Таможенный тариф: определение, основные виды, элементы таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:55, реферат

Описание работы

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Таможенный тариф, его содержание………………………………………..4
Понятие и признаки таможенного тарифа………………………..4
Элементы таможенного тарифа…………………………………...6
Виды таможенных тарифов………………………………………………...12
Классификация таможенных тарифов…………..…………………..12
Особенности таможенных тарифов зарубежных стран………….16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………...20

Файлы: 1 файл

АТП 2.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только 2 ставок ввозные (вывозные) таможенные пошлины. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли.

Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин  и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. Обычно в качестве такого критерия корректировки используются 2 обстоятельства: наличие или отсутствие РНБ; доказанность страны происхождения товара, с помощью предоставления необходим. сертификатов (в РФ – формы А и форма СТ1). 3уровень – преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций, которая была введена в начале 70-х гг. прошлого века на основе решения Генеральной ассамблеи ООН. Система этих преференций является элементом широкой программы мер по оказанию экономической помощи развивающимся и наименее развитым странам. В соответствии с общей системой рекомендовано применять пониженные ставки ввозных пошлин для товаров, которые импортируются из развивающихся стран (в размере 50% от базовой ставки); для товаров, которые импортируются из наименее развитых государств. Общей системой рекомендовано импортировать их товары на условиях беспошлинной торговли; рекомендовано развитым государствам с нулевой ставкой ввозных пошлин.

Тарный таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.

Транзитный  таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.

 

 

    1. Особенности таможенных тарифов зарубежных стран

 

Существуют  два основных вида таможенной политики государства, отражающих общие подходы  к международной торговле - протекционизм  и "свободная торговля". Протекционизм  предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее  время таможенные тарифы применяют  более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных  стран, их можно разделить на следующие  группы:

- Тарифы промышленно  развитые государств;

- Тарифы развивающихся стран.

Таможенные  тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может  облагаться разными по уровню пошлинами  в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство.

Таможенные  тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся  государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

Ограничительная функция таможенных тарифов в  основном реализуется посредством  сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости  от степени обработки импортируемой продукции.

Наиболее часто  высокими пошлинами облагается продукция  традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а  также отдельные категории машин  и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.

В интересах  защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая  была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Таможенным  тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся  стран. Средний уровень обложения  пошлинами ввозимых в большинство  из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим  ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с  пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные  налоги. Кроме того, в тарифы часто  включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран  используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с  национальными тарифами действуют  таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины  во взаимной торговле, установили общий  таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

 

 

 

Заключение

Таможенный  тариф, является одним из инструментов государственного регулирования ВЭД. По сути, варьирование ставок таможенных пошлин в тарифе, напрямую зависит как от внутренней, так и от внешней политики государства.

Таможенный  тариф любой страны представляет собой законодательный акт, содержащий систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному контролю (товарная номенклатура таможенного тарифа) с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются. Современный таможенный тариф – это сложное торгово-политическое средство. Эффективность таможенного тарифа зависит от вида применяемых таможенных пошлин, системы товарной классификации, методологии определения цены товара для целей взимания таможенных пошлин, метода определения страны происхождения импортного товара.

Развитие таможенных тарифов происходит в двух направлениях. С одной стороны растет товарная дифференциация таможенных тарифов. Товарная номенклатура современных таможенных тарифов насчитывает 9-11 тысяч товарных позиций. С другой стороны по каждой товарной позиции устанавливается две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара. По этому признаку различают простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения; и сложные таможенные тарифы, устанавливающие по каждому товару две или большее число ставок пошлин. Обычно более высокая, автономная ставка пошлин применяется в отношении тех стран, которым не предоставляется РНБ. Более низкая договорная (конвенционная) ставка пошлин предоставляется странам, пользующимся РНБ.

В современных  условиях многие элементы таможенного  тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура  тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года (с учетом внесенных поправок от 01.10.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс
  2. ФЗ № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 (в редакции от 22.08.2004) // Справочная правовая система Консультант Плюс
  3. ФЗ № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года (в редакции от 03.12. 2007) // Справочная правовая система Консультант Плюс
  4. Горшкова Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, научное пособие 2008.
  5. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: изд-во Международные отношения», 2009г.-345с.
  6. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: «Омега-Л»,2008. – 192с.
  7. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика.- М.: Дело и Сервис, 2000.-340с.
  8. Пансков В.Г.  Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. – М.: ИНФРА-М,2008. – 368с.
  9. Свинухов В.Г. Таможенное дело. – М.: Экономистъ,2005. – 298с.
  10. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – Ростов н/Д.: Феникс,2008. – 456с.
  11. Глазьев С.Ю. Формирование Таможенного союза как важнейшего элемента антикризисной стратегии // Таможенное дело. 2009. N 4. С. 2- 4.
  12. Ильин А.Е. Таможенно-тарифная политика и практика Европейского Союза на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник. -  №10. -  2008
  13. Некрасов В.А. Диверсификация таможенно-тарифной политики России // ЭКО.- 2009. - №3. – С.156-161.
  14. Свинухов В.Г., Горчак М.О. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. - №3. – С.68-74.
  15. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа и таможенного союза и присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. - №12. – С.47-54.
  16. Сорокина М.Н. Эволюция дореволюционного российского законодательства о таможенном тарифе //Таможенное дело. – 2009. - №2
  17. http://www.tamognia.ru- Официальный сайт таможни РФ
  18. http://www.vch.ru- виртуальная таможня России, таможенное законодательство.
  19. www.customs.ru- официальный сайт Таможни РФ

Информация о работе Таможенный тариф: определение, основные виды, элементы таможенного тарифа