Уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе существующего исторического опыта, действующего законодательства, теоретических исследований и эмпирического материала проанализировать норму, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Эта цель обуславливает задачи настоящего исследования:
• исследование исторического опыта регламентации уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в России;
• формулирование понятия уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей;
• рассмотрение уголовно-правовой характеристики уклонения от уплаты таможенных платежей;
• определение объекта и субъекта уклонения от уплаты таможенных платежей;
• выявить разграничения между контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление понятия уклонения от уплаты таможенных платежей и ответственности за него в уголовном законодательстве России……………………………………………………………………………6
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей…………………………………………………………………………15
2.1. Объект и субъект уклонения от уплаты таможенных платежей…………………………………………………………………………15
2.2. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: трудности в разграничении…………………………………..............................17
Заключение………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………….34
Приложение 1. Внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего……………………………………………36
Приложение 2. Экспорт (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего…………………………………………………………………37
Приложение 3. Импорт (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

Исходя из значимости таможенных платежей, в доходной части бюджета была построена и система защиты от неуплаты этого вида налога. Налоговые правонарушения наказывались штрафом, с частичной или полной конфискацией имущества. Различия между уголовным и гражданским судопроизводством были весьма незначительными.

В первые месяцы Советской  власти, а затем и в период военного коммунизма (1917-1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Почти  полное отсутствие стоимостного механизма  обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота серьезно затрудняли использование таможенного  тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами. В связи с незначительностью  таможенных платежей не было необходимости  признавать уклонение от уплаты таможенных платежей общественно опасным деянием.

Декретом СНК от 03.01.1921 г. «О реквизициях и конфискациях» законодатель впервые вводит в понятие контрабанды такие признаки, как сокрытие товаров, денег и всякого рода предметов от таможенного контроля путём каких-либо ухищрений, или их тайное перемещение помимо таможенных учреждений. Исключение составляли лишь очень немногие предметы, которые приравнивались к контрабандным вне зависимости от способа провоза их через границу. Впервые давалось определение бесхозной контрабанды. В этих случаях товары конфисковывались. [см. 10 , с. 37]

В декрете СНК от 17.10.1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации  имущества частных лиц и обществ» за совершение контрабанды в виде промысла при отягчающих обстоятельствах предусматривалась высшая мера социальной защиты — расстрел. Наказание за контрабанду в виде смертной казни отменено Законом об уголовной ответственности за государственные преступления, принятым 25.12.1958 г. сессией Верховного Совета СССР, когда случаи контрабанды стали уже единичными, и поэтому она не представляла собой большой общественной опасности. [см. 11 ,с. 564]

Наряду с усилением  охраны государственных границ и  совершенствованием работы таможенных учреждений разрабатывались уголовно-правовые и административно-правовые методы борьбы с контрабандой. В принятом 01.09.1922 г. декрете «О таможенной охране»  предусматривалась ответственность  только за контрабанду. К правонарушителю  применялись гражданско - правовые санкции в виде конфискации предметов контрабанды и штрафа. Все дела о простой контрабанде разрешались конфискацией в административном порядке таможенными органами.

В УК РСФСР 1922 г. контрабанда (ст. ст.74, 104) отнесена к государственным преступлениям. Практика борьбы с преступностью во многом опережала теоретическую разработку конкретных проблем уголовного права, т.е. содержание практики борьбы с преступностью не обрело соответствующую правовую форму, отражённую в законодательстве. Отсюда незаконное применение внесудебных репрессий органами ГПУ за совершение внешнеэкономических преступлений. Так, 16.10.1922г. декрет ВЦИК предоставил органам ГПУ право применять внесудебную репрессию вплоть до расстрела.

Принятые «Основные начала уголовного законодательства Союза  ССР и союзных республик» сформулировали важнейшие принципы советского уголовного права и явились основой для всех изданных после 1924 г. уголовных кодексов союзных республик. С 01.01.1927 г. введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, который с последующими изменениями и дополнениями действовал до 1960 г. Уголовное законодательство о контрабанде, сложившееся к 30-м г.г., оставалось в основном неизменным до принятия Верховным Советом СССР 25.12.1958 г. «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления». Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в вышеуказанных законах СССР не предусматривалась.

За таможенные правонарушения, связанные с неуплатой сборов и пошлин, юридическая ответственность  ограничивалась административным наказанием. Так продолжалось до известных политических событий конца 80-х начала 90-х г.г., за которыми последовали экономические  реформы. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ (далее ТК). Последующие изменения  в экономике и политике общеизвестны. Вектор перемен был направлен  от монополии государства в ВЭД  к его жесткой регламентации, либерализации и увеличению числа  её участников. Вторжение большого числа новых субъектов в сферу  внешнеэкономических связей, ранее  полностью монополизированных государством, при одновременном ослаблении контролирующей роли государства, привело к резкому  росту фактов уклонения от уплаты таможенных платежей.

Негативные последствия  для экономики государства вследствие уклонения от уплаты таможенных платежей вызвали необходимость криминализации деяния. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный  кодекс РСФСР» от 01.07.1994г. включил специальную  норму 162-6 «Уклонение от уплаты таможенных платежей», которая действовала  до 01.01.1997г.

С вступлением в силу с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса, рассматриваемая норма представлена в иной редакции. Законодатель применил значительное смягчение санкции  по сравнению со ст. 162-6 УК РСФСР. Однако ряд недостатков конструкции  статьи, а также возросшая общественная опасность непоступления средств  в федеральный бюджет в период кризисных явлений в экономике вызвало необходимость внесения изменений в статью УК, предусматривающую ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Федеральным законом № 92-ФЗ от 25.06.1998 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» ст. 194 представлена в обновленной редакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

    1. Объект и субъект уклонения от уплаты таможенных платежей

Объектом преступления признается установленный российским государством порядок взимания налогов как составной части его финансовой системы.

Предметом преступления являются таможенные платежи, которые подлежат уплате в установленном порядке при перемещении товаров и иных транспортных средств через таможенную территорию таможенного союза и в иных предусмотренных Таможенным кодексом таможенного союза случаях. Причем неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления лишь в том случае, если имеют крупные размеры, т. е. когда их сумма превышает одну тысячу минимальных размеров труда.

Объективная сторона преступления характеризуется как совершением действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и бездействием — неуплатой таможенных платежей в установленные сроки, и выражается, как правило:

  • в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (как полной, так и частичной) таможенных платежей;
  • в предоставлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
  • в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;
  • в сокрытии плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей;
  • в нарушении сроков уплаты таможенных платежей. Для привлечения лица к ответственности за совершение данного преступления не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось данное лицо.

Важно лишь, чтобы сумма  неуплаченных таможенных платежей в  обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Причем, если эта  сумма образовалась в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для привлечения лица к ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов таможенных платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.

Лица, которые приобрели  в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства и  которым было известно об этом в  момент приобретения таких товаров  или транспортных средств, подлежат ответственности за соучастие в  совершении данного преступления.

Субъективная сторона  преступления характеризуется умышленной формы вины: лицо сознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности состава преступления не образует, но при этом влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил.

Уклонение от уплаты таможенных платежей является уголовно наказуемым лишь в случае совершения его в  крупном размере. В соответствии с прим. к ст. 194 УК РФ уклонение  от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три миллиона рублей.

      Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере  от ста тысяч до пятисот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от одного года до трех лет  либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в  особо крупном размере, если сумма  неуплаченных таможенных платежей превышает  тридцать шесть миллионов рублей.

 

2.2. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: трудности в разграничении

Уголовная ответственность за уклонение  от уплаты таможенных платежей впервые  было криминализировано в 1994 г., и  с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

По своему содержанию эта статья охватывает преступления и в таможенной, и в налоговой сферах. Весьма велик  объем правовых норм, восполняющих бланкетность нормы. Это таможенное, налоговое, гражданское, административное и иное законодательство, причем само соотношение и условия применения восполняющих норм во многом спорны.

Сфера внешней торговли с  начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право  осуществлять внешнеэкономические  операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и  экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью  в этой сфере. По официальным данным Федеральной службы государственной  статистики, в 2009 г. (с января по сентябрь) внешнеторговый оборот России составил 321,409 млрд. долларов (см. Приложение 1), в том числе экспорт 304 млрд. долларов (см. Приложение 2), импорт 114,833 млрд. долларов (см. Приложение 3), а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2010 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Вместе с тем такая  важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в  результате криминальной деятельности субъектов внешнеэкономической  деятельности (ВЭД). В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

Таможенное законодательство прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ). Итак, описание признаков составов данных преступлений взаимосвязано с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Товары при перемещении  через таможенную границу таможенного союза подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей