Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать понятие товарного знака, его виды и функции;
- рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных знаков;
- изучить особенности защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- выявить основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС;
- проанализировать судебную практику защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- охарактеризовать основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………….……………………...…6
1.1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………..………………6
1.2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных
знаков………………………………………………………………….....................12
Глава 2. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………………………………………….…...19
2.1. Особенности охраны товарных знаков в Таможенном Союзе...…………19
2.2. Основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………….26
Глава 3. Анализ судебной практики и пути совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС………………………………….31
3.1 Анализ судебной практики защиты товарных знаков таможенными органами…………………………………………………………………………..
3.2 Основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………….……..41
Список использованных источников…………………………………………....44

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tovarnym_znakam1.docx

— 105.70 Кб (Скачать файл)

1.    Применение мер по приостановлению выпуска товаров, регламентированных главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 331. 

2. Правоохранительная деятельность  таможни, направленная на привлечение  правонарушителей к административной  ответственности, регламентированная  Кодексом об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также Методическими рекомендациями по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12. и ст. 14.10 КоАП РФ (письмо ФТС России от 29.06.2007 г. № 01-06/24387)25.

При обнаружении признаков нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы в обязательном порядке проводят таможенный досмотр. Результаты досмотра оформляются актом, в котором указываются сведения о маркировке товаров (их упаковки) товарными знаками, клеймами, а также о фирменных наименованиях и наименованиях мест происхождения товаров, способе упаковки. В соответствии с распоряжением ГТК России от 27 мая 1999 г. № 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»26 к проведению исследований образцов товаров могут быть привлечены уполномоченные правообладателем лица, контактные адреса и телефоны которых указаны в ориентировках. Предоставление правообладателям права на использование объекта интеллектуальной собственности подтверждается лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

При обнаружении нарушений прав владельцев на товарные знаки таможенные органы информируют правообладателя об этом, а также в соответствии со ст. 333 Таможенного кодекса сообщают имеющиеся данные прокурору или органам предварительного следствия27.

Обязательным условием защиты является регистрация товарного знака в патентном ведомстве. Процедура предоставления защиты включает: заявление правообладателя; внесение в реестр объектов интеллектуальной собственности; уведомление таможенных постов о внесенных в реестр товарных знаках и мерах по осуществлению контроля.

В заявлении указываются: сведения о правообладателе и документы, подтверждающие наличие и принадлежность права интеллектуальной собственности; информация о каждом объекте интеллектуальной собственности, подлежащем защите, а также о сроке, в течение которого правообладатель предполагает, что ему потребуется содействие таможенных органов в защите его прав; описание товаров; иные сведения, позволяющие выявить контрафактные товары.

Товарные знаки вносятся в реестр на срок не более двух лет, который может быть продлен, но не более чем на 2 года. После внесения в реестр соответствующая информация направляется в таможни на местах. Такая информация включает: сведения о правообладателе, контактных лицах, объекте интеллектуальной собственности (наименование, материальный носитель, класс товара и его описание в соответствии с МКТУ и т.д.), а также о сроке действия регистрации.

Направляемая в таможенные органы информация может сопровождаться сведениями или документами, содержащими характерные признаки объекта интеллектуальной собственности. Они позволяют идентифицировать легальные и контрафактные товары.

В целях осуществления защиты прав владельца зарегистрированного товарного знака от его неправомерного использования таможенными органами применяется следующий механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров.

Таможенный орган принимает меры по защите интеллектуальной собственности, в частности:

1. Вносит сведения об  объекте интеллектуальной собственности  в таможенный реестр объектов  интеллектуальной собственности. 
2. Приостанавливает выпуск товаров на основании заявления правообладателя. 
3. Предоставляет информацию правообладателю, которая может понадобиться ему для доказывания нарушения его прав28.

Применение мер по приостановлению выпуска товаров базируется на введении специального института деятельности таможни, а именно - введении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Суть его заключается в накоплении и систематизировании таможенными органами информации об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются подозрения о незаконном использовании прав. Включение объектов интеллектуальной собственности в реестр объектов интеллектуальной собственности осуществляется на безвозмездной основе.

В случае если должностным лицом таможенного органа при проверке грузовой таможенной декларации и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении. Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности.

О принятом решении правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной форме в течение одного дня со дня принятия решения.

В течение срока, связанного с принятием мер по приостановлению выпуска товаров, определяемого правообладателем, но не превышающего 5 лет, он может брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, проводить их исследование, осматривать, фотографировать или иным способом фиксировать такие товары, а также получать дополнительную информацию, которая ему требуется для доказательства нарушения его прав (например, информация об отправителе, производителе товара).

Товар может быть изъят или на него может быть наложен арест в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ,  по решению органов, уполномоченных принимать указанные решения, либо конфискован в случае привлечения лица, ввозившего данный товар, к административной ответственности.

