Таможенные реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы возникла из за того что на сегодняшний день таможенное дело в Российской Федерации принимает новые обороты. Некоторое время назад таможенная политика перенесла ряд изменений. Данные поправки начались еще за долго до появления демократического устава в России. Предоставленная работа рассматривает таможенную политику России в конце XVII- в начале XVIII века.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства.

Содержание работы

Введение
1. Таможенная реформа в XVII в.
1.1 Принятие Новоторгового устава 1667 г.
1.2 Таможенное законодательство в последней четверти XVII в.
2.Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.
2.1 Политика промышленного протекционизма.
2.2 Таможенная реформа П.И. Шувалова.
2.2 Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.
2.4 Реформирование таможенной службы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание2.docx

— 128.93 Кб (Скачать файл)

 

В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров.

Таможенному голове вменялось  в обязанность отслеживать качество заграничных товаров, наличие на них фабричного клейма на тот случай, если товар окажется некачественным, "...огласить приговор воровскому мастеру и отослать с бесчестием с ярмарки". Особое внимание обращалось на контроль за привозом ювелирных изделий: жемчуга, драгоценных камней и др.

По мнению Ордина-Нащокина, для управления торговлей должен быть особый приказ: "Для многих волокит во всех приказах купецких людей пристойно ведать в одном приказе, где Великий Государь укажет своему боярину; этот бы приказ был купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною и во всех городах от воеводских налог был им защитою и управою. В этом одном приказе давать суд и управу, если купецкие люди будут бить челом на других чинов людей".

В отдельных случаях  иностранным купцам выдавались государевы жалованные грамоты, согласно которым  они имели право торговать  не только в Архангельске, но и в  других городах.7

 

Размер пошлины  составил: 10% (гривна с рубля) – с  соли, 2,5% (5 денег с рубля) – с  сибирских соболей, привозимых в  Москву, и 5% (10 денег с рубля) –  со всех прочих товаров.

Пошлина взималась  с продавца при продаже.Когда купец продавал свои товары и на вырученные деньги покупал новые, то с него взыскивалась пошлина только за купленные товары.При перепродаже пошлина взималась.8

 

В том случае, когда заграничные товары были куплены  русскими торговыми людьми на деньги, вырученные от продажи русских продуктов, или же выменены на последние, то пошлина при такой сделке не взыскивалась при условии, что русские товары уже были оплачены пошлиной при покупке на внутреннем рынке.С заграничных же товаров взималась только 5%-ная рублевая пошлина.

В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлиной.Ремесленники Москвы продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения. "А который человек, живучи на Москве и в городех, всякой на своем городе какой ни есть товар купит, и с тех товаров пошлин не платит по прежнему для того, что живучи все торговые люди с тех торгов Великому Государю в тех городех служат и всякие подати платят; а платят с тех товаров пошлины те люди, которые привозят из иных городов"9.

 

Товары, продаваемые  на вес, облагались 4%-ной пошлиной (8денег  с рубля), продаваемые не на вес  товары – 5%-ной (10 денег с рубля).Пошлины  с продажи были более высокие.

В связи с тем  что русских товаров всегда вывозилось больше, чем вводилось иностранных, то отпускная пошлина не взималась, но на внутреннем рынке они оплачивались сбором в 5% цены при продаже.10

 

Оставались правила, согласно которым запрещено было вывозить драгоценные металлы за границу.В частности, ограничивался вывоз драгоценных металлов в другие страны, в первую очередь в Персию, которая имела избыток во многих продуктах и нуждалась, главным образом, в золоте и серебре.Запрет на вывоз драгоценностей был и в других государствах.11

 

К ввозу были запрещены заповедные товары, а также  табак из нравственно-религиозных  побуждений.По фискальным соображениям вино и сахар были обложены высокими пошлинами, прочие же привозимые товары по торговле с южными странами оплачивались 5%-ной пошлиной.

С введением Новоторгового  устава отменялись многие мелкие пошлины: подужное, мыт, сотое, тридцатое, десятое, овальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и др. Они вошли в рублевую пошлину.Из прежних сборов оставались в силе сборы за размещения товаров (амбарное, аршинное и т. п.) и перевозное.

 

Правила осуществления таможенного  контроля рассматривались прежде всего  как средство поощрения и развития внутреннего производства и пополнения казны, а не регулирования внешней  торговли.

