Тарифные преференции: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель - показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- выявить сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике;
- выявить виды, особенности и роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности;
- изучить нормативно-правовую базу Таможенного союза и РФ, касающуюся тарифных преференций;
- проанализировать систему тарифных преференций РФ;
- обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
Глава I. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности ……….........................................................................
1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике ............................................................................................
1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза…………………………………………………........................
1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций .....................................................................
Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире………….............................................................................................
2. 1. Применение тарифных льгот в США……………........................
2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС………….…............................
2. 3. Применение тарифных льгот в Японии………………..................
2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ……………….......................................................................................
Глава III. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения.......
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………..…...........................................................
3.2 Особенности развития национальной системы преференций……………........................................................................
Заключение………………..………..…...................................................
Список использованных источников………………………..................

Файлы: 1 файл

Анализ практики.doc

— 311.93 Кб (Скачать файл)

     Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и преференций имеет некоторые особенности : подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика; при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 ФЗ-311 таможенных пошлин проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата; излишне уплаченные пошлины не перечисляются на счет других платежей, но могут перечисляться в счет будущих оплат ввозных таможенных пошлин.

     Возврат ранее уплаченных пошлин используется при перемещении товаров под  таможенными процедурами реэкспорт и реимпорт.

     Вступивший  с 1 июля 2010 г. в силу ТК ТС предоставляет  участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами. Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию ТС, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт. Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами ТС.

     18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и  Белоруссия подписали соответствующие  соглашения по вопросам свободных  экономических зон и свободных складов. Применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего, это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран ТС товаров из третьих стран .

     Тарифная  квота - мера регулирования ввоза  на таможенной территории отдельных  видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товаров по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ. Устанавливаются на сельскохозяйственные товары, котрые производятся на территории ТС.

     Тарифные  квоты:

     - определяются Комиссией ТС как  разница между объемом потребления  и объемом производства на  территории ТС;

     - распределяются пропорционально  разницы между между объемом потребления и объемом производства;

     - ввоз по квотам осуществляется  по лицензиям;

     - выдача лицензий осуществляется  по заявлению участников ВТД;

     - устанавливаются на определенный  срок, информация о применении  квоты и сроке ее действия  опубликовывается в СМИ.

     Тарифные льготы необходимы для поддержки конкурентоспособности экономики развивающихся и наименее развитых стран.

     Таким образом, делаем вывод:

- к тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.;

- тарифные  льготы бывают в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины;

- существует  также полное, частичное освобождение  от уплаты таможенных пошлин, возврат ранее уплаченных таможенных пошлин и преференций;

- ЕТТ основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ЕТТ определяет ставки ввозных таможенных пошлин.

      1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза

       

          Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран (статья 7 Соглашения от 25.01.2008).

     В конце 2008 г. страны ТС подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров . Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

     Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами ТС единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

     В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены: перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%; перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины; перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).

     Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы  в России.

     Во-первых, это означает закупку товара у  лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.

     Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию ТС будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.

     В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.

     В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность  расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с  количеством, указанным в сертификате  происхождения товара.

     Основные  тарифные льготы (например, в отношении  гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные  перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008. Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 . Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны ТС, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию РФ по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран ТС.

     Таким образом, основные нормативно-правовые акты, которые применяются при единой системе преференций - это Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130, Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008, Соглашение от 12.04.1996 «О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций».

1.3 Нормативно-правовая  база Таможенного союза, касающаяся  тарифных преференций

 

     При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров  и транспортных средств через таможенную границу ТС посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

     При  ввозе  товаров  на  единую  таможенную  территорию  ТС могут применяться  тарифные  льготы  и  тарифные  преференции. Правовые аспекты определения и применения   тарифных льгот, тарифных преференций на  единой  таможенной    территории  с    1  января  2010  года регулируются : Решением  Комиссии  Межгосударственного  совета  ЕврАзЭс  от 27.11.2009 № 18; Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; Протоколом о предоставлении  тарифных льгот от 12 декабря 2008 года; Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 года; отдельными решениями Комиссии Таможенного союза.

     В таблице 1.3 (см.в приложении) указан перечень основных нормативно-правовых актов, которые касаются тарифных льгот и преференций.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире.

    В системе международных отношений  государства выступают с позиции национальной внешней таможенной политики, то есть их конкретные целенаправленные действия приобретают первостепенное значение, так как от них зависит согласование норм и принципов международного торгового права и функционирование международной системы экономических отношений вообще. Национальная таможенная политика закрепляется государствами в таможенном законодательстве, основное место в котором отводится таможенному кодексу и таможенному тарифу.

    Таможенно-тарифные средства являются старейшим методом регулирования внешнеторгового оборота. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на максимальные, которые устанавливаются для всех стран, минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования, и преференциальные - особо льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся. Они обычно значительно ниже минимальных или равны 0, т.е. разрешают беспошлинный ввоз.

    Режим наибольшего благоприятствования  подразумевает выполнение развитыми странами обязательств по предоставлению развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций (ОСП), которая была принята в 1968 году на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Ее фундаментом выступают принципы односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации. Основным фактором концепции ОСП являются правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся тарифными преференциями.

 

    2. 1. Применение тарифных льгот в США

 

    Соединенные Штаты на протяжении значительной части  своей истории были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Интеграция США в мировую экономику, участие страны в глобальных многосторонних торговых переговорах, достигнутые с рядом торговых партнеров договоренности о либерализации торговли на двустороннем уровне, новые региональные торговые и преференциальные соглашения ослабили влияние протекционистски настроенных групп, но не ликвидировали его. Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных экономических связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструментарий торговой политики для достижения главных целей : открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.

    Основным  средством государственного регулирования  импорта в США является обложение  товаров при ввозе таможенными  пошлинами (исключения есть, но для  освобождения от обложения требуется  специальное постановление). Размер такого обложения определен таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложения установлены законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.

    Таможенный  тариф США является трехколончатым. Первая колонка тарифа - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые США распространяет режим наибольшего благоприятствования. 

 

    2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС

 

    Подобно государству, Европейское Сообщество осуществляет не только свои внутренние, но и внешние функции. Так в  рамках своей исключительной компетенции  оно взаимодействует с третьими странами и различными международными организациями, реализуя, тем самым, полный объем своей международной правосубъектности. Компетенция ЕС в данной области достигается, в первую очередь, путем проведения общей торговой политики Европейского Союза, которая образует собой базовый и основной компонент всей его внешнеэкономической деятельности. В настоящее же время торговая политика ЕС, устанавливаемая учредительными договорами и различными нормативно-правовыми актами, реализуется следующими инструментами: а) импортные и экспортные режимы; б) торговые защитные меры; в) таможенная политика. При этом последняя формируется и развивается в тесной взаимосвязи с общей торговой политикой, так как еще в договоре об учреждении ЕЭС 1957 г. было провозглашено объединение государств-членов в Таможенный союз, базирующийся на принципах ГАТТ2.

Информация о работе Тарифные преференции: проблемы и пути их решения