Возможна отмена решения о приостановлении выпуска товаров, которая осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с процедурой таможенного транзита, дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и т.д29.

Таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы, т.е. возбуждать дела30.

Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц, юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Правонарушение может быть выявлено таможенным органом: на стадии осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, при расследовании дел об административных правонарушениях возбужденных по другим составам

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, материалы, поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации31.

Как правило, возбуждение дела по ст. 14.10 КоАП РФ осуществляется, на основании заявления правообладателя, так как именно он обладает всей полнотой информации о выпускаемых им товарах, сведениями об уполномоченных им лицах, официальных импортерах, дистрибьюторах, а также сможет отличить контрафактный товар от оригинального

После составления протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. ст. 23.1, 23.8 и 28.8 КоАП РФ протокол и материалы дела об АП, возбужденного в отношении граждан и должностных лиц, в течение суток направляются для рассмотрения в суды общей юрисдикции, а по делу, возбужденному в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в арбитражный суд32.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации. 

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска (завершения таможенного оформления) таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ. 

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что таможенные органы осуществляют огромную и довольно эффективную работу по защите товарных знаков, связанную с приостановлением выпуска товара и осуществлением правоохранительной деятельности, что позволяет должным образом охранять права владельцев интеллектуальной собственности.

2.2 Основные проблемы, возникающие при защите товарных  знаков таможенными органами  ТС

 

Таможенные органы активно занимаются защитой прав на интеллектуальную собственность. В процессе защиты товарных знаков им приходится сталкиваться с различными проблемами.

Таможенный контроль объектов, содержащих ИС, перемещаемых через таможенную границу ТС, не совершенен. Существует проблема идентификации ИС. Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС РФ осуществляет составление и рассылку списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав. Существует проблема не только контроля объектов, содержащих ИС, но также проблема определения их таможенной стоимости. Требуется унификация методов и подходов к оценке ИС. Необходима подготовка базы и разработка классификатора для оценки и кодирования ИС в таможенных целях. Необходимо создание специальных организаций, занимающихся подготовкой  экспертов по данному вопросу.

ФТС России, по поручению Комиссии таможенного союза, надлежит сформировать Единый реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Данное решение актуально, поскольку в настоящее время отмечается низкий уровень регистрации товарных знаков правообладателями в Реестре ОИС (по состоянию на 01 мая 2010 г. – 1920 товарных знаков известных компаний, для сравнения в США более 30 тысяч, в Европейском союзе − более 5 тысяч33). Также необходимо активно привлекать представителей бизнеса, чтобы они регистрировали свои торговые марки, так как продукцию, с зарегистрированным в Реестре товарным знаком намного легче защитить от контрафакта. И соответственно значительно снизить моральный и материальный ущерб законных правообладателей.

Трудности возникают и в проведении экспертизы на предмет сходства до степени смешения. Роспатент РФ проводит экспертизу по национальному фонду товарных знаков в своих странах, однако, при этом не учитываются фонды других стран −  Белоруссии и Казахстана. Они работают по своим реестрам и выносят правомерные решения с точки зрения национального законодательства. Поэтому могут возникнуть противоречия между товарными знаками, зарегистрированными в этих трех странах. В связи с этим требуется определение экспертных организаций, уполномоченных на проведение исследований и выдачу заключений на предмет наличия или отсутствия сходства до степени смешения.  Кроме того, как показывает практика, многие международные компании – владельцы товарных знаков – не знакомы с механизмом защиты прав владельцев ИС в РФ и ТС, что естественно препятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок России от низкокачественных подделок.

Следует подчеркнуть, что роль таможни сводится исключительно к выявлению признаков нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности и информированию как правообладателя, так и правоохранительных органов, в чьей компетенции находятся вопросы их защиты. В рамках действующего законодательства таможенные органы не могут осуществлять действенных мер по непосредственному предотвращению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таможенный кодекс ТС, установив общие обязанности таможенных органов по пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, не определил формы такой работы. В связи с этим они вынуждены осуществлять свои полномочия в этой области в рамках правовых норм, не касающихся непосредственно защиты объектов интеллектуальной собственности. Например, в рамках мероприятий по таможенному досмотру.

Возможность запрета ввоза товаров в целях защиты прав на объекты интеллектуальной собственности также не нашла регулирования ни в самом Кодексе, ни в иных нормативных актах. Можно говорить лишь об отдельных, ориентированных на довольно узкие участки рынка мерах (например, вспомнить постановление Правительства РФ от 6 августа 1996 г. № 943 «Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию»34). Такая ситуация по-прежнему благоприятствует весьма активной деятельности «серых» дилеров.

Процедура и основания введения указанных запретов требуют серьезной разработки, поскольку связаны, прежде всего, с экономической деятельностью субъекта. Представляется необходимым при работе над новой редакцией Таможенного кодекса ТС предусмотреть специальные права и полномочия таможенных органов при осуществлении контроля за нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности 35.

Информация о работе Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков