоев, помехи в переходе на более рациональные методы организации производства, рост рисков в коммерческой деятельности.

Документация системы управления таможенным органом должна включать:

- документально оформленные  заявления о политике и целях  в области качества;

- руководство по системе  управления таможенным органом;

- документированные процедуры  выполнения закрепленных функций  и записи о качестве процессов  и результатов;

- другие документы, необходимые  таможенному органу для обеспечения  эффективного управления процессами  таможенного оформления и таможенного  контроля.

Ключевым документом системы управления по МС ИСО 9001:2008 является Руководство по качеству (или Руководство по системе управления), определяющее структуру организации, документированные процедуры, ответственность персонала и описание взаимодействия процессов управления.

Информация о работе Управленческая деятельность в таможенных органах