Таможенные отношения России с МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Эмпирическую базу составил практическая информация касательно Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы.
Объект работы - система реализации Всемирная таможенная организация.
Предмет исследования - частные вопросы деятельности системы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы.
Цель работы - изучение темы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы как с российской, так и с зарубежной точек зрения.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы и организация таможенного дела в российской федерации 6
1.1.Понятие таможенного дела. Источники таможенного дела в Российской Федерации 6
1.2.Организация таможенного дела в Российской Федерации 11
1.3. Методы регулирования таможенных отношений 15
2. Таможенные отношения России с МЭО 24
2.1.Всемирная таможенная организация 24
2.2.Россия и международные таможенные организации 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Степанова Дарья Дмитриевна .Курсовая.Россия и межд.экон.тамож.организ.68%.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Стр.

 

 

Введение

 

В юридической  литературе в последние годы обсуждаются  проблемы методов и принципов  таможенного права. Причем в этом смысле прежде всего речь идет о совокупности приемов, способов воздействия норм таможенного права на общественные отношения.

Важную роль в международных  таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС). В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.

Сегодня в ВТО входит 121 государство; еще 29 стран, включая Китай и Россию, ведут переговоры о присоединении. Россия стремится к вступлению в ВТО. В июне 1993 г. на имя Генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.

Вступление России в ВТО  на правах его члена позволит ей без заключения двусторонних и многосторонних договоров и соглашений участвовать  в торговле в рамках многостороннего  Соглашения, преодолевать дискриминационные  ограничения, сохраняющиеся в мировой торговле, прежде всего в экспорте товарное, пользоваться льготами.

Характеризуя степень  научной разработанности проблематики Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы, следует  учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации  и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике - еще одним независимым авторским  исследованием. Практическая значимость темы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в  научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность  проблемы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы определяют научную новизну данной работы.

Нормативно-правая база состоит  из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на 19 ноября 2008.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составил практическая информация касательно Всемирная  таможенная организация, основные направления ее работы.

Объект работы - система  реализации Всемирная таможенная организация.

Предмет исследования - частные  вопросы деятельности системы Всемирная  таможенная организация, основные направления  ее работы.

Цель работы - изучение темы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы как с российской, так и с зарубежной точек зрения.

 

1. Основы и  организация таможенного дела  в российской федерации

1.1.Понятие таможенного  дела. Источники таможенного дела  в Российской Федерации

 

Проблема содержания и структуры таможенного дела имеет не только концептуально-теоретическое, но и прикладное значение. Хотя Таможенный кодекс Российской Федерации и определяет понятие "таможенное дело", тем  не менее некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными, и надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным.

Согласно ст. 1 ТК, таможенное дело в Российской Федерации  составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и  условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это лаконичное и в то же время достаточно емкое определение понятия и одновременно структуры таможенного дела характеризует его в целом верно1.

Однако если попробовать обобщенно определить главные отличительные особенности  такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер и, во-вторых, неоднородность составляющих элементов.

Эти особенности  обусловлены природой и предназначением  таможенного дела, служащего решению  весьма разнородных задач. Между  тем приведенное из ТК определение  не охватывает ряда очень важных составных частей таможенного дела. Остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержании таможенной политики в структуре таможенного дела.

Что касается составных  частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.

С учетом сказанного структура таможенного дела может  быть представлена следующими двенадцатью  блоками:

  1. таможенная политика;
  2. перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  3. таможенные режимы;
  4. таможенно-тарифное регулирование;
  5. таможенные платежи;
  6. таможенное оформление;
  7. таможенный контроль;
  8. таможенная статистика и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;
  9. контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;
  10. нарушения таможенных правил и ответственность за них;
  11. производство по делам о нарушениях таможенных правил;
  12. рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.

Выделение этих блоков, конечно, несколько условно  и может быть более дифференцированным. Например, в самостоятельный блок можно выделить дознание и оперативно-розыскную деятельность таможенных органов. В целом же оно дает адекватную картину современной структуры российского таможенного дела.

Еще один существенный момент. В самом ТК и практике таможенной деятельности отчетливо  выделяются еще две весьма значимые и актуальные составные части:

1) международно-правовое  сотрудничество РФ в сфере  таможенного дела в рамках  СНГ; 

2) сотрудничество  Российской Федерации с международными  экономическими, торговыми и таможенными  организациями.

С учетом всего  этого можно, характеризуя структуру таможенного дела, определенно говорить не о двенадцати, а о четырнадцати блоках, составных частях таможенного дела России.

Значение, роль и статус каждого из отмеченных блоков неодинаковы. Однако, будучи различными по характеру и целям, по месту в системе таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат общим таможенным задачам Российской Федерации2.

Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного  дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем – очень важными элементами, но все же подчиненными этой политике, обслуживающими ее. Надо различать также нормы материального и процессуального таможенного права, которыми регулируется статус тех или иных блоков таможенного дела. Например, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и иные преступления в сфере таможенного дела регулируются нормами материального уголовного права и выделены в самостоятельные статьи ТК.

Законодательство  в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 Источниками  таможенного регулирования являются  следующие федеральные нормативные  правовые акты.

 Конституция  Российской Федерации.

 Ряд ее  статей прямо устанавливает основные  начала и принципы таможенной  деятельности в РФ. В пункте "ж" ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Причем таможенное регулирование определяется как установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

 Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать  на территории страны таможенные  границы, пошлины, сборы и какие-либо  препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования. Встречающиеся кое-где попытки региональных властей воспрепятствовать перемещению отдельных товаров из своих регионов или, наоборот, в свои регионы следует считать антиконституционными.

 В соответствии  с п. "в" ст. 106 Конституции  РФ федеральные законы по вопросам  таможенного регулирования подлежат  обязательному рассмотрению в  Совете Федерации Федерального  Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

 Помимо названных  статей Конституции страны, которые  прямо относятся к таможенной  политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие  общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

  • о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности - ч. 1 ст. 8;
  • о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - ч. 2 ст. 8;
  • об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, - ч. 3 ст. 15;
  • многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию.

 Международные  договоры Российской Федерации  в области таможенного дела.

Исключительно важное значение для таможенного  права имеет положение Конституции  РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора - ч. 4 ст. 15.

 Исходя из  этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции. Таможенная конвенция - двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц3.

 За последние  несколько десятков лет Советом  таможенного сотрудничества разработаны  следующие конвенции.

 

1.2.Организация  таможенного дела в Российской  Федерации

 

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью  Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Информация о работе Таможенные отношения России с МЭО