Таможенные органы Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:55, реферат

Описание работы

Главной особенностью торговли в XVII веке стало формирование всероссийского рынка, под которым понимается усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанного на экономической специализации территорий. Также активно развивалась внешняя торговля.

Файлы: 1 файл

торговый уставв.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

4. Новоторговый устав 1667 г.

 Главным препятствием  на пути развития внешней торговли  были определенные привилегии  иностранцев. Необходимо было разработать  и принять к руководству новый  документ, который бы закрепил  некоторые положения Именных  указов и обеспечил правовое  закрепление выработанных ранее  правил таможенных обрядностей  и защитил русских купцов от  засилья иностранцев. С этой целью  был разработан Новоторговый  устав (принят 22 апреля 1667 г.). В его  подготовке принимали широкое  участие представители боярства, купечества, посадского люда и  других сословий. Основу этого  документа составили положения  Именного указа от 25 октября 1653 г., практически полностью вошедшие  в Новоторговый устав.

 Согласно Уставу внешние  таможенные пошлины делились  на ввозные и отпускные, внутренние  — на рублевую, перекупную и  различные сборы. Цель внешних  торговых пошлин — сбор с  товаров, перемещаемых в Россию  из-за границы. В Уставе рублевая  пошлина в отличие от внешних  таможенных сборов была не  только проезжей, но и торговой. Ею облагались товары, предназначенные  для продажи, при перемещении  в город или селение, где находилась  таможня. Не подвергались оплате  рублевой пошлиной лица, независимо  от сословного положения перевозящие  товары для внутреннего пользования. В местах, где не было таможен, товары местного производства  продавались совершенно свободно. В Москве ремесленники продавали  свои изделия на площадях без  таможенного обложения. Но как  только крестьяне привозили свои  продукты в город для продажи  или же продавали купцу, который вез их в город, то эти продукты облагались пошлиной. Изделия, вывозимые из города, также подлежали представлению в таможню и оплачивались пошлиной. Товары внутреннего производства подлежали оплате рублевой пошлиной один раз, когда впервые представляли товар в таможню: на них выдавалась выписка, и с таким «ярлыком» товар мог свободно перемещаться по всей России и при перепродаже его в другие руки уплачивалась только сравнительно незначительная перекупная пошлина.

  Пошлина взималась  в виде определенного процента  с продажной стоимости товара, или нескольких денег с рубля  — отсюда и само ее название. Ее размер составил 10% (гривна  с рубля) с соли, 2,5% (5 денег с  рубля) — с сибирских соболей, привозимых в Москву, и 5% (10 денег  с рубля) — со всех прочих  товаров Согласно общему правилу, пошлина взималась с продавца  при самой продаже. Перекупщик  мог внести в таможню деньги, предназначенные для покупки  товаров, и получив выписку, при представлении которой при покупке товаров продавец освобождался от уплаты той части сбора, которая была уплачена при внесении денег. Если же покупатель продавал свои товары и на вырученные деньги тут же покупал новые, то с него взыскивалась пошлина только за проданные товары, а за купленные взималась пошлина при вторичной перепродаже. Перекупная пошлина взималась при перепродаже в другие руки товаров, уже оплаченных рублевою пошлиной. Из сборов частноправового характера, действовавших в прежнее время, оставлены были в силе сборы за помещение (амбарное, аршинное и т.п.) и перевозное. Отпускные товары, продаваемые на вес, облагались 4%-ной пошлиной (8 денег с рубля), продаваемые не на вес, — 5%-ной (10 денег с рубля) ^ Существовали исключения, например, рыба, с которой взимались специальные более высокие сборы. Многие товары, составляющие предмет заповедной царской торговли, были запрещены к вывозу частными людьми (по беломорской торговле — хлеб, пенька, шелк-сырец и др.). Если заграничные товары покупались русскими торговцами на деньги, вырученные от продажи русских продуктов, или же выменивались на последние, то пошлина при такой сделке не взыскивалась совсем при условии, что русские товары уже были оплачены пошлинами при покупке на внутреннем рынке. С подобных заграничных товаров взималась только 5%-ная рублевая пошлина во внутренних городах, где они шли в продажу. Соответственно если иностранец покупал в порту или пограничном городе русские товары на наличные деньги, то согласно уставу, правильность оценки, сообразно которой устанавливалась пошлина, контролировалась таможенным головой или помощниками, которые должны были лично присутствовать при заключении важнейших торговых сделок между русскими и иностранными торговцами. За каждое нарушение таможенного порядка купец (отсутствие или нехватка грузовых документов, занижение стоимости товара) наказывался конфискацией товаров в пользу Великого Государя.

 Таможенный голова  обязан был отслеживать качество  заграничных товаров, наличие на  них фабричного клейма на тот  случай, если товар окажется некачественным, «огласить приговор воровскому  мастеру и отослать с бесчестием  с ярмарки». На таможенного голову  возлагалась обязанность обращать  особое внимание на привоз  ювелирных изделий (жемчуга, драгоценных  камней), которые могли быть скрыты  от досмотра, остерегать торговых  людей от покупки таких товаров. С вывозных товаров не взималась  отпускная пошлина. А так как  русских товаров всегда вывозилось  более, чем ввозилось иностранных, то понятно, что на границе с привозных товаров не взималось никакой пошлины, а на внутреннем рынке они оплачивались сбором в 5% цены при продаже.

 В Новоторговом уставе  довольно подробно изложены правила  таможенного контроля. Товары, привозимые  на продажу, подвергались подробному  и тщательному досмотру. Товары, прибываемые через Архангельск, подвергались досмотру два раза: те, которые шли из России, — в Вологде и других городах, где они грузились на суда, и в Архангельске. Следует отметить, что вмешательство государства во внешнюю торговлю ограничивалось запрещением вывозить золото в Кизылбаш (Астрахань), внушением купечеству остерегаться покупать предметы роскоши. Первое из этих решений имело, конечно, чрезвычайно важное значение, так как, в сущности, было почти равносильно запрещению вывозить драгоценные металлы из России, т.е. осуществлялась политика меркантилизма. Через территорию России в Западную Европу шли многие азиатские товары, провозимые транзитом. Ценность всех товаров, вывозимых из России в западные страны, превышала стоимость привоза. Поэтому торговый баланс России по торговле с Западом был выгодным для нее. Это прекрасно сознавало русское правительство и считало излишним налагать ограничения на ввоз монет в Россию через Архангельск и западные таможни. В то же время правительство ограничивало вывоз драгоценных металлов в другие страны и, в первую очередь, в Персию, которая имела избыток во многих продуктах и нуждалась главным образом в золоте и серебре. Запрещение вывозить драгоценные металлы в Персию определялось необходимостью поддерживать на должном уровне денежный баланс. Запрет вывоза жемчуга, драгоценных камней, серебра (ст. 94 Новоторгового устава) был и в других государствах. Правительство намерено было установить впоследствии по примеру других государств высокие пошлины на предметы роскоши. Таким образом, Новоторговый устав не во всем был либерален по отношению к внешней торговле. Табак был запрещен к ввозу из нравственно-религиозных побуждений, вино и сахар были обложены высокими пошлинами по фискальным соображениям, прочие же привозные товары оплачивались 5% рублевой пошлиной. В то же время правительство еще не увидело истинное назначение таможенных пошлин, считая его средством поощрения и развития внутреннего производства путем наложения высоких пошлин на ввозимые товары или запрещение их ввоза.

 

 

В отличие от западных стран таможенное дело в России развивалось самобытным путем. Для первой половины XVII века характерной особенностью таможенно-тарифной политики являлись низкие, по сравнению с Западом, тарифные ставки, то есть, по сути дела, в стране проводилась фритредерская политика. Это была одна из причин того, что контрабанда в этот период не представляла угрозы для государства.

К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба, а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.

Введение Новоторгового устава 1667 года, носившего ярко выраженный протекционистский характер, поставило перед таможенными органами Российского государства новую серьезную задачу – борьбу с контрабандой.

 

Заключение.

     В нашей стране начало таможенной службе положил в 1653 году государь Алексей Михайлович, подписав Именной указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров". Этот указ получил название Единого таможенного устава. Через триста с лишним лет указом Президента РФ 25 октября 1991 года в России был образован Государственный таможенный комитет, и именно этот день был объявлен Днём Российского таможенника. Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России. В отличие от западных стран таможенное дело в России развивалось самобытным путем. Для первой половины XVII века характерной особенностью таможенно-тарифной политики являлись низкие, по сравнению с Западом, тарифные ставки, то есть, по сути дела, в стране проводилась фритредерская политика. Это была одна из причин того, что контрабанда в этот период не представляла угрозы для государства. Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте, «чтобы его государев указ всем людям был ведом».

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины XVIII века.

К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба, а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора. Введение Новоторгового устава 1667 года, носившего ярко выраженный протекционистский характер, поставило перед таможенными органами Российского государства новую серьезную задачу – борьбу с контрабандой. Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте, «чтобы его государев указ всем людям был ведом».Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав. Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины XVIII века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Хрестоматия по Истории России. ТТ. 1-2, М., 1994.

Кисловодский Ю.Т. - История таможенного дела и права России М.: 2007

В. В. Пиляева История таможенного дела и таможенной политики России БалтРус, 2007 г.

История России с начала XVIII в. до конца XIX в. Под ред. А.Н.Сахарова, - М., 2006

Е.В.Анисимов. Россия без Петра , СПб, 2003

В.И.Буганов. Мир истории. Россия в XVII столетии. - М., 2002

И.Н.Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.), - М., 1999.

Н.П.Ионичев Внешние экономические связи России (IX - начало XX века), - М., 2001.

В.О.Ключевский. Краткое пособие по русской истории. - М., 1996.

Г.П.Латышева, М.Г. Рабинович. Москва и московский край в прошлом. - М., 1973.

Р.Г.Скрынников. Третий Рим. СПб, 1994.

Творогов. Древняя Русь. События и люди. - М., 1994.

Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., СПб. 1995.

Список литературы

1.Ершов А.Д. Основы управления  и организации в таможенномделе. СПб., 1999.

2.Кисловский Ю.Г. История  таможни государства Российского.М., 1995.

3.Шумилов М.М. История  таможенного дела России (IX-XVII вв.). СПб., 2000.

4.Таможенное дело в  России. Исторический экскурс. М., 1999. 
10. Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001. С. 108. 

 

 


Информация о работе Таможенные органы Российского государства