Таможня на защите прав интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:36, доклад

Описание работы

Нормативная правовая база в области правовой охраны интеллектуальной собственности, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности, включает следующие нормативные правовые акты:

- Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883);
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 14.04.1891);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) (далее - ГК России).
- Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС);

Файлы: 1 файл

ИС.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Таможня на защите прав интеллектуальной собственности

 Нормативная правовая база в области правовой охраны интеллектуальной собственности, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности, включает следующие нормативные правовые акты:

 

- Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883);

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 14.04.1891);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) (далее - ГК России).

- Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС);

- Федеральный закон РФ № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП России).

 

При проведении таможенного  контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, должностные лица таможенных органов также руководствовуются:

 

1) Приказом ФТС России от25.03.11 № 626 «Об утверждении Порядка действий таможенных органов РФ при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности»;

2) Приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»

3) Решением Комиссии от 20.05.2010 № 257   "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" ( Решение комиссии № 617 от 07.04.2011).

 

Содержание нормативных  актов, регулирующих эту сферу общественных отношений, как можно видеть, все последние годы менялось, приспосабливаясь к изменяющимся условиям социально-экономической действительности внутри России и ее международным обязательствам.

Одной из важнейших функций таможенных органов РФ является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . 

Основным механизмом реализации данной функции является ведение Федеральной таможенной службой России Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Правообладатель вправе в установленном порядке обратиться в ФТС России с заявлением о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС. Приказом ФТС России от от 13.08.2009 года № 1488 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров и ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Включая свою торговую марку  в Таможенный реестр, правообладатель  получает право требовать приостановления  выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. Эта форма показала свою высокую эффективность. На 30 января 2012 года в ТРОИС зарегистрировано 2259 товарных знаков.

В соответствии со ст. 308 № 311-ФЗ таможенные органы осуществляют защиту не только объектов интеллектуальной  собственности, включенных в ТРОИС, но и любого другого объекта интеллектуальной собственности при наличии информации о правообладателе (его представителе на территории РФ), необходимой для уведомления о приостановлении товара. Ульяновская таможня в настоящее время располагает доступом к базе Федеральной службы по интеллектуальной собственности России (Роспатент), которую Роспатент представляет на договорной основе. Роспатент формирует и ведет Государственный реестр товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров РФ. После включения объекта интеллектуальной собственности в реестр Роспатента таможенные органы также принимают меры по контролю за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с главой 42 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (№ 311-ФЗ от 27.11.2010).

На основании вышеизложенного  и во избежание нарушений законодательства о защите интеллектуальной собственности  при производстве и перемещении  продукции, маркированной товарными знаками, заинтересованным лицам рекомендуем обратиться в Роспатент (по адресу: 123995 г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1, Г-59, ГСП-5; тел. (499) 240 60 15 или на сайт - www.fips.ru), а также в ФТС России  по вопросу регистрации товарных знаков  

 Таким образом,  таможенные органы правомочны  осуществлять контроль за соблюдением  законодательства  об интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу РФ товаров, маркированных товарными знаками как включенными в ТРОИС, так и любыми другими, надлежащим образом зарегистрированными в реестре Роспатента России или имеющее международную регистрацию (например, во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в состав которой входит 185 членов-государств, в том числе и Россия, как правоприемник Советского Союза).

Ульяновская таможня в рамках защиты прав интеллектуальной собственности осуществляет как контрольные, так и проверочные мероприятия. Контрафактная продукция попадает в поле зрения таможни в следующих случаях:

- при ввозе товара, обладающего признаками контрафактности, на таможенную территорию РФ;

- при вывозе товара, обладающего признаками контрафактности,  с территории РФ;

- при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (в течение 3х лет со дня выпуска товаров согласно ст. 99 ТК ТС), реализуемых на территории РФ и обладающих признаками контрафактности, с учетом установления фактов их перемещения (ввоза) через таможенную границу РФ.

Участник внешнеэкономической  деятельности, занимающийся  перемещением продукции, маркированной товарными знаками, включенными в ТРОИС, при таможенном декларировании должен представить документы (разрешение, согласие), подтверждающие законность использования объекта интеллектуальной собственности, полученные от правообладателя.

В противном случае, выпуск товара может быть приостановлен таможенными органами РФ на 10  рабочих дней для проведения проверки правомерности использования товарного знака. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы за защитой прав правообладателя. Таможенные органы извещают правообладателя о возможном нарушении его прав, при получении заявления от правообладателя на товар производится арест или изъятие. Далее заводится дело об административном правонарушении по статьям 7.12 или 14.10 КоАП РФ, которое после проведения административного расследования  передается для рассмотрения в Арбитражный суд.  

Также, обращаем внимание на необходимость тщательно проверять все обозначения, которыми маркируется оформляемая продукция, на предмет наличия сходных до степени смешения товарных знаков, имеющих правовую охрану.

Информацию о товарных знаках, включенных в ТРОИС, заинтересованные участники  ВЭД могут получить бесплатно в таможенных органах, справочнике ВЭД-инфо, а также на сайте ФТС России – www.customs.ru. Данная информация включает в себя наименование объекта интеллектуальной собственности, наименование товаров, в отношении которых принимаются меры, класс товаров по МКТУ / код по ТН ВЭД, сведения о правообладателе, его доверенных лицах, срок внесения ОИС в Реестр.

 

В 2011 году Ульяновской таможней в  соответствии со ст. 331 ТК ТС выпуск товаров приостанавливался 2 раза

При таможенном декларировании было возбуждено 4 дела об административном правонарушении, в результате чего суд решил  привлечь к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП России с конфискацией товаров и штрафом на сумму 110 тыс.руб. Всего - 2084 единиц контрафактной продукции  (ЕКП).

После выпуска товаров  было возбуждено 1 дело об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрено ст. 14.10 КоАП России, в результате чего суд решил привлечь к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10 тыс.руб

Общее количество судебных решений  – 5, все выигранные. Общая сумма штрафов – 120 тыс руб.

Всего за 2011 год выявлено 8084 единиц контрафактной продукции при плановом задании 5000 ЕКП.

В качестве практических рекомендаций  для участников внешнеэкономической деятельности хотелось бы отметить следующее:

- при подаче декларации в графе 31 должна быть полная и исчерпывающая информация о товаре, перемещаемом через таможенную границу РФ, а именно: наименование, производитель, товарные знаки, марка (модель), артикул, стандарты  и иные технические и коммерческие характеристики, сведения о количественном и качественном составе декларируемых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары (решение Комиссии ТС от 07.04.2011 № 617) ;

- при перемещении товаров, содержащих ОИС, необходимо заявлять соответствующие документы в гр. 44 ГТД, а именно:

а) документы, подтверждающие передачу прав на интеллектуальную собственность (авторский, лицензионный договор, свидетельство о регистрации ОИС и др.) - код 03021;

б) документы, подтверждающие введение в гражданский оборот на территории РФ товаров, обозначенных товарным знаком, с согласия правообладателя (дилерский договор, письменное согласие и др.) – код 03022;

- при перемещении товаров, маркированных товарными знаками, в целях сокращения времени совершения таможенных операций, рекомендуется представлять таможенному органу этикетки, фантики, фото упаковки и другие документы, позволяющие идентифицировать товары и обозначения на них и осуществить контроль за соблюдением действующего законодательства.

 

Объем и масштабы реализации контрафактной  продукции на российском рынке свидетельствуют  о том, что только совместные координированные действия государственных структур и бизнеса способны привести к положительной динамике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.


Информация о работе Таможня на защите прав интеллектуальной собственности