Повышение ставок пошлин на иностранные товары можно  рассматривать как введение элементов  протекционизма. В Новоторговом уставе устанавливались льготы для российских купцов: таможенная пошлина была для них в 4 раза ниже, чем для иноземных торговцев. Цель новых таможенных правил состояла в увеличении вывоза товаров и поиска путей привлечения в казну дополнительных денежных средств и формирования активного торгового баланса России, т. е. осуществление политики меркантилизма, что и было достигнуто в конце XVII в.

Введение в  действие положений Новоторгового  устава способствовало решению задач  образования всероссийского рынка, служило источником пополнения казны  и укрепления экономики государства.12

 

Допуская свободный  ввоз заграничных товаров в страну, правительство было заинтересовано в расширении торговли России с Западной Европой.В Россию шли драгоценные металлы и другие необходимые для нее товары.

Таможенные правила  стимулировали рост таможенных доходов  и развитие народных промыслов.Успехов добились такие производства, как сыроваренное, винокурение, варка меда и пива, добывание селитры, металлическое, пушечное, шелкоткацкое и кожевенное дело и др13.

 

Историческое  значение Новоторгового устава как  основы таможенной реформы состояло в том, что были подготовлены условия  для осуществления экономических  реформ Петром I и дальнейшего развития России.

 

1.2 Таможенное законодательство в последней четверти XVII в.

Начало разработке нормативных актов по отдельным  направлениям таможенного дела содержится в Новоторговом уставе и в многочисленных документах, изданных после выхода его в свет и до конца XVII в. Особенно активно велась нормотворческая работа в последней четверти века.

 

Условно можно  выделить несколько групп нормативных  документов, которые существенно дополнили положения устава:

- первая посвящена совершенствованию сбора таможенных пошлин;

- вторая развивает правовые нормы таможенных отношений с иностранцами;

- третья нацелена на сокращение убытков казне, происходящих от недобора пошлин;

- четвертая объединяет документы об отмене откупа;

- пятая — об ужесточении мер по борьбе с контрабандой и хищениями, применяемыми к лицам различных сословий и званий;

- шестая содержит указания о подробном ведении записей в таможенных книгах;

- седьмая освещает особенности сбора пошлин в сибирских городах, на Ирбитской ярмарке и в Верхотурье, с товаров, следующих из Китайского государства.14

 

Был также установлен четырехнедельный срок уплаты пошлин с провозимых товаров: "А будет  те люди, которые в Таможне товар  явят и в книги запишут, а в  четыре недели с товаров в Таможне  денег не заплатят: и на тех людей  и на их поручиках те пошлинные  деньги велеть править бессрочно, безо всякия пощады, а больше того сроков торговым людем в пошлинах не давать".

 

С 1681 г. таможенному  голове предписывалось сдавать собранные  таможенные пошлины в Приказ Большого прихода помесячно, раньше они сдавались  по мере сбора. Ужесточалось наказание  за "утаенные" товары или товары с "убавочной" ценою, виновных в этом били кнутом "нещадно" и пытали. Возобновлялось ведение таможенных книг, в которые вписывались сведения о провозимых товарах, их количестве, цене и другие сведения.В рассматриваемый период таможенное законодательство получило дальнейшее развитие.Прежде всего при досмотре товаров обращалось внимание на проверку печатей, весов, гирь и таможенных книг, на их соответствие государственным эталонам.

 

Приказу Большого прихода вменялось выделять деньги на нужды таможни.В соответствии с Именными указами 1697 г. устанавливался порядок, согласно которому налагались взыскания на воевод, которые удерживали в пути торговых людей или причиняли им убытки.15

 

Таможенный голова наделялся большими правами. Ему  подлежало осуществлять контроль за тем, чтобы воеводы, дьяки, подьячие, их братья, знакомые, люди духовного  и церковного чина, архимандриты и  игумены, протопопы и попы и прочие причетники не торговали и на промыслы порученников своих не посылали "и в иные города, и за рубеж к Руси, и в Китай и в Сибирские города для торгов не посылали, и кабаль напрасно с приправную и в посулах на иноземцев и Русских всякого чина людей и в иных подобных тем в ложных и затейных составных делах не имели, и такими злыми делами никого не разоряли, а духовного чина люди питались бы Государственным жалованьем, ругою или данными вотчинами, и своими трудами".

 

В связи с необходимостью ужесточения борьбы с контрабандой в Именных указах последнего десятилетия  XVII в. особо оговаривалось право таможенников осуществлять личный досмотр проезжающих. Так, в Наказе таможенному голове города Верхотурье 1692 г. именем великого государя повелевалось строго следить, чтобы сибирские воеводы, дьяки и другие лица царской администрации не возили с собой в сибирские города никаких товаров сверх нормы, установленной великим государем, "осматривать накрепко, и что у кого сверх приезжих грамот объявится, или что у них же товаров каких, ему те лишние запасы имать на Великих государей, записывать в книги именно, а виновных сажать в тюрьму, бить батогами".16

 

При обыске предлагалось сойти с саней. Осмотр осуществлять можно было таможенному голове и  целовальникам, "а Воевод и Дьяков и письменных Голов и их детей и племянников и людей мужской и женский пол и торговых и промышленных и служилых всяких людей по тому же обыскивать накрепко, чтоб в пазухах и в штанах и в зашитом платье отнюдь никакия мягкия рухляди не провозили, да чтоб у Воевод и Дьяков и у письменных Голов и у людей и у торговых и промышленных и служилых всяких людей мягкия рухляди соболей и шуб собольих и лисьих и горлотных и чернобурых и бурых и шапок лисьих и куниц черных и чернобурых и бурых и бобров, и всякой Сибирской мягкой рухляди, и Китайских заповедных товаров найдут... то все имать на Великих Государей и писать у себя в Таможенной избе в особые книги именно". Конфисковывалось все, за исключением меховых изделий, которые покупались на путь следования.После записи задержанного в таможенных книгах делалась выпись и направлялась государю вместе с задержанным имуществом.17

 

В статьях о  сборе пошлин в сибирских городах (Именной указ от 12 ноября 1698 г.) повелевалось (в связи с изменением ставок пошлин на драгоценности) искать золото и драгоценные  камни в тюках и кипах, в  ящиках между чаем и бадьяном и  в китайках, указывалось, как ощупывать, "а камни в косяках не разбивать, чтобы с них лица не убыло, а в платье и в сапогах и в карманах повсюду досматривать накрепко; и буде что у кого сверх росписей лишнее явится, и то бесповоротно взять на Великого Государя, да ему ж учинить наказание, выговоря при всех торговых людях, что он забыл Великого Государя милость, дерзнул достатную пошлину красть: то учить, высечь батоги нещадно, и сказать, буде впредь он или иной так сворует, и ему в Сибири и в Китае, как явному вору, пропуску не будет".

 

В связи с тем  что от торговли с Китаем не всегда собирали пошлины, был установлен порядок, согласно которому выплата производилась  один раз по 10 денег с рубля.18

Если выяснялось, что торговец допустил оплошность и  не нарочно, а по забывчивости не показал  товар, то с него бралась двойная  пошлина.В документе оговаривалось, что подобная мера наказания осуществляется для того, чтобы не разорять торгового человека.Так проявлялась забота государства о развитии торговли, поддержке участников торговых сделок.

 

По Именному указу  от 11 июля 1698 г. для преграждения пути, по которому незаконно провозились  товары в районе Верхотурья по дороге на Казань, высылались команды стрельцов  численностью до 30 – 40 человек. Эти  меры вводились в связи с запрещением  частным лицам покупать соболи у  сибирских жителей.По Именному указу все соболи собирались в царскую казну.

Таким образом, после  выхода в свет Новоторгового устава началась активная нормотворческая  деятельность государства, направленная на решение задач совершенствования  таможенных обрядностей, защиту экономических  интересов государства, поиски путей  борьбы с контрабандой.

 

Получив развитие в последней четверти XVII в. таможенное законодательство России сыграло важную роль в совершенствовании правил таможенного оформления товаров, осуществления фискальных задач и способствовало поискам более совершенной таможенно-тарифной политики.

И хотя нормы  таможенного права, которыми руководствовались  на Руси, не были совершенны, но они  положили начало поискам новых форм взаимоотношений таможенников и  торговых людей, которые отвечали бы объективному характеру состояния  экономики и финансов страны.Новоторговый устав 1667 г. и вышедшие в последующем законодательные акты по таможенному делу прошли проверку на практике и просуществовали около ста лет19.

 

2.Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.

К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного  оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII в. обеспечило совершенствование таможенного механизма. Вместе  с тем,  объективно назревающие экономические реформы в Русском государстве,  возникновение рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.

Информация о работе Таможенные реформы